Недавно в Совете безопасности РФ обсуждались рекомендации по подготовке кадров в рамках национального проекта "Цифровая экономика России". В частности, говорилось о необходимости повышения практико-ориентированных компетенций обучающихся в сфере информационных технологий. На "Деловом завтраке" в "Российской газете" мы расспросили ректора Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Никиту Анисимова, для кого вуз готовит специалистов по цифровой экономике и как решает кадровую проблему на Дальнем Востоке.

Никита Юрьевич, на базе вашего университета действует первая в России школа цифровой экономики. Что вы вкладываете в понятие "цифровая экономика"?

Никита Анисимов: Цифровая экономика - это экономика, основанная на данных, которые уже проникают во все сферы нашей жизни: "умные города", искусственный интеллект, технологии дистанционного зондирования Земли, даже искусство уже становится цифровым. Большие данные, блокчейн, виртуальная и дополненная реальность, интернет вещей - все это требует специальных знаний и навыков для создания новых конкурентоспособных решений и продуктов. Это значит, что в ближайшем будущем хэдхантеры начнут настоящую охоту за специалистами с цифровыми компетенциями, и наши выпускники будут самыми востребованными на новых рынках.

Вам не кажется, что в последнее время очень много говорится о цифровизации? У вас нет опасений, что попросту можем "заболтать" эту тему…

Никита Анисимов: Я думаю, наоборот, слишком мало об этом говорим. Мы рискуем непоправимо отстать, если не будем об этом говорить, а только думать и молчать.

Когда технопарк появляется только в 20-х годах XXI века на Дальнем Востоке, вот это можно назвать отставанием. Мы заболтали слово "инновации", реальную задачу, которая заключается не в том, чтобы построить здание, а в том, чтобы создать набор инструментов для поддержки молодежи. Когда они только пытаются выйти на сложный азиатский рынок, который перенасыщен предложениями. Им нужна сильная поддержка, как это сделано, например, в центральных регионах России. Это и фонды развития, и Сколково с его льготами, и множество инструментов финансовой поддержки. В созданном у нас технопарке, который уже работает, оказываем поддержку нашим ребятам всеми доступными нам способами.

Хэдхантеры скоро начнут настоящую охоту за специалистами с цифровыми компетенциями, и наши выпускники будут самыми востребованными на новых рынках

Как в вашем вузе будут обучать цифровизации, существуют ли уже какие-то стандарты?

Никита Анисимов: Открытие Школы цифровой экономики в ДВФУ отвечает одной из ключевых задач федеральной повестки - подготовка кадров для цифровой трансформации региональной и национальной экономики. Мы начали с пяти уникальных в масштабах страны магистерских программ. Это "Кибербезопасность", "Технологии виртуальной и дополненной реальности", "Искусственный интеллект и большие данные", "Управление развитием территорий на основе технологий и данных дистанционного зондирования Земли" и "Цифровое искусство". Все программы были собраны в партнерстве с технологическими лидерами и ведущими исследовательскими центрами. Во многом это еще эксперимент, и программы могут претерпевать изменения в процессе обкатки, но то, что школа станет точкой, где сойдутся высокотехнологичный бизнес, наука и образование, - это факт. Что касается стандартов, то модель обучения будет опираться на проектную деятельность и разработку цифровых проектов совместно с ведущими компаниями.

Как в ДВФУ работают с талантливыми детьми? Скоро в Приморье появятся научные центры, подобные сочинскому "Сириусу"?

Никита Анисимов: Такие задачи решаются ощущением ответственности руководителей за ту молодежь, которая живет у них в регионах. Если человек понимает, зачем нужен "Сириус" в регионе, то он появится завтра. Очень ждем, что новое руководство края реализует задачу, обозначенную в поручении президента. А пока мы работаем с ребятами, которые стремятся к знаниям, в ожидании открытия своего дальневосточного "Сириуса". За последние два года провели более 20 интенсивов и проектных школ по иностранному языку, математике, естественным наукам для молодежи не только Приморского края, но и всего Дальнего Востока. Результаты не заставили себя ждать: не прошло и полутора лет, как наши ребята поехали на финал Всероссийской олимпиады школьников. Такого в Приморском крае не было уже несколько лет.

Максим Ильясов, ученик выпускного класса школы поселка Бобровский Свердловской области, спрашивает вас: меня очень увлекает все, что связано с программированием, цифровыми технологиями. Мы с родителями переезжаем на Дальний Восток, насколько развито это направление в вашем университете?

Никита Анисимов: Сейчас на рынке фиксируется огромная нехватка программистов. В этом году проходной балл по ряду направлений в области информатики, компьютерной безопасности был от 72 до 75, в зависимости от направления подготовки. Программисты не дотянули до рекордных цифр, которые показали международники, где проходной балл был больше 80. Но в Приморском крае, где не так много ребят сдают ЕГЭ по информатике, большой спрос на направления, связанные с программированием, продиктован тем, что к нам приезжают ребята со всей страны. В следующем году количество бюджетных мест, например, на прикладную информатику - 50, на прикладную математику и информатику - 66, всего - более 300 бюджетных мест на разные IT-специальности. Пробуйте свои силы...

А куда сегодня самый большой конкурс? Чему хотят учиться?

Никита Анисимов: Огромный поток желающих в Школу биомедицины. Этот молодой факультет открыт с 2012 года, работает в очень плотной связке с Медицинским центром ДВФУ. В нем проходит около 7 тысяч высокотехнологичных операций в год, трудится множество профессионалов, в том числе из-за рубежа. У студентов и ординаторов есть возможность стажироваться, не выходя из здания! Поэтому конкурс сюда очень большой...

В этом году ДВФУ впервые попал в так называемую зеленую зону по баллу ЕГЭ у поступивших на бюджетное отделение. Какие факультеты рекордсмены по высокобалльникам?

Никита Анисимов: Приемная кампания-2018 подтвердила, что ДВФУ стали чаще выбирать талантливые абитуриенты. 41 человек - со 100-балльными результатами по ЕГЭ, почти 800 высокобалльников, которые набрали 230/320+ баллов за три/четыре экзамена (для сравнения, год назад таких было чуть больше 600). Средний балл ЕГЭ за год у нас вырос на 3 пункта. Самый высокий средний балл был у журналистов - 92,3, у юристов - 87,4, у международников - 86,7, у востоковедов - 85,5, у медиков на "лечебном деле" - 81, на робототехнике - 78 баллов. Причем, как я уже сказал, с такими высокими баллами поступают ребята со всей России. Только из Москвы приехали учиться 30 человек. Для тех, кто поступил с высокими баллами (230+), мы запустили специальную программу поддержки талантливых студентов Academic Excellence and Honors Education, которая включает в себя систему тьюторского сопровождения и индивидуальной грантовой поддержки. Это позволит талантливым первокурсникам ДВФУ выстраивать индивидуальные образовательные траектории для максимального развития своего потенциала.

Приезжие обучаются и уезжают к себе, а местные рискуют остаться без высшего образования. Можно ли для местных выпускников выделить специальные квоты?

Никита Анисимов: Я не вижу риска для ребят, которые живут в Приморье, поступить в любой понравившийся им вуз по результатам ЕГЭ, который является объективным механизмом контроля качества знаний. Оценивать качество школьного образования во Владивостоке мне, пожалуй, сложно. Хотя, когда вижу статистику, что средний балл ЕГЭ по математике по Приморью менее 42 баллов, то повод переживать есть. Но забирать этим право у ребят из Свердловской области поступать в ведущие университеты страны по результатам ЕГЭ я не готов. В наших школах при университете учатся более 2,5 тысяч школьников, и они сдают в среднем на 60 баллов. У нас есть девочка, которая получила две стобалльные отметки на ЕГЭ. И сейчас она - студентка ДВФУ. Поэтому нужно не стесняться учиться, где бы ты ни жил, и тогда будут открыты двери любого университета страны. Подростку нужно как можно раньше задумываться, что будет с ним через 10-15 лет.

Про меня в свое время очень многие говорили как о мальчике, который лишен детства. В 15 лет я поступил в мехмат МГУ, в 23 года защитил кандидатскую диссертацию. В 38 лет я стал ректором ДВФУ. Да, в чем-то я был лишен детства, но, поверьте, я ни о чем не жалею.

Вы готовите специалистов под реализуемые проекты на Дальнем Востоке?

Никита Анисимов: На последнем Восточном экономическом форуме наш университет заключил соглашения о подготовке специалистов для авиакомпании "Аврора", Дальневосточного морского пароходства, СИБУРа и др. Мы договорились, что совместно с Агентством по развитию человеческого капитала займемся разработкой новых образовательных программ, студенты которых будут проходить практику в компаниях-партнерах с перспективой трудоустройства. Кроме того, мы запустили новую модель образовательного партнерства с работодателями Дальнего Востока. Университет готов включаться в разработку кадровых стратегий для предприятий, которые приходят или уже работают на Дальнем Востоке, открывать совместные образовательные модули в интересах партнеров, чтобы обеспечить регион квалифицированными кадрами.

Еще год назад минпромторг и ФГУП НАМИ заявляли, что кампус ДВФУ может стать зоной тестирования беспилотного транспорта. Получилось?

Никита Анисимов: Мы обратились во все инстанции с просьбой запустить зону тестирования беспилотного транспорта на острове Русский. Но, к сожалению, бюрократическая машина пока нас победила. Для запуска беспилотного транспорта в нашей стране, как выяснилось, требуется соблюсти слишком много условий. И это возможно только на закрытых территориях, таких, как "Сириус" и Сколково, где уже были первые пробные запуски беспилотного транспорта. У нас же на территории кампуса одновременно находятся около 15 тысяч человек. Это зона повышенного риска, которая требует большого количества согласований и контроля за происходящим. Между ведомствами до сих пор происходят очень жесткие дебаты по этому поводу, но с открытием на острове юридического заповедника, я думаю, недалек тот час, когда мы с радостью запустим беспилотник. Мы уже сделали лабораторию, осталось определиться с платформой и индустриальными партнерами. Сейчас в лидеры по беспилотному транспорту выходит Яндекс, с которым мы ведем переговоры и надеемся найти общий язык в этом вопросе.

Студент первого курса ДВФУ Егор спрашивает вас: собирается ли вуз решать вместе с городом транспортный вопрос? Муниципальные автобусы ходят на остров через пень-колоду и переполнены. Добираться большая проблема.

Никита Анисимов: Прекрасно понимаю Егора и разделяю его негодование. Поверьте, когда на улице минус 20, на остановке стоит толпа, а автобус ходит один раз в 20 минут... тут не до смеха. И так два раза в день. Но из-за неурядиц, которые происходят у нас в системе управления городом и краем, нам довольно сложно добиться от тех, кто отвечает за транспортную доступность, решения этого вопроса. Пока заявлено, что еще один автобус на 100 мест начинает курсировать на маршруте город - остров. Нам удалось договориться, что в пиковые часы будут пускать больше автобусов. Конечно, мы боремся, и пишем, и встречаемся с руководством края, но ситуация пока решается медленно.

Одна из горячих тем осени - переход вузовских лекций в формат онлайн-курсов. Высшая школа экономики готова за пару лет сделать все лекции виртуальными. Как вам идея?

Никита Анисимов: В этом учебном году более 12 тысяч наших студентов будут слушать онлайн-курсы ведущих университетов страны: Физтеха, МГУ, ВШЭ, Питерского политеха и др. К примеру, все инженеры первого года обучения будут слушать онлайн-курс по математике Инны Садовничей - доктора наук из МГУ. Наши преподаватели будут сопровождать освоение этого курса "на местах", помогать, если студенту что-то непонятно в лекции. Я вижу в этом только преимущества. Да, преподаватели опасаются, что останутся не у дел. Это не так. Преподаватель - такой же ключевой капитал университета, как и студенты, это его база. Поэтому я буду выступать за взаимодействие двух режимов: онлайн и офлайн.

ДВФУ на острове Русском является одним из самых крупных вузов на Дальнем Востоке России, а его кампус считается одним из лучших в мире. Размер вуза равен небольшому городку, который вырос посреди дикой природы. Фото: Юрий Смитюк/ ТАСС

Молодой ученый-экономист Надежда Часова спрашивает: какие меры материальной поддержки молодых ученых есть в вашем вузе?

Никита Анисимов: Каждый год проводим грантовые конкурсы для молодых ученых совместно с Фондом целевого капитала ДВФУ. Ученые получают целевые гранты в размере 2 миллионов рублей в год на приоритетные направления развития. В этом году, например, для нас такими приоритетами являются виртуальная (VR) и дополненная (AR) реальность, востоковедение и ресурсы мирового океана. Кроме того, у нас есть программа финансовой поддержки аспирантов и докторантов. В среднем ежемесячные доплаты аспирантам составляют 40 тысяч рублей, докторантам - 50 тысяч. За счет программы "Мотивация" предусмотрены дополнительные выплаты за опубликованные в научных изданиях статьи. К примеру, за публикации материалов в Science и Nature полагается до одного миллиона рублей.

ЕГЭ - не единственный способ контролировать качество знаний. Есть ребята, которые могут проявлять свои способности в естественных науках, не выдавая высоких результатов на экзаменах

В этом году был прилично сокращен перечень олимпиад школьников, которые дают льготы при поступлении в вузы. Многие ребята не могли подтвердить свой "олимпийский" результат высокими баллами ЕГЭ. На ваш взгляд, сокращение - необходимая мера? Сколько олимпиадников в этом году вы приняли?

Никита Анисимов: В ДВФУ зачислено 18 победителей и призеров всероссийских олимпиад. В 2007-2009 годах я был ответственным секретарем Российского совета олимпиад школьников. И уже тогда шли дискуссии о том, должны ли результаты олимпиад соотноситься с результатами ЕГЭ? По каким предметам должна проводиться олимпиада? Вы знаете, что долгое время олимпиады проводились исключительно по традиционным предметам. Пока не появился президентский проект "Национальная техническая инициатива" и Олимпиада НТИ по 19 междисциплинарным направлениям, таким, как "Агробиотехнологии" или "Интеллектуальная робототехника". Сегодня участие и победа в этой олимпиаде засчитывается при поступлении в вузы.

Убежден, что ЕГЭ - не единственный способ контролировать качество знаний. Есть ребята, которые могут проявлять свои способности в естественных науках, не выдавая высоких результатов ЕГЭ. И олимпиады, несомненно, имеют право на существование. Уверен, нынешнее руководство минобрнауки будет объективно оценивать не только их количество, но и качество.

Рособрнадзор собирается менять систему госаккредитации и лицензирования вузов. Возможно, появятся три уровня аккредитации. Вы к переменам готовы?

Никита Анисимов: Реформа действительно назрела. Сейчас стоит вопрос не столько борьбы с нарушителями, сколько вопрос повышения качества образования. Только здесь важно не связывать два процесса: бюрократический и содержательный. Конечно, ответственность за то, что происходит в образовании, должна быть. Скажу так: мы слишком не доверяем тем людям, которым отдали учить своих детей. На мой взгляд, это огромная проблема всей системы высшего образования. А будут уровни аккредитации или нет… Либо мы хорошо учим, и любой эксперт это подтвердит, либо мы учим плохо, и тогда уж точно найдутся те, кто это проверит.

Ключевой вопрос

По невостребованным в России специальностям будем обучать иностранцев

Обучение иностранцев - важное направление для вашего вуза. Как привлечь иностранного студента в Россию - есть секрет?

Никита Анисимов: Секрет прост: нужно делать такие образовательные программы, которые будут конкурировать с топовыми программами ведущих университетов мира. Это как раз к вопросу о контроле качества: ориентироваться не на документы, а на конкурентоспособность на мировом образовательном рынке. Добиться этого сразу по всему университету сложно, но по конкретным образовательным программам - вполне подъемная история. Например, мы сейчас запускаем совместную двухдипломную образовательную программу с МГИМО на английском языке. Для нее сформированы две учебные группы - для студентов-россиян и иностранцев. Скажу больше, все двухдипломные программы, которые мы сейчас запускаем с российскими университетами, будут программами, адаптированными под иностранцев. Кроме того, что иностранцам у нас интересно учиться, они комфортно себя чувствуют в комфортных условиях кампуса ДВФУ.

Вы говорили, что университету нужна система замещения российских студентов на иностранных на тех направлениях подготовки, потребность в которых временно отпадает в России. Как это будет?

Никита Анисимов: Речь о том, что необходим внятный механизм замещения студентов на образовательных программах в случае падения заказа на выпускаемых специалистов в нашей стране. Ежегодно контрольные цифры приема в вуз распределяются по конкурсу. Например, уже известно, что у нас на 2019/2020 учебный год сильно снизился бюджетный набор на машиностроительное направление подготовки. Но это не повод закрывать всю специальность. Нельзя закрывать машиностроение на Дальнем Востоке, даже если госзаказ был снижен по тем или иным причинам. Значит, мы должны обеспечить замещение, пусть временное, и обучать иностранцев из тех государств, где есть спрос на развитие машиностроения. Так мы сохраняем специальности, которые в силу перехода в цифровую эпоху менее популярны, и одновременно продвигаем российскую образовательную систему и культуру.

Ректор Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Никита Анисимов возглавит межведомственную рабочую группу Ассоциации ведущих университетов России по вопросам развития образования. Предложение озвучено на встрече председателя правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева с главами ведущих вузов страны, где одним из ключевых вопросов обсуждалась разработка национальных проектов в сфере образования и науки.

"На ближайшие шесть лет задачи у нас весьма амбициозны, они обозначены в президентском указе №204. Большинство из них не может быть эффективно решено без сильной высшей школы, то есть без новых специалистов, идей, разработок, - подчеркнул на встрече с ректорами Дмитрий Медведев . - Правительство сейчас разрабатывает национальные проекты в сфере образования и науки. В этих проектах будут сведены воедино и детализированы все наши планы, механизмы их выполнения, заложено финансирование, что исключительно важно. Я просил бы всех коллег-ректоров подключиться к этой работе".

По словам ректора ДВФУ Никиты Анисимова , предложение возглавить рабочую группу Ассоциации ведущих университетов России по вопросам развития образования очень почетно и несет большую ответственность.

"Ректоры высказали на встрече в общей сложности около 20 предложений. Председатель правительства все их прокомментировал, дал соответствующие поручения. По общему ощущению, это только начало разговора. Продолжим работу в формате межведомственной группы по вопросам развития образования. Перед нами стоит ответственная задача, ведь мы должны соблюсти баланс между всеми участниками образовательного процесса", - прокомментировал Никита Анисимов.

Ректор также отметил, что доработка программ развития Дальневосточного федерального университета идет в ногу со временем и четко соответствует приоритетам, которые ставит руководство страны перед высшей школой:

"Роль ДВФУ как ведущего вуза страны - трансляция передовых подходов и технологий на федеральный округ, обеспечение взаимодействия ведущих вузов страны, прежде всего Москвы и Петербурга, с университетами в регионах Дальнего Востока".

По итогам встречи Никита Анисимов отметил, что премьер-министр уделил большое внимание онлайн-образованию, аспирантуре, отношению к научной деятельности в молодежной среде, развитию кампусов университетов, реализации национального проекта 5-100, в котором ДВФУ участвует с 2013 года вместе с ведущими вузами страны.

Дмитрий Медведев подчеркнул ключевую роль проекта 5-100 в усилении глобальных позиций российского образования. По его словам, одним из показателей развития являются места в международных университетских рейтингах, и российским вузам удается демонстрировать позитивную динамику даже в условиях возрастающей конкуренции среди мировых научно-образовательных центров. Так, в 2018 году Дальневосточный федеральный университет поднялся на 110 пунктов во всемирном рейтинге QS и расположился в группе ведущих вузов с 541 по 550 место.

Председатель правительства заявил, что в России должна быть создана единая платформа для вузовских онлайн-курсов. Для развития цифрового образования в 2017 году Минобрнауки определил 10 региональных центров компетенций, одним из которых стал ДВФУ. В университете создан Дальневосточный центр онлайн-обучения, где преподаватели региона учатся эффективнее использовать дистанционные технологии и самостоятельно разрабатывать онлайн-продукты.

Также премьер-министр обсудил с главами университетов результаты единого государственного экзамена и кампанию по набору студентов. Дмитрий Медведев напомнил, что в 2018 году план приема в вузы был увеличен на 9 тысяч мест и в общей сложности превышает 514 тысяч мест.

На Четвёртом Восточном экономическом форуме (ВЭФ), прошедшем во Владивостоке с 11 по 13 сентября, Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке (АРЧК ДВ) и Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) заключили меморандум о сотрудничестве в рамках реализации программы «Технопарк «Русский» в части развития человеческого капитала и обеспечения трудовыми ресурсами. Соглашение подписали генеральный директор АНО «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке» Сергей Ховрат и ректор ДВФУ Никита Анисимов.

Подписание документа стало поводом к разговору о взаимодействии между ДВФУ и АРЧК ДВ, которое продолжается уже не первый год, имеет свою историю и новые актуальные направления развития. Вот как оценивает перспективы сотрудничества ректор Дальневосточного федерального университета Никита Анисимов:

«Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке - системный стратегический партнёр нашего университета. Одним из направлений деятельности этого института развития Дальнего Востока является работа с людьми, формирование у них определённых профессиональных компетенций. И здесь сотрудничество АРЧК ДВ с ДВФУ, по моему ощущению, позволяет ускорить приток специалистов на предприятия Дальнего Востока. И не только на новые, созданные на территориях опережающего развития (ТОР) или получившие статус резидента Свободного порта Владивосток (СПВ), но и на уже действующие производства.

Должен сказать, что довольно большая доля выпускников ДВФУ работает сегодня в других регионах Дальнего Востока - не в Приморье. В августе Правительством Российской Федерации была утверждена «Программа мероприятий по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики ДФО и поддержке молодежи на рынке труда на период до 2025 года», подготовленная Министерством науки и высшего образования совместно с Министерством по развитию Дальнего Востока и АРЧК ДВ. В этом документе можно увидеть, что целевой заказ на специалистов, подготовленных в нашем университете, простирается далеко за пределы Приморского края и охватывает самый широкий спектр направлений. Взаимодействие в подготовке кадров для предприятий ТОР и СПВ - одно из основных направлений совместной работы ДВФУ и АРЧК ДВ.

Хотел бы подчеркнуть, что в 2018 году среди абитуриентов, поступавших в университет, были представлены практически все субъекты Российской Федерации. В рамках работы на Восточном экономическом форуме мы договорились с Генеральным директором АРЧК ДВ Сергеем Ховратом, что одной из наших приоритетных задач будет закрепление ребят из недальневосточных регионов остаться жить на Дальнем Востоке. Будем целенаправленно готовить их к работе в местных компаниях - в том числе и к созданию своего дела на базе Технопарка «Русский», который мы учредили на прошлом Восточном экономическом форуме. Взаимодействие по этому направлению стало одним из предметов нашего нового соглашения на ВЭФ-2018.

Всего за один год к работе Технопарка «Русский» в ДВФУ подключились 58 резидентов, которые дают региону новые рабочие места. В этом и заключается одна из задач высшего образования - не просто подготовить специалиста для работы на производстве, а сформировать профессионала, который в дальнейшем сможет создавать экономику и возможности трудоустройства для других людей. Технопарк «Русский» позволяет резидентам работать удалённо. Мы, как в своё время и «Сколково», пошли по пути, когда можно физически находясь, к примеру, на Камчатке, получать все льготы резидентов Технопарка «Русский». И это ещё одно направление взаимодействия ДВФУ и Агентства по развитию человеческого капитала - подготовка кадров для компаний, которые являются резидентами нашего технопарка.


Важное направление сотрудничества, о котором нельзя не сказать - реализация в Дальневосточном федеральном университете проекта Chief Data Officer (CDO), соглашение о котором также было подписано в рамках Четвёртого Восточного экономического форума. Проект предусматривает создание в ДВФУ центра компетенций в сфере управления и цифровой экономики. В нём будут разрабатывать образовательные программы, проводить обучение государственных служащих, повышать их цифровую грамотность и готовить управленческие команды органов власти к работе с данными в условиях цифровой экономики.

Данный проект в комплексе с подписанным на ВЭФ соглашением между ДВФУ и АРЧК ДВ позволит готовить губернаторские команды по новым образовательным технологиям. Эти программы впервые были апробированы в университете в рамках интенсива «Остров 10-21» в июле 2018 года. Тысяча профессионалов - предприниматели из области высоких технологий и руководители субъектов Дальневосточного федерального округа - прошли обучение в формате 12-дневного интенсивного образовательного курса. Совместную работу над проектом Chief Data Officer я бы выделил в отдельное перспективное направление сотрудничества ДВФУ и Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке.

Университет работает с людьми. Миссия Агентства по развитию человеческого капитала - направлять людей туда, где они нужнее всего, помогать им стать профессионалами в полной мере. Подготовка кадров, работа с Технопарком «Русский» и по новому направлению Chief Data Officer - вот три основных вектора взаимодействия между ДВФУ и АРЧК ДВ. Наше сотрудничество уже доказало свою эффективность, и мы уверены в его будущем».

Громкий коррупционный скандал во Владивостоке: ректор Дальневосточного федерального университета Сергей Иванец обвиняется в «организации злоупотребления должностными полномочиями», сообщает корреспондент сайт со ссылкой на пресс-службу Следственного управления Следственного комитета РФ по Приморскому краю. Судя по всему, именно в понедельник, 21 марта, дальневосточная карьера Сергея Иванца скоропостижно окончилась, для многих - крайне неожиданно. Корреспондент сайт решил вспомнить, чем запомнится четырехлетка Иванца в ДВФУ.

Начать, пожалуй, стоит с конца: первые новости о задержании ректора прямо в общежитии кампуса ДВФУ со ссылкой на «источники» появились утром 21 марта. Некоторые СМИ, спохватившись, удалили публикации, не получив подтверждения из официальных источников, но правы оказались самые стойкие - уже к концу рабочего дня информацию об обвинениях подтвердила пресс-службу Следственного управления СК РФ.

При этом первые «звоночки» раздались раньше, еще на прошлой неделе - тогда были обвинены в превышении должностных полномочий сразу два проректора ДВФУ. Алексей Цхе , отвечающий за науку и инновации и Виктор Атаманюк , курирующий экономику и финансы в университете, были задержаны ровно неделю назад, 14 марта. Тогда же широкая общественность узнала о том, как руководству ДВФУ удалось нанести родному университету ущерб в 20 миллионов рублей.

По версии следствия, 5 лет назад, в 2011 году, Дальневосточный федеральный университет и некое ООО «Современный университет» заключили контракт, предметом которого стало оказание услуг по созданию Информационно-технической системы в пять этапов в период с 2011 до 2013 года. Общая сумма, которую должны были получить исполнители составила более 647 миллионов рублей. Однако, как удалось выяснить правоохранительным органам, третий этап работы, подразумевавший создание, внедрение и реализацию подсистемы распределенной печати, подсистемы финансового, управленческого учета и планирования, а также подсистемы кампусной карты, не был выполнен.

Изначально следствие полагало, что Алексей Цхе и Виктор Атаманюк общими усилиями, но самостоятельно изготовили и подписали акт сдачи-приемки исполнения обязательств по данному этапу работы, позволив «исполнителям» ООО «Современный университет» получить более 20 миллионов рублей за услуги, которые не были оказаны. Спустя неделю, 20 марта, выяснилось, что действовали проректоры не в собственных интересах, а по поручению ректора университета Сергея Иванца.

«С 20 августа по 11 сентября 2015 года подозреваемый (Сергей Иванец - прим. ред.) дал указание подчиненным сотрудникам проректорам учебного заведения Алексею Цхе и Виктору Атаманюку, обеспечить изготовление и подписание актов сдачи-приемки исполнения обязательств по третьему этапу, а 15 сентября 2015 года дал указание главному бухгалтеру, на основании указанных актов, содержащих заведомо недостоверные сведения об объемах выполненных работ, перевести денежные средства в сумме свыше 20 млн рублей с расчетного счета университета на расчетный счет исполнителя», - сообщает пресс-служба Следственно управления СК РФ.

Алексей Цхе и Виктор Атаманюк. Фото: ИА Дейта.ру

Примечательно, что внимание к данной закупке университета было приковано уже давно: приморское УФАС обнаружило серьезные нарушения при проведении конкурса, у которого был только один участник и, соответственно, победитель - ООО «Современный университет (в 2011 году - ООО «Винтегра-Проекты», должность исполнительного директора фирмы занимал Роман Калина , сын замминистра образования РФ Иссака Калины ) Антимонопольщики посчитали, что условия конкурса ограничивали, а то и вовсе исключали возможность появления конкурентов. Однако имидж вуза тогда помог отстоять Арбитражный суд, который не нашел нарушений при проведении конкурса.

Но деятельность ректора ДВФУ уже давно вызывает немало вопросов, правда до сих пор их задавали представители общественности, а не правоохранительных органов. Например, кадровая политика нового руководства университета, которая не устраивала многих преподавателей, отдавших педагогической работе десятилетия своей жизни. Многие были уверены: новый ректор избавляется от преподавателей-практиков, заменяя их на теоретиков, что может значительно снизить уровень получаемых знаний на некоторых факультетах.

Были и более очевидные частные примеры. Так, доктор технических наук, член-корреспондент Российской академии естествознания и заведующий кафедрой «Материаловедение и технологии материалов» Инженерной школы ДВФУ Юлбарс Мансуров обвинил руководство главного дальневосточного университета в попытке «выжить» его с места работы. Первым поводом для недобрых подозрений стал внезапный арест в аэропорту Шереметьево: тогда о том, что профессора ДВФУ не хотят впускать на территорию России писали не только приморские, но и федеральные СМИ. Сам Юлбарс Мансуров предположил, что неожиданный арест и выдворение на родину в Ташкент были спровоцированы руководством университета. Однако доказательств у ученого не было, а ректор ДВФУ Сергей Иванец любые подозрения пресек. По крайней мере, официально.

По словам Юлбарса Мансурова, необъяснимые решения руководства ДВФУ стали по-настоящему серьезно мешать работе кафедры позже, в середине 2015 года, когда большая часть сотрудников ушла в отпуска. Именно тогда, как рассказал заведующий, у кафедры в одночасье отобрали все лаборатории и помещения для учебного процесса в кампусе на о. Русский, передав их Восточному институту - Школе региональных и международных исследований.

C 10 по 21 июля 2018 года при участии и поддержки Агентства стратегических инициатив в городе Владивостоке пройдет образовательный эксперимент «Остров 10-21».Данный проект – это уникальная возможность включиться в работу программы «Цифровая экономика» и Национальной технологической инициативы, а также присоединиться к команде пилотного запуска федеральных программ Университета НТИ «20.35». В ТАСС прошла пресс-конференция, посвященная этому событию. Об этом журнал «Редкие земли» рассказывал в предыдущей публикации. По окончании пресс-конференции мы взяли интервью у Ректора Дальневосточного Федерального университета Никиты Анисимова.

Журнал «Редкие земли»: Сегодня мы узнали об интересной технологической инициативе «Остров 10-21». Никита Юрьевич, есть ли у Вас видение того, к чему приведут эти усилия?

Никита Анисимов, ректор ДВФУ:

- Если вы обратили внимание, большинство вопросов на сегодняшней пресс-конференции, посвященной Национальной технологической инициативе «Остров – 21» были из «Точек кипения», созданных по инициативе Агентства стратегических инициатив («Точка кипения» - пространство для коллективной работы, для реализации проектов, Прим. автора), задавались от университетов. Это не случайно.

Я, как член Российского Союза ректоров, недавно принимавший участие в съезде Российского Союза ректоров, могу говорить в целом за университетское сообщество. Именно в университетах России, наверняка, зарегистрирована та молодежь, которой в 2035-м году будет 30-35 лет.

Средний возраст тех, кто сегодня принимал участие в пресс-конференции, уже сорок лет. То есть на самом деле мы сейчас работаем с теми, кто будет управлять уже не в 2035-м, а в 2045-м году. Это надо правильно понимать. И спрогнозировать то, с какой реальностью они будут работать в 2045-м году, когда им будет сорок лет, мы сейчас не можем.

Поэтому то действо, которое будет происходить в формате «Остров 10-21» - это капля в море для тех изменений, которые должны произойти в отношении оптимизации университетов и той молодежи, которая там учится. Цель не в том, чтобы привезти лучших представителей из молодежи, и что-то с ними кардинально сделать. Это как спорт высоких достижений.

Важно, чтобы поменялось само отношение к тому, как университеты строят образовательную деятельность с молодежью, чтобы университеты не подменяли ту необходимость, которую они должны делать с молодежью, теми действиями, которые будут происходить по программе Национальной технологической инициативы «Остров 10-21» или «Университет 20.35».

«Университет-20.35» – это ответ на то, что университеты не всегда успевают среагировать на необходимость по-другому формировать образовательную траекторию, образовательную программу для студентов, например, культуру его мышления. Сейчас мы часто сталкиваемся с тем, что победители сложных технологических олимпиад – школьники, попадая в университет, не находят дальнейшего продолжения своим командным начинаниям, например, в деятельности сферы высоких технологий.

Они не могут найти «приземления» своей деятельности. Университеты не успевают реагировать на потребности сегодняшних запросов. Поэтому появился «Университет 20.35». Но конечно, те изменения, которые происходят, это только пример того, как в университетах может «приземлиться технология» отношения к людям, отношение к формированию будущего. В противном случае эта тысяча человек, которая примет участие в технологической инициативе «Остров 10-21» не сможет в достаточной мере изменить страну в целом.

РЗ: А просто уедут?

- Даже если не уедут, их просто не хватит для того, чтобы участвовать в мощнейшей гонке между государствами. Таких людей должно быть больше. Должно быть поколение.

РЗ: может необходимо такие направления делать для большего количества, чем одна тысяча человек?

Конечно, поэтому я и говорю, что это тот поток ребят, который дальше должен быть масштабирован с огромной скоростью, через все существующие сети, включая сеть Российского Союза ректоров, через университетскую сеть в стране.