События Великой Отечественной войны не оставили равнодушным А. Твардовского. Он принял непосредственное участие в военных действиях, на себе испытал все тяготы и потери. В то нелегкое для всего русского народа время произведения А. Твардовского давали людям надежду на завтрашний день, дарили тепло, воспоминания о родном доме, семье.
Военная лирика поэта искренна, проста и человечна. Его внимание приковывали самые обычные картины солдатской жизни. Но в этих повседневных вещах Твардовский выражал величие подвига, силу духа каждого солдата.

Стихотворения Твардовского были и остаются близкими сердцу каждого русского человека. Он сумел мудро и точно выразить боль, веру, страдания миллионов людей, опаленных войной.
Поэт ясно понимал, что на войне проверяется каждый человек. Он показывает свое истинное лицо. Война мобилизует в людях все лучшее: волю, жертвенность, победу над страхом. Герои стихотворений Твардовский – самые обычные, скромные солдаты. Но именно они ежедневно шли на подвиг, о котором сами не догадывались. Они не требовали наград и почестей, а просто и мужественно выполняли свою работу, свой долг во имя победы. Именно эти ничем непримечательные труженики войны – истинные герои и победители.
Один из них описан в стихотворении “Армейский сапожник”(1942). Перед нами – будничная картина работы старого сапожника. Он сидит на пеньке рядом с лесом, сам без ремня и пилотки. Все усилия он прилагает к тому, чтобы починить разорвавшиеся ботинки солдата. Каждое его движение отточено, аккуратно. По всему видно, что он старается починить сапоги с душой. Ведь обувь – основное для солдата.
Поэт любуется его работой, сравнивает своего героя с доктором, проявляющим заботу о бойце. Их свела война, оба оставили дом, ушли в неизвестное. Теперь они связаны невидимой, но крепкой нитью. В подобной скромности, взаимовыручке поэт видел залог будущей победы:
В час добрый. Что будет – то будет.
Бывало! Не стать привыкать!
Родные великие люди.
Россия, родимая мать.
В стихотворении “Когда пройдешь путем колонн” (1943) лирический герой говорит о самых простых радостях для солдата на войне – куске черного хлеба, глотке чистой воды, ночлеге, значении дружбы, отчем доме. На войне человек переоценивает свою жизнь. Ему дорого все, что связано с мирным существованием. Он радуется всему, что до войны воспринималось как должное. На острие смерти человек по-другому видит мир. Он не на словах, а на деле чувствует значение понятий “отвага, долг, честь”.
В коротких, пронзительных сценках поэт дает нам целую историю жизни. Таким является стихотворение “В пилотке мальчик босоногий” (1943) – история маленького сироты, “Ночлег”(1944), “Награда”(1943), “Баллада о товарище”(1941-1942), “Отец и сын”(1943), повествующее о трагической встрече отца с сыном, которого все считали мертвым. Вернувшийся с фронта солдат потерял всю семью, у него остался лишь один близкий человек – сын. В нем смысл жизни этого героя, его будущее. Эти отдельные драмы людей свидетельствуют о губительности, колоссальной, разрушительной силе войны. Но эти люди не сдаются. Они защищают родную землю. Истина на их стороне.
Твардовский обладал тонким знанием жизни. Он понимал ее закономерности, верил в ее победу над смертью. Все живое чуждается войны. Новые ростки жизни продолжают тянуться к свету. Об этом говорит “Стихотворения неизвестного солдата” (1944). В нем необычайно искренно и наивно рассказывается о ласточке. Солдаты уйдут вперед, но с нетерпением будут ждать ее прилета в свои дома. В стихотворении “И цветут – и это страшно…” (1942) поэт описывает картину весеннего, розового сада, который вырос рядом с разорвавшейся бомбой:
Словно выложили ватой
Раны черные земли.
В коротком, афористичном стихотворении “Война – жесточе нету слова” (1944) лирический герой глубоко эмоционально воспринимает трагедию войны. Он справедливо пишет, что нет на земле более печального, жестокого и, в то же время, святого слова. Война вывела в русском народе те самые важные качества души, которые и помогли победить. Путь через войну стал путем к миру, к правде. Об этом не в праве забывать будущие поколения.
Одно из самых ярких стихотворений о войне – “Я убит подо Ржевом” (1945-1946). Повествование идет от лица погибшего безымянного воина. Он обращается к тем, кто смог выжить, и напоминает им о том, чтобы они помнили мертвых. Это стихотворение стало первым в русской литературе, где был использован подобный художественный прием.
Необычным было то, что реальное повествование сочетается с фантастическим. Если в начале указывается реальное место, рота, где служил солдат, то позже эти реальные очертания исчезают. Конкретный рассказ у Твардовского получает философское обобщение. Показательно, что поэт использует здесь символику. Образ матери символизирует Россию. Расширяется смысл слова “брат”. Это не только обозначение кровной связи, но и символ духовного родства.
Касаясь темы Великой Отечественной войны у Твардовского, невозможно не упомянуть поэмы “Дом у дороги” и “Василий Теркин”. В поэме “Василий Теркин” поэт показал фронтовую жизнь. В ней проявилось своеобразное понимание поэтом героического. Героизм проявляется не в отдельной исключительной ситуации, а в самом потоке жизни. Все, что происходит в поэме: подвиги и будни, наступления и отдых бойцов, переправа через реки и затор на фронтовом шоссе, госпиталь, описание раненых в полковом госпитале – лишено ореола героического. Эта поэма поставила вопросы жизни и смерти.
Ее главный герой – Василий Теркин. Он сразу полюбился читателям. Сама фамилия персонажа подчеркивает его типичность. Это обобщенный образ русского солдата, чей характер представлен в эволюции. В главе “Кто стрелял” показан подвиг героя, но его изображение окрашено иронией, шуткой, которые поднимают дух солдат.
В главе “Переправа” Теркин показан настоящим героем. В ледяной воде, под огнем противника, он прорвался на противоположный берег и вернулся обратно. Его отличает находчивость, сила духа, мужество, стойкость.
Теркин знает себе цену, он лишен похвальства, себялюбия. Герой осознает, что “бой идет не ради славы, ради жизни на Земле”. В финале поэмы он показан человеком, рассуждающим о жизни и смерти. Теркин приходит к выводу, что он несет ответственность за все, что происходит.
Твардовскому удалось создать яркие народные характеры. В своем творчестве поэт точно передал душу русского бойца, дух Великой Отечественной войны. Его фронтовые стихотворения помогали миллионам людей преодолевать страдания, верить, продолжать жить и побеждать.

(Пока оценок нет)

Другие сочинения:

  1. В 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, Твардовский приступил к работе над поэмой “Василий Теркин”. “Книга про бойца” была задумана как лирико-публицистический дневник, в котором на основе хронологического военного сюжета были отражены чувства и мысли автора, единые со всем Read More ......
  2. Поэма Александра Твардовского “Василий Теркин” посвящена Великой Отечественной войне и людям на войне. Автор с первых строк нацеливает читателя на реалистическое изображение трагической правды войны в своей “Книге про бойца” – Правды, прямо в душу бьющей, Да была б она Read More ......
  3. Чувство обязательства живых перед павшими, невозможности забвения всего происшедшего – основные мотивы военной лирики А. Твардовского. “Я жив, я пришел с войны активный и здоровый. Но сколько я недосчитываюсь… сколько людей успели меня прочитать и, может быть, полюбить, а их Read More ......
  4. Активным участником в борьбе с фашизмом стала и детская литература. Она раскрывала перед читателями душу советского народа, воспевала его свободолюбие, мужество и героизм. События грозных военных лет получили отражение в творчестве многих писателей. Так, о войне повествуется в произведениях литовских Read More ......
  5. 22 июня 1941 года теплое летнее утро было омрачено первыми взрывами. И не стихали они на территории СССР вплоть до 1945 года. 9 мая прозвучал последний, праздничный залп, возвестивший о Великой Победе. Миллионы погибших, тысячи искалеченных судеб и кровоточащие раны Read More ......
  6. Тема Великой Отечественной войны стала на долгие годы одной из главных тем литературы XX века. Причин тому много. Это и осознание тех ничем невосполнимых потерь, которые принесла война, и острота нравственных коллизий, которые возможны лишь в экстремальной ситуации (а события Read More ......
  7. Необычная, потому что написано о войне так много, что не хватит целой книги, если вспоминать только названия произведений. Дата 9 Мая наполняет сердца гордостью за подвиг многонационального советского народа, выигравшего битву с фашизмом, и печалью: миллионы сыновей и дочерей Отечества Read More ......
  8. Тема Великой Отечественной войны стала на долгие годы одной из главных тем литературы XX века. Причин тому много. Это и непреходящее осознание тех ничем не восполнимых потерь, которые принесла война, и острота нравственных коллизий, которые возможны лишь в экстремальной ситуации, Read More ......
Тема Великой Отечественной войны в лирике А. Твардовского

Одной из значимых и вместе с тем противоречивых фигур в советской литературе стал А. Т. Твардовский, стихи и поэмы которого отличают близость к народной речи и фольклору, особая индивидуальность и неповторимость. и Великая Отечественная война, память о воинах, павших в боях за Родину, - вот, пожалуй, наиболее важные аспекты творчества поэта. Он стал свидетелем раскулачивания, утверждения и развенчивания тоталитарной системы Сталина, участником финской и Великой Отечественной войн. Богатый жизненный опыт и опора на действительность делают произведения Александра Трифоновича необычайно популярными у читателей.

Особенности лирики

При работе над произведениями Твардовский опирался на лучшие фольклорный традиции, учитывал особенности русского характера. Вот почему его стихотворения просты и понятны каждому читателю. Да и лирический герой, как правило, - это выходец из народа, изначально вызывающий у автора уважение и любовь. Сам поэт считал, что главной в его творчестве является актуальная во все времена тема памяти. В лирике Твардовского она находит отражение в размышлениях о родной семье, раскулаченной и высланной, когда будущий поэт был еще совсем юным. Например, в стихотворении «Братья» мы слышим нотки страдания и тоски по близким людям, с которыми он вынужден был жить в разлуке. Но особенно ярко находит воплощение тема памяти в лирике Твардовского о войне.

Фронтовая хроника

Каждому известно, что поэт участвовал в финской кампании конца 30-х годов. А после начала Великой Отечественной отправился на фронт в качестве корреспондента, но всегда был на передовой. Поэт в полной мере познал все трудности полевой солдатской жизни и рассказывал о ней своим читателям.

Военная лирика Твардовского разнопланова. Это и публицистические стихотворения, являющие собой призывы к борьбе с ненавистным врагом («Бойцу Южного фронта», «Партизанам Смоленщины»). И небольшие сюжетные стихотворения, напоминающие «новеллы» о героических подвигах («Рассказ танкиста») или солдатском быте («Армейский сапожник»). Наконец, стихи-размышления, проникнутые болью за судьбу народа и всей страны («Две строчки»). Но главное, что их объединяет, - осознание автором личной ответственности за сохранение памяти о тех, кто отдал свои жизни ради освобождения Родины. Эта мысль никогда не покидала Александра Трифоновича как человека, и стала главным девизом поэта-Твардовского.

«Я убит подо Ржевом»: лирический герой и основная мысль

Стихотворение, написанное спустя несколько месяцев после окончания войны, сначала имело название «Завещание воина». Это не случайно, так как повествование в нем ведется от лица солдата, погибшего в боях за Ржев. Лирический герой - это обобщенный образ воина-освободителя, который, обращаясь ко всем оставшимся в живых, отмечает: «Вы должны были, братья, устоять…» Таким образом, даже после смерти русского солдата беспокоит судьба товарищей и страны. И ни в одной строчке нет укора за то, что он погиб, а другие остались живы. Ведь эта жертва не напрасна.

Такова военная лирика Твардовского. Перед лицом огромной беды конкретное размывается и становится общим. А такие противоположные ценности, как гибель и вечное бессмертие, утрата и незабвенный подвиг, переплетаются настолько, что оказываются неотделимы друг от друга.

«Книга про бойца»

Самым известным произведением А. Т. Твардовского стала поэма «Василий Теркин», создававшаяся в годы войны. В ней предстает образ бравого солдата, прошагавшего вместе с автором весь боевой путь с 42-го по 45-й годы и воплотившего в себе лучшие качества русского человека. Теркин всегда оказывается в центре событий, попадает в различные передряги, но никогда не унывает, не теряет надежды и веры, находит выход из самой сложной ситуации. При этом герой не раз испытывает боль и горечь, может даже заплакать - подчеркивает Твардовский.

Стихи поэмы также звучат то весело и бойко, то наполняются горечью и невыразимым чувством потери, как в главе «Переправа»: «Люди теплые, живые / Шли на дно…» И красной нитью через всю поэму проходит тема памяти о тех, кто навсегда остался лежать на полях сражений. Поэтому долг каждого человека - никогда не забывать о той великой цене, которую заплатил советский народ за мирное будущее.

Поэмы А. Т. Твардовского

Коллективизация и раскулачивание («Страна Муравия»), Великая Отечественная война и героизм народа («Василий Теркин»), «оттепель» при Хрущеве («За далью - даль»), развенчивание культа личности и тоталитаризма («По праву памяти») - главные этапы исторического развития страны в 20-60-х годах XX века стали частью судьбы самого Твардовского и нашли отражение в его поэмах. Автор воссоздает на страницах произведений прошлое, чтобы еще раз напомнить современникам: каждый из нас ответственен за то, что происходит с народом и страной. Наиболее ярко эта мысль воплотилась в его последней поэме.

«По праву памяти»

Произведение долгое время находилось под запретом. Его композиция, состоящая из 3 частей, знакомит читателя с жизнью самого поэта, его юношескими мечтами и надеждами. А главное - Александр Трифонович открыто говорит о трагедии, постигшей деревню в 30-е годы. Именно тогда был раскулачен и сослан его отец-труженик. Так тема памяти в лирике Твардовского отчасти превращается в сыновнее покаяние не только перед своей семьей, но и перед всем русским крестьянством. Подобно приговору, звучат в поэме слова, адресованные «вождю народов» и так называемым «молчальникам»: «… забыть велят безмолвно… Но это было явной болью / Для тех, чей был оборван век». Автор вспоминает людей, которых знал лично, что делает произведение достоверным.

Поэма в первую очередь посвящена молодежи и звучит как вечное напоминание о том, что историю нельзя делить на отрезки. Что в ней все взаимосвязано, и прошлое может повториться в настоящем или будущем. Именно поэтому уже в названии поэмы заявляется как основная тема памяти.

В лирике Твардовского, таким образом, большое значение приобретает актуальная во все времена проблема: необходимо знать и любить свою семью и свою Родину и обязательно нужно помнить о пережитом. Только так можно двигаться вперед, избегая повторения страшных ошибок прошлого.

Чувство обязательства живых перед павшими, невозможности забвения всего происшедшего - основные мотивы военной лирики А. Твардовского. «Я жив, я пришел с войны активный и здоровый. Но сколько я недосчитываюсь… сколько людей успели меня прочитать и, может быть, полюбить, а их нет в живых. Это была часть меня», - писал поэт.

«Я убит подо Ржевом» - стихотворение, написанное от первого лица. Эта форма показалась Твардовскому наиболее соответствующей идее стихотворения - единства живых и павших. Погибший солдат видит себя лишь «частицей народного целого», и его тревожит, как и всех, чьи «очи померкли», все, что свершилось потом, после него. Робкая надежда на то, что «исполнится слово клятвы святой», вырастает в прочную веру: наконец-то попрана «крепость вражьей земли», настал долгожданный День Победы.

Он был от плеча до плеча награжден,

Но есть ли такая награда,

Что выслужил, выходил, выстрадал он? -

Пожалуй, что нет. И не надо!

Простой факт, переданный поэту старым знакомым о боях на улицах Полтавы, послужил Твардовскому материалом для создания маленькой новеллы «Рассказ танкиста». Поэт не просто пересказал услышанное от майора Архипова, но и ощутил себя участником описываемого события и взял на себя часть вины лирического героя за то, что забыл спросить имя мальчика.

Стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…» - лаконичное и пронзительное. Оно построено как лирический монолог, где настроение колеблется между двумя чувствами: с одной стороны, автор убеждает себя в своей полной невиновности перед павшими на полях Великой Отечественной войны, с прочий же - в последней строке пробивается то покаянное ощущение своей вины, которое свойственно всем совестливым людям. Троекратный повтор частицы «все же», выражающий сомнение, выводит на поверхность вдали скрытое чувство не утихающей со временем боли. «Я» - активный и «другие» - мертвые - вот основной конфликт стихотворения, так и не разрешенный в финале. Многоточие означает ещё и то, что внутренний монолог не прекращен, что ещё не раз лирический герой будет сам с собой вести тот самый мучительный разговор. Стихотворение отличает лексическая простота, отсутствие каких-либо изобразительных эффектов.

Поэма «Василий Теркин» в жанровом отношении - свободное повествование-хроника («Книга про бойца, без начала, без конца…»), которое охватывает всю историю войны - от трагического отступления до Победы. Главы поэмы связаны с различными событиями войны: «На привале», «Перед боем», «Переправа», «Гармонь», «В наступлении», «На Днепре».

В основе поэмы - образ главного героя - рядового Василия Теркина. Реального прототипа у него нет. Это собирательный образ, соединяющий в себе типичные черты духовного облика и характера обыкновенного русского солдата.

Теркин - кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда,

Парень в этом роде

В каждой роте есть постоянно,

Да и в каждом взводе.

Образ Теркина имеет фольклорные корни, это «богатырь, сажень в плечах», «весельчак», «человек бывалый». За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и чувство сыновнего задолженности перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг в любой момент.

Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжкий ратный труд и бой, и переход на новые позиции, и ночлег в окопе или прямо на земле, «заслонясь от смерти черной только собственной спиной…». А герой, совершающий тот самый подвиг, - обыкновенный, простой солдат:

Человек простой закваски,

Что в бою не чужд опаски…

То серьезный, то потешный,

…Он идет - святой и грешный…

В образе Теркина Твардовский изображает лучшие черты русского характера - смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность своей родной земле.

Мать-земля родная наша,

В дни беды и в дни побед

Нет тебя светлей и краше,

И желанней сердцу нет…

Именно в защите Родины, жизни на земле содержится справедливость народной Отечественной войны: «Бой идет святой и правый, смертный бой не ради славы - ради жизни на земле».

  1. Новое!

    Поэзия А. Т. Твардовского - поэзия своего времени. Все творчество А. Т. Твардовского было неразрывно связано с жизнью своей страны, своего народа. Страшные годы воен­ного лихолетья, когда сам А. Т. Твардовский был корреспон­дентом газеты «Красная звезда»,...

  2. Ему недоставало еретичества, чтобы стать гением. Ф. Абрамов Александр Трифонович Твардовский родился на Смоленщине в тысяча девятьсот десятом году. Долгими зимними вечерами в семье любили читать вслух Пушкина, Лермонтова, Некрасова,...

    Поэзия Александра Твардовского стала одной из ярких страниц истории русской литературы XX века, сама судьба этого человека и поэта сильно сим-волична. А. Твардовский вошел в литературу в середине 20-х годов. В своем раннем творчестве поэт воспевал...

    В «Тарасе Бульбе» дано героико-романтическое изображение национально-освободительной борьбы украинского народа. Тарас Бульба предстает перед читателем как личность незаурядная, и в то же время он частица своего народа - запорожских казаков. Идея пламенного...

Лирика Александра Трифоновича Твардовского (1910-1971) привлекает не только образностью, мастерством слова, но широтой тематики, важностью и непреходящей актуальностью поднимаемых вопросов. Пройдя дорогами Великой Отечественной войны (писатель участвовал и в финской войне) в качестве сотрудника фронтовой газеты «Красная звезда», видя ужасы войны, поэт говорил о самом главном, что волновало человека, солдата в горькие и тяжёлые минуты испытаний.

Простыми словами рассказывает поэт о фронтовых буднях. Стихи его скорее похожи на очерки, беглые зарисовки эпизодов боя, ночлега, танковой атаки, но за всем этим – неприятие войны, сострадание к погибшим, священная необходимость защиты Родины. ("Рассказ танкиста", "Дом бойца", "Спичка", "Армейский сапожник"). Непреходящую ценность имеет лирика военных лет, лаконичная по форме, но полная напряжённых раздумий ("Две строчки", 1943г. – воспоминание о финской войне; "Я убит подо Ржевом", 1945-46гг.). Впечатления поездки под Ржев, где шли тяжёлые бои осенью 1942 года, и эпизод встречи с офицером-фронтовиком – легли в основу этого стихотворения ("…были за всю войну из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце").

Поэма "Василий Тёркин" – понимание сути русского национального характера. Отзыв о поэме И.А. Бунина («Какая свобода…».

А.Т. Твардовский видел своё предназначение в сохранении памяти, в продолжении общего дела, за которое отданы жизни солдат Это стало главным мотивом его послевоенной лирики. ("Я знаю, никакой моей вины…", 1966г.; "В тот день, когда окончилась война", 1948г.; «"22 июня 1941 года", "Дом у дороги"; "9 мая", "Сыну погибшего воина" – эти стихи посвящены "жестокой памяти-войны", в них поэт отдаёт дань уважения доле вдов и матерей погибших солдат) . Своим творчеством поэт хотел "почесть всем отдать сполна": и тем, кто не вернулся, и тем, кто жив, – всем, кто выстрадал своей жизнью и подвигом эту трудную победу.

Вопросы:

1.С какой целью поэт выступает в некоторых своих стихах о войне от первого лица?

2.Кто является основным героем военной лирики А.Т. Твардовского?

3.В какое время была написана поэма «Василий Тёркин»?

4.В какой из глав поэмы «Василий Тёркин» история солдата напоминает сюжет рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» ("Про солдата-сироту"; "Тёркин пишет"; "Отдых Тёркина"; "Генерал")?



6.Почему И.А. Бунин, до конца жизни не принявший советского строя, так высоко оценил поэму «Василий Тёркин»?

51. Темы и образы лирики одного из современных отечественных поэтов (по выбору студента).

Примерная тема: Мой любимый поэт – Владимир Высоцкий.

Владимир Высоцкий – один из самых любимых народом исполнителей авторской песни. Он пел во времена безгласности и был для многих глотком свободы в эпоху запретов и застоя.

Мастер авторской песни Владимир Семёнович Высоцкий (1938-1980) – создатель искусства, соединившего слово и музыку. Его имя известно не только русским читателям, но и за рубежом. Все его стихи написаны кровью сердца. Не случайно первый сборник стихов В. Высоцкого назван «Нерв» (1981).

За свою короткую жизнь поэт написал около тысячи песен в разных жанрах: песни-сказки, песни-монологи, песни-рассказы, шутки, маршевые ритмы. Настоящую популярность ему принесли песни философского плана, военные, песни гражданской и общественной направленности.

Особое место у Высоцкого занимала военная тема. Высоцкий знал о войне только по рассказам отца-фронтовика, его друзей, по книгам. Но в прекрасных стихах о войне он так правдив и смел, что бывшие фронтовики принимали его за своего боевого товарища. («Он не вернулся из боя»,«Мы вращаем землю», «Штрафные батальоны», «Братские могилы»).

Своим творчеством поэт напоминает нам, что есть ценности непреходящие, вечные: родина, человеческая жизнь, достоинство, мир на земле. Для Владимира Высоцкого не было запретных тем. Он безбояз–ненно писал обо всём, что его волновало. Мужественно и нежно говорит он о "великой стране любви" ("если не любил, значит не жил и не дышал"). «Баллада о любви», «Марине (Лирическая)».



Жизнь – нескончаемая борьба добра и зла. Главная мысль в «Балладе о времени» – добро остаётся добром, а зло – злом, а нравственные ценности неизменяемы ("И во веки веков, и во все времена/ Трус, предатель всегда презираем…")

Сам Высоцкий был сильным и стойким бойцом, который яростно обличал ложь, косность, рутину, пошлость и предательство. Очень много у него стихов о дружбе, о свободе, так как он сам был внутренне свободным человеком. («Спасите наши души»; «Охота на волков» – песня-притча не про волков, а об идеологии, царившей в нашей стране, о людях, оказавшихся затравленным стадом в умелых руках "егерей"; «Кони привередливые»; «Я не люблю») .

Творчество Высоцкого – биография страны, биография людей поколения 50-60-х годов ХХ века, энциклопедия русской жизни времён застоя. Он затронул в своих стихах все важные моменты нашей истории. До него никто ЭТОГО и об ЭТОМ так не сказал

2.Каков мир поэзии В. Высоцкого?

3.Почему так популярен поэт и сегодня?

4.Чем трогают песни В. Высоцкого о войне?

5.В чём заключается художественное своеобразие и поэтическое новаторство его творчества?

Ощущение обязанности живущих перед Погибшими, неосуществимости забвения всего случившегося это важнейшие аргументы боевой лирики Твардовского. Твардовский писал о том, что он живой, что он вернулся с войны живым и невредимым. Но скольких нет… сколько людей смогли прочитать его книги, полюбить их, а сейчас этих людей нет в живых. Все эти люди были частью его души. Стихотворение «Я убит под Ржевом» было написано Твардовским от первого лица. Такая формулировка представилась Твардовскому наиболее отвечающей идее самого стихотворения — целостности живых и погибших. Убитый солдат лицезрит самого себя только лишь крупицей неделимого народа, и его тревожит, как и других, чьи глаза сомкнулись навсегда, все, что произошло потом, после него. Еле уловимая надежда на то, что осуществится обещание священной клятвы, преобразовывается в крепкую веру: в конце концов, повержена несокрушимость вражеской земли, пришел долгожданный День великой Победы. Его грудь была вся усыпана медалями и орденами. А разве есть такое вознаграждение, которое выходил, заслужил, выстрадал он? Вероятно, что нет. Да и не нужно!

Заурядная история, рассказанная поэту старинным товарищем о баталиях на улочках Полтавы, послужил А. Твардовскому материей для написания небольшой новеллы, которая называется «Рассказ танкиста». Автор не просто изложил все рассказанное им майором Архиповым, но и почувствовал себя действующим лицом изображаемого им события и принял на себя долю вины главного героя за то, что позабыл узнать имя мальчика. Другое произведение «Я знаю, никакой моей вины…» это немногословное и пронизывающее стихотворение. Оно выстроено как лирический монолог. Настрой в этом стихотворении колышется между двумя ощущениями. С одной стороны, поэт уверяет себя в собственной неповинности перед погибшими на полях войны, а с другой стороны — в заключительной строчке показывается то раскаяние и чувство вины, которое характерно для большинства совестливых людей.

Троекратное повторение частицы «все же», выражающее сомнение и колебание, поднимает на поверхность глубоко спрятанное ощущение не затихающего со временем терзания. Я остался живым, а другие погибли на поле боя — это главный конфликт этого стихотворения, оставшийся не решенным в финале. Поставленное многоточие обозначает то, что духовный монолог не закончен, что еще не раз главный герой будет вести эту мучительную беседу сам с собой. Стихотворение отличается лексической простотой, отсутствием каких бы то ни было художественных эффектов.

Произведение «Василий Теркин» по своему стилю является свободным хронологическим рассказом, который повествует историю войны — от драматического отступления до великой Победы. В основании поэмы лежит образ главного героя — солдата Василия Теркина. Подлинного прообраза у него нет. Это образ, который вмещает в себе характерные черты внутреннего облика и нрава обычного русского бойца. Образ Василия Теркина имеет русско-народные корни, это силач, с огромными плечами, юморист, знающий жизнь. За маской простоватости, веселья, проказливости прячутся этическая участливость и чувство невыполненного долга перед отечеством, способность не раздумывая, сделать подвиг в любую минуту. Подвиг русского солдата на Отечественной войне изображен Твардовским как ежедневный и тяжелый военный труд и бой, и перевод на новые рубежи, и ночевка в окопах, а зачастую прямо на голой земле, укрываясь от смерти только своей собственной спиной. Тот герой, который совершает этот подвиг это обыкновенный, простой русский солдат. В написанном образе Василия Теркина Александр Твардовский представляет наилучшие черты русского нрава, такие как смелость, настойчивость, находчивость, жизнерадостность и колоссальную преданность и верность своей драгоценной земле. Об этой преданности своей Родине автор пишет так: «Мать-земля родная наша, в дни беды и в дни побед, нет тебя светлей и краше, и желанней сердцу нет…». Собственно в защите своей отчизны, жизни на земле и есть справедливость Отечественной войны. Сражения шли святые и правые, не ради славы, а ради того, чтоб жизнь на земле продолжалась.

Тема Великой Отечественной войны в лирике Твардовского

Другие сочинения по теме:

  1. Тема сочинение: Осуждение ужасов войны. Работа по творчеству Василия Быкова и Генриха Белля. Эпиграф: Солдатам, а я был солдатом, следует...
  2. Методические рекомендации По подготовке урока (конспект урока) Авторы-составители: Л. Ф. Мищенко, учитель истории, А. Н. Новокрещенова, учитель русского языка и...
  3. Стараясь разгадать, кто же такой Чичиков, губернские чиновники вспоминают о Наполеоне. «Из числа многих, в своем роде, сметливых предположений наконец...
  4. Сочинение на тему войны в творчестве Толстого. Изображая военные события, Толстой не только войны дает широкие полотна, рисующие такие батальные...
  5. Очень много написано о Великой Отечественной Войне. Уже с середины сороковых годов стали появляться первые произведения, с тех пор рассказы,...
  6. Великой школой мужества и героизма навсегда останется в памяти людей Великая Отечественная война, получившая многогранное отражение в литературе 50 —...
  7. Тема ответственности и памяти получила особое звучание в творчестве А. Твардовского, познавшего все тяготы Великой Отечественной войны. Поэт доказывает, что...
  8. Изображение характеров во времени становится художественно необходимым. В содержании обозначились довольно четко четыре эпохи: довоенное время, война, 45-й — 50-е...
  9. Не было человека в стране, который не знал бы стихотворения К. Симонова «Жди меня, и я вернусь…» (1941). Его печатали...
  10. Александр Довженко вошел в историю отечественной и мировой художественной мысли как самобытный поэт экрана и слова. Соединив в себе талант...
  11. Отечественная война 1812 года — справедливая национально-освободительная война. Чувство любви к родине, которое охватило все прослойки населения; простые русские люди,...
  12. Руководители: Авторский коллектив: ГБС(К)ОУ школа № 370 Московского района Санкт-Петербурга: Митникова Елена Александровна, учитель истории и обществознания, Смирнова Ольга Владимировна,...
  13. Убитый в бою Теркин является на тот свет. Там чисто, похоже на метро. Комендант приказывает Теркину оформляться. Учетный стол, стол...
  14. Тема России в лирике А. А. Ахматовой Вспомним, сколько в нашем языке слов с корнем «род»: родной, родник, родина, народ,... Все произведение Твардовского пронизывает лейтмотив жестокости природы, изуродованной войной, по отношению к человеку. Главный герой окружен пространством, мало пригодным для...