«Анчар» Александр Пушкин

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит
И тигр нейдет - лишь вихорь черный
На древо смерти набежит
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом:
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес - и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседам в чуждые пределы.

Анализ стихотворения Пушкина «Анчар»

Александр Пушкин по праву считается одним из выдающихся русских поэтов. Причем, его талант был по достоинству оценен еще при жизни автора, что в литературных кругах 19 века являлось редкостью. Однако у Пушкина было достаточно много врагов, и среди них – правящая элита царской России , к которой поэт также испытывал далеко не самые теплые чувства. Однако, наученный горьким опытом и не желающий вновь оказаться в изгнании, Александр Пушкин в своем творчестве более позднего периода воздержался от открытого обличения властей, завуалировав его тонкими аллегорическими образами.

Стихотворение «Анчар», созданное в 1828 году, является одним из таких произведений. Его конечный вариант вполне благопристоен и напоминает средневековую балладу. Однако до наших дней дошли черновики этого стихотворения, где недвусмысленно проводится параллель между российским царем и грозным восточным правителем, который отправляет на смерть ни в чем не повинного раба.

Анчар — смертельно опасное дерево, сок которого с незапамятных времен использовался для смазывания наконечников стрел , которым восточные воины поражали врага. Возле ядовитого анчара ничего не растет, а звери стараются обходить стороной место, где расположено это дерево. Однако это не останавливает могущественного воина, желающего добыть сок анчара. Одним взглядом он направляет в гиблое место своего слугу, заранее зная, что ему суждено умереть. Но что значит жизнь раба, когда на карту поставлен успех военной операции?

Такое поведение характерно не только для восточных владык, но и для русских самодержцев. Однако обличать в открытую российского царя, для которого жизнь простого крестьянина или же солдата не стоит и гроша, Александр Пушкин все же не рискнул. В итоге стихотворение «Анчар», если не пытаться проводить параллель с действительностью, можно отнести к разряду красивой и мрачной былины. Тем не менее, черновые варианты этого произведения недвусмысленно свидетельствуют о том, что автор на самом деле имел ввиду, когда создавал это эпическое произведение, наполненное безысходностью, жестокостью и неотвратимостью происходящего.

Исследователи творчества поэта проводят еще одну параллель между стихотворением «Анчар» и политической ситуацией в России первой половины 19 века . По их мнению, грозный восточный правитель отождествляет собой не столько царя, сколько всю страну, которая готова рассылать «послушливые стрелы», отравленные ядом, в различные страны мира. Иными словами, Россия стремится развязывать войны, чтобы упрочить мировое господство. И при этом не намерена считаться с жизнями тысяч солдат, которых отправляет на верную гибель ради осуществления своих захватнических планов.

Однако если в черновом варианте «Анчара» поэт выражает надежду на то, что мгла отступит, и грозный восточный правитель все же потерпит поражение, то в окончательной версии предугадывать ход развития событий Пушкин предоставляет самим читателям. И дело не только в том, что автор не хочет в очередной раз дразнить цензуру, которая и без того весьма придирчиво относится к каждому его произведению. Вероятно, Александр Пушкин осознает, что свергнуть самодержавие нынешнему поколению еще не под силу, и подобная идея нежизнеспособна хотя бы потому, что Россия еще не готова к столь кардинальным переменам. При этом любые попытки изменить ситуацию будут тут же пресекаться, а самым ярым патриотам и реформаторам страны предстоит пасть от стрел, отравленных соком анчара. А попросту – быть сосланными в Сибирь, невзирая на титулы, звания и благородное происхождение.

В творческом наследии А.С.Пушкина стихотворение «Анчар» выделяется особым образом. Французский писатель Проспер Мериме писал: «Это стихотворение имело несчастье быть принятым цензурой за революционный дифирамб».

План анализа стихотворения А.С.Пушкина «Анчар»
1. История создания произведения
2. Композиция (построение художественного произведения)
3. Тема, главная мысль и идея стихотворения
4. Характеристика лирического героя
5. Приемы раскрытия образов
6. Жанр произведения
7. Размер и ритм стихотворения
8. Моё отношение к произведению

1. Стихотворение «Анчар» — один из самых значимых трудов поэта. Работа над его созданием началась автором в конце августа — начале сентября 1828 года. Место написания произведения – Малинники, Тверское поместие Вульфов. Работа была завершена 9 ноября 1828 года, опубликована в альманахе «Северные цветы» (конец 1831 г., приблизительно 24 декабря).

Можно предположить, что дата — 9 ноября 1828 года — была поставлена автором в черновой рукописи намеренно. Для поэта стихотворение «Анчар» было знаковым и ему было важно привязать его к конкретному историческому периоду. Психологическое состояние Пушкина во время работы над произведением было не лучшим. Он находился под неусыпным оком цензуры. Поэт хотел уехать то за границу, то на Кавказ. Но разрешения на эти поездки он не получал. Положение Александра Сергеевича ещё усложнялось и тем, что по делу о стихотворении “Андрей Шенье” постановлением Государственного совета за ним был учрежден секретный надзор.

В литературоведческой среде известны споры о том, что подвигло поэта написать стихотворение в стиле восточной легенды. Вероятнее всего, побудительным мотивом к написанию послужило прочтение им в русской периодике заметки врача голландской Ост-Индийской компании Ф.П.Фурша о зловещем дереве, древе яда. Предполагают, что Пушкина, тонкого ценителя «звукообразов», увлекло необычное слово «анчар» и запомнился сам факт существования рокового, всеустрашающего дерева.

Также в истоках создания стихотворения лежит тот факт, что «Анчар» — это поэтический ответ на укоры Катенина, который в неявной форме осуждал работу Пушкина «Стансы», отыскав в ней мотивы лояльности царю.

2. Стихотворение «Анчар» построено по следующему принципу:
— завязка произведения,
— основной конфликт (противоречие), развитие действия — это вторая композиционная часть (она начинается с союза «Но»)
— скоротечная развязка (она начинается с противительного союза «А»)

В стихотворении всего девять строф. В завязке (первые пять строф) автор представляет нам анчар. Анчар – это название индийского дерева, сок которого содержит в себе смертельный яд. Жители Востока рассказывали о нём много легенд.

Последняя строфа, начинающаяся с противительного союза «А» — рассказывает нам о том периоде, когда раба уже нет в живых. Для чего нужна была смола царю? Напитать ядом «послушливые стрелы», предназначенные для соседей.

3. О чём стихотворение «Анчар»? Это стихотворение о неправедном мироустройстве, о роли человека в нём.

Это произведение — о трагических, непримиримых взаимоотношениях между непобедимым владыкой и бедным, бесправным рабом. Пушкин в своём произведении обращается к теме, которая красной нитью проходит через всё его творчество: теме свободы и тирании.

В начале стихотворения автор вводит понятие «анчар», это «древо яда». Ядом, который присутствует в дереве, пропитано всё, от корней до листьев. Всякое живое существо, приближающееся к страшному дереву, гибнет. Ни зверь, ни птица не подходят к нему, зная его вредоносное свойство. А высшее существо на земле – человек, посылает к дереву другого человека за смертельной смолой.

Главная мысль стихотворения – активный протест Пушкина против беспредельной власти одного человека над другим. Трагедия заключается в том, что эту власть как носитель её (князь, царь), так и подданные (бесправные рабы) находят естественной и законной.

Главная тема стихотворения – вселенское зло, рассматриваемое как с философской, так и с общечеловеческой точки зрения. Зло – бич человечества. Символ зла – анчар – «древо смерти». С анчаром соотносится философская проблема жизни и смерти.

4. Лирический герой — «условное литературоведческое понятие, охватывающее весь круг произведений, созданных поэтом». Ставить знак равенства между личностью поэта и лирическим героем не следует.

Мысли, чувства лирического героя на протяжении повествования меняются. Вначале лирический герой рассказывает нам о дереве анчар, несущем смерть всему живому. Он повествует довольно спокойно, настолько, насколько спокойно можно говорить о смерти. Но зловещий холодок, грозные интонации присутствует в его рассказе. Далее градус повышается. Лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. А человек, которого природа наделила высшим разумом (!) отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть к происходящему.

5. Приемы раскрытия образов (на примере пейзажа)
Главная задача заключается в том, чтобы понять, как пейзаж способствует раскрытию замысла стихотворения. Пейзаж аскетичен и выразителен. Пейзаж в стихотворении несёт негативную нагрузку, он – олицетворение смерти. Всё, что перед нашими глазами, пропитано трагизмом.

Тропы и фигуры (языковые средства образного раскрытия идейного содержания произведения и авторской оценки):
Эпитеты: «В пустыне чахлой и скупой», «Песок горючий», «Вихорь чёрный»
Метафоры: «Природа породила…напоила» «Вихорь набежит…мчится прочь»
Антитеза (противопоставление): «владыка» — «раб»
Старославянизмы и архаизмы: «хладными» «ввечеру», «вихорь», «послушливые»

6. Жанр
«Анчар» — произведение философской направленности. Жанр стихотворения — лиро-эпическое сюжетное стихотворение. Повествование стилизовано под притчу, древнюю легенду.

7. Размер и ритм
Размер стихотворения «Анчар» — четырёхстопный ямб.

Проводя анализ стихотворения «Анчар», нельзя не обратить внимание на его ритмическое своеобразие. В первых пяти строфах, дающих определение анчару, имеется сходное расположение ударений. В каждой строке три ударения, шестой слог – безударный. За счёт этого ритмический рисунок в интонационном отношении однороден. Такого рода однородность вполне оправдана. Идёт перечисление свойств анчара. Исключение составляют только четырехударные и двухударные строки.

Четырёхударные: «Стоит – один во всей вселенной», «И тигр нейдет – лишь вихорь черный», «Стекает дождь в песок горючий».

Двухударная: «И застывает ввечеру»

«Но человека человек…» — дважды повторенное слово «человек» подчёркивает напряжённость ситуации. Лирический герой потрясён, в его голосе чувствуется негодование. Здесь Пушкиным объединяются все средства звуковой выразительности: повторение слов, повторение звуков, доминирование звука «а» («Послал к анчару властным взглядом»). Начало второй части поддержано и ритмически. Шестая строфа, начинающаяся с союза «но» — двухударна.

Что касается показа истории раба, то здесь тоже имеется свой интонационный и ритмический рисунок. Повествование идёт на трёхударных строках. Когда наступает трагическая развязка — «И умер бедный раб у ног» следует четырёхударная строка, а за ней – двухударная.

Вывод: объединение всех деталей, элементов, вплоть до расположения ударных и безударных слогов, придают своеобразие ритму, и обусловливают художественную ценность, силу и весомость произведения.

8. Стихотворение «Анчар» мне понравилось своей мощью, чётко выписанными поэтическими образами, необычными сравнениями, уникальным подходом к раскрытию темы.

Казалось бы, Пушкин рассказал нам просто притчу, но эта притча – дремлющий вулкан.

Пушкин — певец свободы, он всегда на страже прав человека.

Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение «Анчар» в 1828 году. Спустя два года после возвращения из ссылки. Впервые произведение было опубликовано в альманахе «Северные цветы». Это стихотворение наполнено философским смыслом, оно стилизованное под древнюю легенду.

Сюжет стихотворения перекликается с легендой о дереве анчар, которое растет на острове Ява. Дерево настолько ядовито, что не только сок его ядовит, а даже окружающий его воздух способен убить любого, кто приблизится к нему. Эта легенда была достаточна популярна. К образу анчара прибегал не один писатель.

Стихотворение написано иносказательным языком. В нем скрыт тайный смысл. Анчар – это образ деспота, наделенного неограниченной властью, который уничтожает и разрушает все живое. Литературоведы ведут споры, кто или что, по задумке автора скрывается под маской анчара. Ведь он не раз затрагивал тему свободы и тирании в своих произведениях.

Для Пушкина это произведение играло особе значение. Оно имеет тесную связь с той эпохой, в которой жил поэт. Александр Сергеевич подвергался гонениям и цензуре со стороны правительства. Под этим тягостным гнетом и создавалось произведение.

Предлагаем Вашему вниманию текст стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»:

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит -
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес - и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

Анализ стихотворения «Анчар» Пушкина

Пристальное внимание цензуры к произведениям Пушкина заставляло его высказывать свои мысли в аллегорической форме. Тем самым он мог доносить свои взгляды до читателя, ищущего тайный смысл между строк. Примером такого стихотворения является «Анчар», написанный в 1828 г.

Публикация произведения все же вызвала подозрения у графа Бенкендорфа, зловещего начальника III Отделения. Пушкин был вызван для дачи объяснений. Следует заметить, что царская цензура не отличалась проницательностью. Завуалированные запретные мысли часто так и не были разгаданы государственными чиновниками. Стихотворение было одобрено для печати с условием изменения «царя» на «князя».

Произведение основано на легенде о дереве анчар, которое якобы является источником сильнейшего яда. Пушкин изображает яркую картину выжженной солнцем пустыни. Только в такой безрадостной местности «в день гнева» могло появиться зловещее дерево. Оно целиком пропитано ядом и не приносит никакой пользы. Не только животные, но даже природные явления обходят его стороной. Малейшее прикосновение к анчару передает убийственную отраву.

Только человек, обладающий безжалостным характером, мог додуматься извлечь из ядовитого дерева пользу. Здесь Пушкин обвиняет высшую власть в том, что она использует любые средства для достижения собственной цели. Царь, пославший верного раба на неминуемую смерть, виновен в двух преступлениях. Во-первых, он погубил человека, который был послушным орудием в его руках. Раб не мог ослушаться приказания, но он даже не сделал попытки спастись. В этом заключается ужасное следствие неограниченной власти, которая меняет сознание людей, превращая их в бессловесных рабов. Во-вторых, царь не просто ведет завоевательные войны, а превращает убийство неприятелей в мучительную пытку и страдания от смертельного яда.

Стих содержит скрытые намеки на самодержавие. Реакционный режим Николая I безжалостно подавлял все проявления свободы и независимости. При этом совершенно не учитывалась воля отдельного человека. Власть пыталась поставить под государственный контроль все сферы общественной деятельности. И это ей во многом удалось. Высшим благом страны объявлялось желание императора, который признавался «помазанником Божьим». Его решения должны были неукоснительно исполняться.

Величие Пушкина заключается не только в его художественном таланте, но и в обращении к острейшим общественным проблемам. Стихотворение «Анчар» — достойный вклад поэта в обличение тирании.

Текст стихотворения «Анчар» Пушкина был написан в 1828 году. Произведение создано после двух южных ссылок. Поэт использует более сложный, торжественный язык и приемы аллегории. В основе стихотворения - сюжет древней легенды о ядовитом дереве, растущем в безлюдной пустыне. В современных Пушкину периодических изданиях появлялись материалы о том, что на востоке для смазки оружия используют яд анчара. Добыча его связана с опасностью для жизни.

Основная тема, звучащая в произведении - тема свободы, неволи и власти. Она раскрывается в сюжете стихотворения, близкого по стилистике к жанру притчи. В первой части стиха повествуется о природе. В далекой безлюдной пустыне растет дерево анчар. Порожденное природой в день гнева, это дерево несет гибель всему живому. Его крона и корни, мертвые листья пропитаны смертоносным ядом. Ничто живое, ни птицы, ни хищные звери не смеют приблизиться к нему, и даже дождь, попав на ветви, стекает с них уже ядовитыми каплями. Пролетая мимо дерева смерти, его боится коснуться даже черный вихрь. Вторая часть стиха раскрывает отношения людей: всесильного господина и подневольного раба. Один наделен властью, а участь другого – быть его послушным орудием. Поэт показывает социальные отношения в человеческом обществе. Обществе, в котором законы бесчеловечны, а судьбой человека имеет полное право распоряжаться наделенный властью. Господин посылает раба в мертвую долину за ядом. Он знает, что обрекает его на смерть. Об этом знает и раб, который не смеет противостоять воле властного хозяина своей судьбы. Покорный слуга беспрекословно подчиняется приказу и доставив господину черную ядовитую смолу, молча гибнет у его ног. Александр Сергеевич Пушкин рассматривает тему общемирового зла и тирании в общефилософском аспекте. Корень зла - в законах, допускающих полную власть одного человека над другим. Носитель зла – владыка-князь, который использует яд, добытый ценой человеческой жизни для того, чтобы пропитать им оружие и отнять жизни у тысяч других. Но не меньшее зло олицетворяет и безропотный послушный раб, в котором законы сильных мира сего убили волю и личность.

Проблема человеческого закона, иерархии общества, мирового зла возрастает в стихотворении до вселенских масштабов. А аллегория слишком прозрачна, чтобы не вызвать к поэту множества вопросов от руководителя 3-го Отделения тайной канцелярии. Читать стих Пушкина «Анчар» на уроке по литературе можно на сайте.

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит
И тигр нейдет - лишь вихорь черный
На древо смерти набежит
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом:
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес - и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседам в чуждые пределы.