Разногласия существуют и в вопросе о происхождении чело­века современного вида. Большинство зарубежных исследователей отрицают неандертальскую стадию в эволюции человека разум­ного, считая, что он развивался независимо от неандертальцев, представляющих якобы боковую ветвь эволюции. По их мне­нию, эта изолированная группа вымерла в эпоху последнего оле­денения и не имела отношения к возникновению человека со­временного вида.

Концепция неандертальской фазыв эволюции человека была сформулирована в 1927 г. американским антропологом А. Грдличкой. Аргументом в пользу данной теории служило то, что находки неандертальцев, как правило, располагались в слоях более ранних, чем костные остатки людей современного типа.

Новые находки костных останков неандертальцев подверга­лись научному пересмотру, новейшими методами определялась их древность. Было отмечено, что по физическому типу неан­дертальцы неоднородны. Среди этого вида гоминид встречаются индивидуумы, более близкие к современному человеку, но с не­которыми примитивными чертами строения, т.е. выраженными признаками специализации. Так, по скелетным остаткам из Ля-Шапель-о-Сен (Франция), по фрагментам черепов из Ля-Ноллет, Спи (Бельгия) и некоторым другим было установлено, что большая емкость мозговой коробки у отдельных неандертальцев сопровождалась низким ростом и тавродонтизмом (своеобраз­ным строением корней и наличием большой полости коренных зубов), а также большими многоугольными костями запястья. Древность этих находок, по данным самых точных методов, не превышала 40-50 тыс. лет.

Сочетание примитивных черт облика неандертальцев и вы­сокоразвитой культуры способствовало возникновению в науке мнения о том, что человек современного вида появился намного раньше того времени, которое показывают его ископаемые на­ходки. Он якобы существовал в центральных районах Азии вме­сте с австралопитековыми обезьянами в начале плейстоцена (200 тыс. лет назад), а в начале вюрмского оледенения расселился по Западной Европе, откуда вытеснил и истребил неандерталь­цев. Эта теория получила название «пресапиенса», а наиболее последовательными защитниками ее были западногерманский антрополог Г. Хеберер, французский ученый Л. Валлуа и венгер­ский исследователь А. Тома.

Обобщение новейших находок показало, что неандерталоидные формы человека, как в Европе, так и в Африке, Передней, Средней и Восточной Азии, а также в Индонезии предшествуют человеку современного вида. По геологическому возрасту неан­дертальцы разделяются на более ранних, абсолютный возраст которых достигает 100-150 тыс. лет (находки из Эрингсдорфа и Штейнгейма в Германии, Саккопасторе в Италии, Сванскомба в Великобритании и др.), и более поздних (находки в Ля-Шапель-о-Сен, Ля-Феррасси, Спи и др.), живших около 30-35 тыс. лет назад. В морфологическом типе ранних неандертальцев со­четались прогрессивные признаки, характерные для человека современного типа, и классические неандертальские черты. Культура их была примитивнее солютрейской культуры (солютре - период позднего палеолита, характеризующийся появлени­ем разнообразных типов костяных орудий человека разумного). Следовательно, в данном случае имела место культурная преем­ственность между палеоантропами и Ноmо sapiens.В антрополо­гическом облике более поздних неандертальцев при их высокоразвитой культуре, как правило, проявлялись черты более или менее выраженной специализации. Эти особенности поздних неандертальцев типа Ля-Ноллет, Спи наводили на мысль о боковой ветви эволюции. В дальнейшем появилось много фак­тов, свидетельствовавших в пользу неандертальской фазы.

Морфологические особенности остатков палеоантропов в Пе­редней Азии (стоянки горы Кармел, Схул, Табун) свиде­тельствуют в пользу трансформации их в неоантропов. Открытие скелетных остатков ребенка-неандертальца в пещере Тешик-Таш в Узбекистане также опровергало миф о теории «пресапиенса». Ведь, согласно этой теории, на территории Азии в то время должны были обитать лишь люди современного вида.

По мере развертывания процесса антропогенеза все больший удельный вес в эволюции человека стала занимать не столько биологическая, сколько социальная адаптация.Племена, имев­шие более совершенные орудия и организацию, выживали в са­мых неблагоприятных условиях среды. Взаимодействие между группами, стоящими на разных ступенях эволюционного разви­тия, приобретало различные формы - от биологического сме­шивания до взаимоуничтожения.

Противоречивые мнения концентрировались вокруг ранних этапов социогенеза. Социогенез- это развитие общественных отношений, тесно связанное с начальными этапами трудовой деятельности, формирование абстрактного мышления и речи. Первые этапы социогенеза, особенно переходный период, когда животный способ жизнедеятельности был уже преодолен, а со­циальные институты еще полностью не сформировались, явля­ются самыми трудными для реконструкции.

Полемику между учеными вызывали вопросы, связанные с формированием человеческих рас, определением прародины человечества и экологическим окружением предковых форм че­ловека.

Эти взгляды получили название гипотез моноцентризма, дицентризма и полицентризма, отличие между которыми состоит в разной оценке степени архаичности или прогрессивности географических и хронологических групп древнего населения.

Разные ученые считают возможным происхождение современных расо­вых типов человечества, как от различных типов палеоантропов, так и от разных архантропов. Аргументами в этих спорах служат обычно костные остатки древнего человека и его предшественников.

1. Моноцентризм.

Часть антропологов считает, что существовало единое место возникновения человечества из какого-то одного для всех людей предкового ствола, то есть, человек современного облика произошел в достаточно ограниченном регионе планеты. Потом он расселился оттуда по всей Земле, в чем ему помогал высокий уровень интеллекта и значительная биологическая и социальная лабильность. Такой подход к происхождению человека называется моноцентризмом. Очаг возникновения современного человека предполагался в разных областях - Африке, Европе, Центральной Азии, Дальнем Востоке, гипотетической Лемурии и даже в Южной Америке. Гипотеза существования пресапиенса в Европе, предшествовавшего неандертальцам, была убедительно подвергнута критике с биологической стороны. Лемурийская и южноамериканская версии явно страдают отсутствием хоть каких-то доказательств. В настоящее время моноцентристы уверенно говорят об Африке (или даже конкретно о Центральной Африке) как о единственном возможном месте возникновения человека. В несколько расширенном варианте речь идет об афро-европейской прародине, включающей также Южную Европу.

Альтернативой может служить так называемая гипотеза широкого моноцентризма, выдвинутая советским антропологом Я.Я. Рогинским. Она предполагает значительно большую территорию, охваченную процессом сапиентации - все Средизмноморье, включая Южную Европу и Северо-Восточную Африку, Ближний Восток и Кавказ. Процесс сапиентации был, конечно же, не одномоментным и потому завершился на значительно большей территории, нежели начался. В те времена все эти территории были покрыты густыми лесами, населенными разнообразными животными.

На этой стадии фигура человека стала более стройной, несколько увеличился рост, лицевая часть черепа стала занимать меньшее место, отодвинутая мощной мозговой частью. Емкость черепа, а соответственно и величина головного мозга не изменилась в целом, однако в строении мозга произошли значительные перемены: большее развитие получили лобные доли и зоны, связанные с развитием речи и сложной, конструктивной деятельностью.

После этого началось широкое и активное расселение возникших неоантропов по планете. Расселяясь из единого центра, люди современного типа широко смешивались с аборигенными популяциями, живших сравнительно оседло, неандертальцев. Расселение приводило к резкой смене примитивной культуры неандертальцев значительно более развитой культурой кроманьонцев.

Это было не простое вытеснение или уничтожение, а различные формы слияния, при которых с генетической точки зрения происходило скрещивание пришлых и местных людей, а с точки зрения развития культуры – начинала безраздельно преобладать новая, прогрессивная культура кроманьонцев.

Этим Я.Я. Рогинский объяснял известное противоречие - наличие одновременно сходных признаков у современных людей очень отдаленных территорий и сходство в отдельных признаках современных рас с ископаемыми гомининами тех же областей.

2. Полицентризм.

Homo sapiens возник в нескольких местах планеты из разных предковых форм, принадлежащих к палеоантропам. Одна из особенностей - географическое распределение специфических признаков - привела к появлению полицентризма. Опираясь на сходство современных людей и ископаемых гоминин тех же областей (монголоидов и синантропов - в особой лопатовидной форме резцов, неандертальцев и европейцев - в силовом типе кисти, африканцев и черепа из Брокен Хилл в Замбии - в больших размерах челюстей и т.п.), некоторые ученые предположили независимое происхождение разных человеческих рас. Основателем концепции полицентризма является немецкий антрополог Ф. Вейденрейх.

Он выделил четыре центра формирования современных рас:

европеоиды возникли в Южной и Центральной Европе;

негроиды - в Африке;

монголоиды - в Восточной Азии;

австралоиды - на Больших Зондских островах.

Развил эту гипотезу К. Кун, разделивший африканский очаг расообразования на два независимых - северный и южный, в которых возникли соответственно капоиды и негроиды, переселившиеся затем в противоположные части континента. По К. Куну, каждый из пяти очагов был населен собственным подвидом архантропов. Современные же расы он делил на более и менее развитые.

Несколько более умеренный вариант полицентризма с выделением 3-4 центров сапиентации, близких друг к другу, предложил венгерский антрополог А. Тома. В отличие от К. Куна, А. Тома считал уровень современных рас одинаковым.

Полицентрические концепции защищали также отечественные антропологи и археологи - Г.Ф. Дебец, В.П. Алексеев, Ю.И. Семенов, А.А. Формозов и ряд других. Однако они исходили из принципиально других соображений, нежели западные ученые. Непрерывность развития палеоантропов в неоантропов на разных территориях обосновывалась влиянием труда и законами развития общества, едиными для всех человеческих коллективов. Миграция же неоантропов из единого центра возникновения слишком напоминала мысль о завоевании жизненного пространства "высшей расой".

В современной зарубежной науке гипотеза полицентризма переросла в мультирегиональную гипотезу. Ее сторонники стараются особенно подчеркнуть два основных момента: преемственность биологических признаков от архантропов до современного человека в Африке, Европе и Юго-Восточной Азии и Австралии, с одной стороны, и неравнозначность терминов "полицентризм" и "полигенность" - с другой. По мнению современных полицентристов, единство человеческого вида всегда поддерживалась путем многочисленных миграций - генных и культурных потоков между регионами. Так сохранялось и единство, и разнообразие человечества.

3. Дицентризм.

Вариантом полицентризма является дицентризм. Наиболее стройный вариант дицентризма предложен отечественным антропологом А.А. Зубовым. Проанализировав мировое распределение одонтологических признаков, он предположил, что человечество на стадии архантропов делилось на два главных расовых ствола - восточный (монголоиды и австралоиды) и западный (европеоиды и негроиды). Особенность такого подхода заключается в том, что признаки зубов имеют высокую генетическую детерминацию, напрямую не зависят от условий окружающей среды и потому не подвержены прямому действию естественного отбора. Они возникают достаточно случайно. Следовательно, они могут быть хорошим индикатором древности группы и степени ее изолированности от других популяций. По этим признакам А.А. Зубов выделяет два очага сапиентации, которые оказались изолированными в глубокой древности. В последующем тропические популяции обоих стволов вследствие одинаковых условий приобрели значительное физиономическое сходство и ныне выделяются в единую экваториальную расу.

В.П. Алексеев предположил несколько иной вариант развития событий: позднюю миграцию части экваториалов западного ствола на восток, в результате чего сложилась австралоидная раса. Таким образом, два центра происхождения современного вида человека у В.П. Алексеева сохраняются, но экваториальная раса оказывается возникшей из одного центра - западного.

Аргументы моноцентристов и полицентристов многочисленны и подтверждаются фактическим материалом. Однако они никак не могут перевесить друг друга, и потому пока нельзя твердо ответить на вопрос - где же возник современный человек?

В настоящее время не вызывает сомнения лишь то, что Америка, Австралия и Океания не явля­лись прародиной человечества, так как здесь не обнаружено не только переходных к человеку форм, но даже и ископаемых форм высших обезьян. Эти континенты были заселены сравни­тельно поздно человеком современного вида.

По поводу времени появления сапиенса существует три точки зрения. Более распространено мнение о средне - или ранне-верхнеплейстоценовом времени появления линии сапиенса. В качестве предка в этом случае у разных авторов фигурируют различные формы: или один из поздних прогрессивных эректусов, или ранний архаический сапиенс, или ранний прогрессивный неандерталец.

Кроме этого существует мнение о позднем происхождении сапиенса. В этом случае предками считаются прогрессивные палестинские палеоантропы или даже “классические” неандертальцы вюрма.

Скоре всего процессы сапиентации протекали в разных популяциях палеоантропов, но разными темпами, и в силу ряда причин (например, условий обитания) не всегда достигали завершающего этапа.

Видимо, некоторые признаки “сапиентного” комплекса могли возникать в эволюции отдельных групп гоминид давно и неоднократно. И в этом смысле можно сказать, что сапиентация имеет глубокие корни, хотя древнейшие “настоящие” сапиенсы все же пока не известны ранее 0,1-0,07 млн. лет назад.

Экологическое окруже­ние предковых форм человека

Не утвердилось единого мнения и об экологическом окруже­нии предковых форм человека.

После находок в Юго-Восточной Африке высказано мнение, что начальные этапы антропогенеза связаны с экологической нишей тропиков. Это мнение не вступает в противоречия с фактами. Гоминиды, как известно, относятся к приматам, а этот отряд млекопитающих появился и до сих пор обитает в тропическом поясе. Утверждение о том, что гоминиды появились в тропической среде, базируется на трех независимых источниках: географическом распространении современных приматов, распространенности ископаемых приматов (исключая человека) и изменении распространения ископаемых гоминид в процессе эволюции.

Все биотипы тропических сред характеризуются практически постоянной температурой воздуха и количеством осадков как основного фактора разнообразия, а также равностью долготы дня и продолжительности ночи на протяжении года, что выработало определенную суточную организацию активности гоминид.

Палеограф Д.В. Панфилов считает, что человек заселил саванны после овладения огнем. По его мнению, становление человека происходило на побережьях теплых морей и океанов, в так называемых литоралях. На мелководьях литорали у предков гоминид при сборе пищи выработалась прямая походка, исчез волосяной покров на теле, сформировалась сводчатая стопа и выступающий нос с направленными вниз ноздрями, что препятствовало попаданию воды в дыхательные пути. Одновременно изменилось строение зубов и приобретены другие морфологические признаки, отличающие человека от человекообразных обезьян.

В противовес креационизму (религиозному догмату о сотворении человека) вплоть до модернизированных его «теорий» о развитии человека на других планетах и последующем пересе­лении на Землю наука приводит многочисленные факты близости человека к другим млекопитающим планеты. Согласно данным молекулярной биологии (сходство по гибридизации ДНК), наи­большая близость обнаружена между человеком и крупными че­ловекообразными обезьянами. Таким образом, наука выстроила не только косвенные, но и прямые доказательства, подтвер­ждающие длительную эволюцию, в результате которой появился человек.


Вопросы и задания для самоконтроля

І. Дайте ответы на контрольные вопросы.

1. Дайте характеристику сообщества как системы организации и биологической адаптации различных групп животных.

2. Разъясните гипотезы реконструкции ранних этапов социогенеза на основе моделей сообществ у обезьяньих предков человека.

3. Какой тип объединения называется филэргон?

4. Перечислите основные этапы развития Человека разумного.

5. Назовите элементарные эволюционные факторы играющие в сравнительно недавнем прошлом заметную роль в развитии человечества.

6. Какую роль играют эволюция утрат и эпохальные сдвиги в формировании морфологии человека будущего?

7. Укажите формы отбора у современного человека, и объясните их действие.

8. Сравните хромосомную организацию человека и понгидов.

9. Выделите в историческом аспекте периоды взаимо­действия природы и общества, различающиеся содержанием трудо­вых процессов, а также интенсивностью влияния средовых факто­ров на биологию человека и обратных антропогенных воздействий.

10. Укажите типы культурно-хозяйственной деятельности и темпы их развития.

11. Назовите сформированные в позднем палеолите основные хозяйственно-культурные регионы.

12. Охарактеризуйте понятие антропогеоценоз. Какие типы антропогеоценозов изестны?

13. Разъясните различные точки зрения антропологов по определению прародины человечества.

14. Сформулируйте гипотезы моноцентризма, дицентризма и полицентризма.

15. Проанализируйте полемику между учеными по вопросам, связанным с формированием человеческих рас.

ІІ. Выбирите правильный вариант ответа.

1. Вставте необходимые термины:

………– процесс появления и эволюции первобытных людей, процесс эволюционного формирования физического типа современного человека. Становление человека происходило в тесной связи с развитием общества -………. Таким образом, в процессе историко-эволюционного развития человека – …………… – биологическое и социальное выступали в диалектическом единстве.

2. Укажите, у каких групп животных известны сообщества как системы организации и биологической адаптации живых существ?

А хищники;

В рептилии;

Г приматы;

Д все ответы верны.

3. В ходе антропосициогенеза физическая организация гоминид должна была совершенствоваться под влиянием социализации. Связь морфотипа и культуры отчетливо проявляется при сопоставлении:

А типологии орудий со структурными и функциональными особенностями строения руки;

Б связи между функцией руки и развитием определенных зон мозга;

В связи потребности в общении и развития звукового языка и мышления;

Г развитие системы «мозг-рука»;

Д все ответы верны.

4. Вставте необходимую цифру:

Как принцип эволюции человека он прекратил свое действие около ……. лет назад, когда сформировалась генетическая программа вида Homo sapiens, которая не претерпевала с тех пор существенных изменений.

5. Какие элементарные факторы биологической эволюции продолжают оказывать действие на развитие современного человечества, несмотря на ведущую роль социальных факторов?

А мутационный процесс;

Б изоляция;

В волны численности;

Г эпохальные сдвиги;

Д все ответы верны.

6. Назовите гипотезу, в соответствии с которой Homo sapiens возник в нескольких местах планеты от разных предковых форм.

А дицентризм;

Б широкий моноцентризм;

В моноцентризм;

Г полицентризм;

Д все ответы верны.

7. Укажите, какие основные хозяйственно-культурные регионы сформировались в позднем палеолите:

А европейский приледниковый;

Б сибирско-китайский;

В африкано-средиземноморский;

Г юго-восточноазиатский;

Д все ответы верны.

8. Назовите гипотезу, в соответствии с которой существовало единое место возникновения человечества из одного предкового ствола.

А дицентризм;

Б широкий моноцентризм;

В моноцентризм;

Г полицентризм;

Д все ответы верны.

9. Как называются редукционные явления на скелете современного человека?

А мутационный процесс;

Б изоляция;

В волны численности;

Г эволюция утрат;

Д эпохальные сдвиги.

10. Вставте необходимые термины:

Выделяют два типа антропогеоценозов - ….. и ….. .

ІІІ. Темы рефератов.

1. Главные археологические находки эволюции человека на территории Украины.

2. Изменения морфологии человека в будущем на основании научных представлений ХХІ столетия.

3. Проблемы экологии в современном мире.

4. Достижения науки ХХІ столетия в решении некоторых спорных вопросов антропосоциогенеза.


ГЛОССАРИЙ

Австралопитек афарский (Australopithecus afarensis) - восточноафриканский вид грацильных австралопитеков, описанный в 1978 г. Существовал от 4 до 2,5 млн. лет назад. Наиболее известны находки из местности Хадар в пустыне Афар, в том числе скелет, получивший прозвище Люси.

Австралопитек африканский (Australopithecus africanus) - первый из описанных видов австралопитеков ("Бэби из Таунга", описанный Р. Дартом в 1924 г.). Австралопитеков африканских датируют временем 3,5 - 2,4 млн. лет назад. Основные местонахождения - известняковые пещеры Южной Африки (Стеркфонтейн и Макапансгат), где сделано несколько сотен находок.

Австралопитек Бойса (Australopithecus boisei) - поздний восточноафриканский массивный австралопитек обнаружен в местонахождениях Олдувай, Кооби-Фора, Локалеи и в ряде других. Находки датированы от 2,5 до 1 млн. лет назад. Вид описан в 1959 г. по черепу из Олдувая. Общая массивность сложения была большой - при росте 1,2-1,6 м парантропы Бойса весили от 40 до 90 кг.

Австралопитек массивный (Australopithecus robustus) - второй описанный вид австралопитеков, получивший название в 1939 г. Несколько сотен их останков обнаружены в Южной Африке в местонахождениях Сварткранс, Кромдраай, Дримолен Кэйв и некоторых других. Австралопитеки массивные были самым поздним видом австралопитеков. Появились они около 2,5 млн. лет назад, а вымерли только около 900 тыс. лет назад, когда на той же территории жили уже первые люди. Характерны огромные зубы, большие гребни для прикрепления жевательных мышц, тяжелые челюсти. Рост 1,0-1,6 м, вес 40-80 кг. Объем мозга 470-500 см3.

Австралопитеки (Австралопитековые, или австралопитецины, Australopithecinae) - группа приматов, по строению и поведению промежуточная между обезьянами и людьми или, точнее, понгидами и гоминидами. Прямоходящие приматы с обезьяньей головой, маленьким мозгом и небольшими клыками. Наиболее подходят под определине "обезьянолюди". Жили примерно от 7 до 1 млн.л.н.

Анимизм - вера в сверхъестествен­ные существа, заключенные в какие-либо тела (души) или действующие самостоятельно (духи).

Антропогенез - процесс биологической эволюции предшественников современного человека и происхождения Homo sapiens sapiens. Помимо этого, антропогенезом принято называть саму область физической антропологии, изучающую процесс биологической эволюции человека.

Антропогеоценоз - взаимодействие между хозяйственным коллективом и осво­енной им территорией на разных этапах человеческой истории.

Архантропы - группа или стадия ископаемых гоминид, существовавшая после "ранних Homo" и до палеоантропов. Архантропы характеризуются повышенной массивностью, меньшим, чем у человека, мозгом и обычно встречаются вместе с олдувайской или ашельской культурой. Чаще термин понимается как синоним систематического названия Homo erectus. Архантропы жили примерно от 1,6 до 400 тысяч лет назад.

Археология (от греч. archaios древний и logos наука) - историческая дисциплина, исследующая прошлое человечества по памятникам материальной культуры, с использованием специальных приемов и методов (основной из них - проведение археологических раскопок).

Атавизм (от лат. atavus отдаленный предок) - реверсия, появление у организмов признаков, свойственных их далеким предкам.

Ашельская культура (Ашель) - комплекс археологических культур нижнего палеолита. Связано преемственностью с олдувайской галечной культурой (около 1,5 миллиона лет назад) и сменяется мустьерской культурой (около 200 тысяч лет назад). Типичными орудиями были грубое тяжелое ручное рубило, бифас и чоппер. Носителями ашельской культуры были архантропы и ранние палеоантропы.

Бонобо - карликовый шимпанзе. Этот вид человекообраазных обезьян считается некоторыми специалистами наиболее близким по морфологии и поведению к современному человеку.

Верхний палеолит - комплекс археологических культур, появившийся около 40 и перешедший в мезолит около 10 тысяч лет назад. Прогрессивная и экономная техника изготовления орудий на пластинах позволила резко расширить набор каменных инструментов. Во время верхнего палеолита появляется также обработка кости и искусство. Носителями верхнего палоеолита были первые неоантропы и, возможно, прогрессивные палеоантропы.

Высшие приматы (Anthropoidea), обезьяны, или антропоиды - систематическая группа приматов. Отличаются от полуобезьян дневным образом жизни, сложным поведением, всеядностью с уклоном в растительноядность. Подотряд делится на две группы: широконосых - обезьяны Центральной и Южной Америк, узконосых обезьян - обезьяны Старого Света.

Геология - наука, изучающая строение и историю отложений Земли.

Гиббоновые - семейство человекообразных обезьян. Распространены в Юго-Восточной Азии в тропических дождевых лесах. Размер небольшой - 40-65 см. Характерны очень длинные и подвижные руки. Передвигаются по деревьям с помощью брахиации - перехватывая ветвь руками, тогда как тело подвешено в воздухе. На земле передвигаются на двух ногах, потому что руки слишком длинные.

Гоминиды (Hominidae) - семейство антропоидов, включающее современного человека и его непосредственных предков. Человек отличается прямохождением, нехватательным большим пальцем ноги, хватательной кистью с независимым большим пальцем руки, относительно небольшими челюстями с маленькими зубами и невыступающими клыками, большим развитым мозгом и, соответсвенно, большой мозговой коробкой со слабым костным рельефом.

Гоминоиды (Hominoidea) - высшие обезьяны. Возникли в верхнем эоцене или олигоцене. Более прогрессивные формы известны из миоцена, когда гоминоиды достигли своего расцвета. В миоцене возникли и все три современных семейства: гиббоновые, понгиды, гоминиды.

Горилла - род и вид семейства высших обезьян. Гориллы живут в тропических лесах Западной и Центральной Африки. Это самые крупные приматы: длина тела самцов достигает 1,8 м, масса тела - до 250 кг и более. Шерсть горилл черная, у старых доминирующих самцов спина белая. В рацион горилл входит около 29 видов растений, характерно сложное социальное поведение.

Граветт (или Граветтьен) - верхнепалеолитическая индустрия и группа памятников, сменяющая ориньяк.Охватывает период от 26 до 20 тыс. лет до н.э.

Грацильные австралопитеки - группа австралопитеков (Australopithecus), существовавшая от 4 до 2,5 миллиона лет назад. Имели сравнительно небольшие размеры и умеренные пропорции.

Диастем а - обычно имеется в виду промежуток между зубами (латеральным резцом и клыком на верхней челюсти; между клыком и премоляром - на нижней; между центральными верхними резцами). Иногда как любой врожденный промежуток между любыми зубами.

Дицентризм - гипотеза происхождения современного человечества в двух основных центрах сапиентации - восточном и западном. Оценки времени существования центров и особенностей распространения людей из них несколько различаются у разных авторов.

Долгопятовые - группа полуобезьян, представленная сейчас родом Долгопяты. В ряде систематизационных схем их относят к высшим приматам. Долгопятовые появились в эоцене, ископаемые группы известны из Европы и Северной Америки. Сейчас сохранились только на индонезийских и филиппинских островах.

Доместикация - процесс одомашнивания животных для последующего использования в хозяйственной деятельности. Наиболее надежным свидетельством является появление новых пород животных, морфологически отличающихся от дикого предка (результат искусственного отбора).

Дриопитеки - ископаемые гоминоиды, жившие в Европе 16-9 млн. лет назад. Некоторые находки из Африки и Северной Индии также относят к этому роду. Размеры варьировали от размера шимпанзе до размера гориллы. Питались растениями.

Естественный отбор - термин, введенный Ч. Дарвином (1858 г.), для обозначения явления преимущественного выживания и оставления потомства наиболее приспособленными к условиям обитания особями данного вида. Является основным движущим фактором эволюции: более выгодные для популяции признаки, способствующие выживанию особей, передаются в следующее поколение.

Зубная формула - буквенная запись типичного для данного индивида или видоспецифичного количества зубов того или иного класса в верхней и нижней челюсти. Важный таксономический признак в систематике млекопитающих и приматов.

Изоляция - существование без контактов с внешним миром. У людей может быть географической (например, на удаленном острове) и социальной (например, изоляция каст в Индии). Изоляция играет важную роль в эволюции человека и возникновении всех видов биологической изменчивости.

Каннибализм - людоедство, обычай, имевший достаточно широкое распространение в древности и в некоторых обществах традиционной культуры, где применялся не столько в пищевых, сколько в ритуальных целях. Разработана система диагностических критериев, позволяющих фиксировать случаи канибализма по палеоантропологическим материалам.

Кроманьонцы - термин неоднозначен: 1) в узком смысле кроманьонцы - это люди, обнаруженные в гроте Кро-Маньон (Франция) и жившие около 30 тыс. лет назад; 2) в более широком смысле это все население Европы времени верхнего палеолита - от 40 до 10 тыс. лет назад; 3) наконец, в наиболее широком понимании кроманьонцами называют всех людей земного шара времени верхнего палеолита. Кроманьонцы - создатели верхнепалеолитической культуры.

Культурный слой – слой, содржащий доисторические находки.

Ледниковый период - период глобального похолодания климата, длящийся в течении геологически длительного периода времени. Наиболее известен последний ледниковый период, но сейчас известно не меньше сотни отдельных эпизодов значительного похолодания на планете, чередовавшихся с периодами потепления. Иногда под термином "ледниковый период" понимают последнее оледенение - вюрмское, когда в Европе вымерли неандертальцы и появились кроманьонцы.

Лемуровые - группа видов современных полуобезьян. Лемуры сейчас сохранились только на острове Мадагаскар. Считается, что это связано с особой экологической нишей, которую они занимают, отсутствием возможных конкурентов и хищников. Размер лемуров колеблется от мыши до небольшой собаки. Они ведут ночной и сумеречный образ жизни, в связи с чем имеют большие выразительные глаза и чуткий слух. Живут преимущественно на деревьях, на землю спускаются достаточно редко. Большинство видов живут группами (большими семьями). Питаются в основном растениями, но, когда есть возможность, разоряют птичьи гнезда и едят насекомых и их личинок.

Лориевые - группа видов современных полуобезьян. Лори обитают в Африке и Юго-Восточной Азии. Размер маленький, примерно с крысу. Ведут ночной и сумеречный образ жизни, в связи с чем имеют большие выразительные глаза и чуткий слух. Живут преимущественно на деревьях, на землю спускаются достаточно редко. Одиночные животные.

Магия - вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растения, явления природы.

Межледниковье – потепление между двумя ледниковыми периодами.

Миоцен – период охватывающий эпоху от 27 до 12 млн. лет назад; характеризуется развитием жвачных и появлением первых человекообразных.

Моноцентризм - гипотеза происхождения человека современного вида и его рас в одном географическом центре. Центр этот чаще помещают в Африке. Более умеренным является вариант т.н. широкого моноцентризма, согласно которому центр захватывал также Ближний Восток, Южную и Восточную Европу и часть Средней Азии.

Мультирегиональная гипотеза - вариант полицентризма, предполагающий сущестсвование нескольких центров сапиентации, между которыми происходил обмен миграционными потоками, вследствие чего сохранялось единство вида.

Мустье - средний палеолит, техника обработки камня или комплекс культур, возникший около 200 и исчезнувший 35 тысяч дет назад. Типичными орудиями являются остроконечник и скребло. Носителями техники мустье были палеоантропы и часть ранних неоантропов. Обычно с мутье не встречается признаков искусства и костяных орудий, что свидетельствует о низком уровне культуры и абстрактного мышления его создателей.

Неандертальцы (Homo neanderthalensis или Homo sapiens neanderthalensis) - таксономическое объединение гоминин (европейских и некоторых азиатские палеоантропов) времени от 200 или 130 до 35 тыс. лет. Названы по одной из первых находок в долине Неандера в Германии. Вид описан в 1864 г. по черепной крышке и костям скелета из долины Неандера под Дюссельдорфом в Германии. Характеризуются современным объемом мозга (1100-1750 см3) при его примитивном строении, а также сравнительно примитивном черепе. На нижней челюсти обычно нет подбродочного выступа. Неандертальцы пользовались орудиями культуры мустье.

Неоантропы - стадия человеческой эволюции, включающая и современного человека. Соответствуют ситематическому названию Homo sapiens sapiens. Во времени следуют за палеоантропами, то-есть, согласно стадиальной теории, появились около 40 тысяч лет назад. Культура неоантропов времени от 40 до 10 тысяч лет назад называется верхний палеолит.

Низшие узконосые обезьяны (или Мартышковые, или Собакоподобные) - очень большая группа узконосых приматов. Сейчас обитают в Африке, Азии и Европе (Гибралтар). Мартышковые объединяют мартышек, мангобеев, макак, мандрилов павианов и гелад, носачей и др.

Неолит – последняя эпоха каменного века, охватывающая время от 7 до 2 тыс. лет до н.э., характеризуется появлением скотоводства и земледелия.

Обезьяны, или антропоиды (Anthropoidea) - они же высшие приматы. Антропоиды характеризуются дневным образом жизни, сложным поведением, всеядностью с уклоном в растительноядность. Подотряд делится на две группы: широконосых - обезьяны Центральной и Южной Америк, узконосых обезьян - обезьяны Старого Света.

Ойкумена - вся населенная человеком территория Земли (видовой ареал современного человека).

Олдувайская культура (галечная культура) - наиболее примитивная культура обработки камня, когда для получения сотрого края камень р

Разногласия существуют и в вопросе о происхождении чело­века современного вида. Большинство зарубежных исследователей отрицают неандертальскую стадию в эволюции человека разум­ного, считая, что он развивался независимо от неандертальцев, представляющих якобы боковую ветвь эволюции. По их мне­нию, эта изолированная группа вымерла в эпоху последнего оле­денения и не имела отношения к возникновению человека со­временного вида.

Концепция неандертальской фазыв эволюции человека была сформулирована в 1927 г. американским антропологом А. Грдличкой. Аргументом в пользу данной теории служило то, что находки неандертальцев, как правило, располагались в слоях более ранних, чем костные остатки людей современного типа.

Новые находки костных останков неандертальцев подверга­лись научному пересмотру, новейшими методами определялась их древность. Было отмечено, что по физическому типу неан­дертальцы неоднородны. Среди этого вида гоминид встречаются индивидуумы, более близкие к современному человеку, но с не­которыми примитивными чертами строения, т.е. выраженными признаками специализации. Так, по скелетным остаткам из Ля-Шапель-о-Сен (Франция), по фрагментам черепов из Ля-Ноллет, Спи (Бельгия) и некоторым другим было установлено, что большая емкость мозговой коробки у отдельных неандертальцев сопровождалась низким ростом и тавродонтизмом (своеобраз­ным строением корней и наличием большой полости коренных зубов), а также большими многоугольными костями запястья. Древность этих находок, по данным самых точных методов, не превышала 40-50 тыс. лет.

Сочетание примитивных черт облика неандертальцев и вы­сокоразвитой культуры способствовало возникновению в науке мнения о том, что человек современного вида появился намного раньше того времени, которое показывают его ископаемые на­ходки. Он якобы существовал в центральных районах Азии вме­сте с австралопитековыми обезьянами в начале плейстоцена (200 тыс. лет назад), а в начале вюрмского оледенения расселился по Западной Европе, откуда вытеснил и истребил неандерталь­цев. Эта теория получила название «пресапиенса», а наиболее последовательными защитниками ее были западногерманский антрополог Г. Хеберер, французский ученый Л. Валлуа и венгер­ский исследователь А. Тома.

Обобщение новейших находок показало, что неандерталоидные формы человека, как в Европе, так и в Африке, Передней, Средней и Восточной Азии, а также в Индонезии предшествуют человеку современного вида. По геологическому возрасту неан­дертальцы разделяются на более ранних, абсолютный возраст которых достигает 100-150 тыс. лет (находки из Эрингсдорфа и Штейнгейма в Германии, Саккопасторе в Италии, Сванскомба в Великобритании и др.), и более поздних (находки в Ля-Шапель-о-Сен, Ля-Феррасси, Спи и др.), живших около 30-35 тыс. лет назад. В морфологическом типе ранних неандертальцев со­четались прогрессивные признаки, характерные для человека современного типа, и классические неандертальские черты. Культура их была примитивнее солютрейской культуры (солютре - период позднего палеолита, характеризующийся появлени­ем разнообразных типов костяных орудий человека разумного). Следовательно, в данном случае имела место культурная преем­ственность между палеоантропами и Ноmо sapiens.В антрополо­гическом облике более поздних неандертальцев при их высокоразвитой культуре, как правило, проявлялись черты более или менее выраженной специализации. Эти особенности поздних неандертальцев типа Ля-Ноллет, Спи наводили на мысль о боковой ветви эволюции. В дальнейшем появилось много фак­тов, свидетельствовавших в пользу неандертальской фазы.

Морфологические особенности остатков палеоантропов в Пе­редней Азии (стоянки горы Кармел, Схул, Табун) свиде­тельствуют в пользу трансформации их в неоантропов. Открытие скелетных остатков ребенка-неандертальца в пещере Тешик-Таш в Узбекистане также опровергало миф о теории «пресапиенса». Ведь, согласно этой теории, на территории Азии в то время должны были обитать лишь люди современного вида.

По мере развертывания процесса антропогенеза все больший удельный вес в эволюции человека стала занимать не столько биологическая, сколько социальная адаптация.Племена, имев­шие более совершенные орудия и организацию, выживали в са­мых неблагоприятных условиях среды. Взаимодействие между группами, стоящими на разных ступенях эволюционного разви­тия, приобретало различные формы - от биологического сме­шивания до взаимоуничтожения.

Противоречивые мнения концентрировались вокруг ранних этапов социогенеза. Социогенез- это развитие общественных отношений, тесно связанное с начальными этапами трудовой деятельности, формирование абстрактного мышления и речи. Первые этапы социогенеза, особенно переходный период, когда животный способ жизнедеятельности был уже преодолен, а со­циальные институты еще полностью не сформировались, явля­ются самыми трудными для реконструкции.

Полемику между учеными вызывали вопросы, связанные с формированием человеческих рас, определением прародины человечества и экологическим окружением предковых форм че­ловека.

Эти взгляды получили название гипотез моноцентризма, дицентризма и полицентризма, отличие между которыми состоит в разной оценке степени архаичности или прогрессивности географических и хронологических групп древнего населения.

Разные ученые считают возможным происхождение современных расо­вых типов человечества, как от различных типов палеоантропов, так и от разных архантропов. Аргументами в этих спорах служат обычно костные остатки древнего человека и его предшественников.

1. Моноцентризм.

Часть антропологов считает, что существовало единое место возникновения человечества из какого-то одного для всех людей предкового ствола, то есть, человек современного облика произошел в достаточно ограниченном регионе планеты. Потом он расселился оттуда по всей Земле, в чем ему помогал высокий уровень интеллекта и значительная биологическая и социальная лабильность. Такой подход к происхождению человека называется моноцентризмом. Очаг возникновения современного человека предполагался в разных областях - Африке, Европе, Центральной Азии, Дальнем Востоке, гипотетической Лемурии и даже в Южной Америке. Гипотеза существования пресапиенса в Европе, предшествовавшего неандертальцам, была убедительно подвергнута критике с биологической стороны. Лемурийская и южноамериканская версии явно страдают отсутствием хоть каких-то доказательств. В настоящее время моноцентристы уверенно говорят об Африке (или даже конкретно о Центральной Африке) как о единственном возможном месте возникновения человека. В несколько расширенном варианте речь идет об афро-европейской прародине, включающей также Южную Европу.

Альтернативой может служить так называемая гипотеза широкого моноцентризма, выдвинутая советским антропологом Я.Я. Рогинским. Она предполагает значительно большую территорию, охваченную процессом сапиентации - все Средизмноморье, включая Южную Европу и Северо-Восточную Африку, Ближний Восток и Кавказ. Процесс сапиентации был, конечно же, не одномоментным и потому завершился на значительно большей территории, нежели начался. В те времена все эти территории были покрыты густыми лесами, населенными разнообразными животными.

На этой стадии фигура человека стала более стройной, несколько увеличился рост, лицевая часть черепа стала занимать меньшее место, отодвинутая мощной мозговой частью. Емкость черепа, а соответственно и величина головного мозга не изменилась в целом, однако в строении мозга произошли значительные перемены: большее развитие получили лобные доли и зоны, связанные с развитием речи и сложной, конструктивной деятельностью.

После этого началось широкое и активное расселение возникших неоантропов по планете. Расселяясь из единого центра, люди современного типа широко смешивались с аборигенными популяциями, живших сравнительно оседло, неандертальцев. Расселение приводило к резкой смене примитивной культуры неандертальцев значительно более развитой культурой кроманьонцев.

Это было не простое вытеснение или уничтожение, а различные формы слияния, при которых с генетической точки зрения происходило скрещивание пришлых и местных людей, а с точки зрения развития культуры – начинала безраздельно преобладать новая, прогрессивная культура кроманьонцев.

Этим Я.Я. Рогинский объяснял известное противоречие - наличие одновременно сходных признаков у современных людей очень отдаленных территорий и сходство в отдельных признаках современных рас с ископаемыми гомининами тех же областей.

2. Полицентризм.

Homo sapiens возник в нескольких местах планеты из разных предковых форм, принадлежащих к палеоантропам. Одна из особенностей - географическое распределение специфических признаков - привела к появлению полицентризма. Опираясь на сходство современных людей и ископаемых гоминин тех же областей (монголоидов и синантропов - в особой лопатовидной форме резцов, неандертальцев и европейцев - в силовом типе кисти, африканцев и черепа из Брокен Хилл в Замбии - в больших размерах челюстей и т.п.), некоторые ученые предположили независимое происхождение разных человеческих рас. Основателем концепции полицентризма является немецкий антрополог Ф. Вейденрейх.

Он выделил четыре центра формирования современных рас:

европеоиды возникли в Южной и Центральной Европе;

негроиды - в Африке;

монголоиды - в Восточной Азии;

австралоиды - на Больших Зондских островах.

Развил эту гипотезу К. Кун, разделивший африканский очаг расообразования на два независимых - северный и южный, в которых возникли соответственно капоиды и негроиды, переселившиеся затем в противоположные части континента. По К. Куну, каждый из пяти очагов был населен собственным подвидом архантропов. Современные же расы он делил на более и менее развитые.

Несколько более умеренный вариант полицентризма с выделением 3-4 центров сапиентации, близких друг к другу, предложил венгерский антрополог А. Тома. В отличие от К. Куна, А. Тома считал уровень современных рас одинаковым.

Полицентрические концепции защищали также отечественные антропологи и археологи - Г.Ф. Дебец, В.П. Алексеев, Ю.И. Семенов, А.А. Формозов и ряд других. Однако они исходили из принципиально других соображений, нежели западные ученые. Непрерывность развития палеоантропов в неоантропов на разных территориях обосновывалась влиянием труда и законами развития общества, едиными для всех человеческих коллективов. Миграция же неоантропов из единого центра возникновения слишком напоминала мысль о завоевании жизненного пространства "высшей расой".

В современной зарубежной науке гипотеза полицентризма переросла в мультирегиональную гипотезу. Ее сторонники стараются особенно подчеркнуть два основных момента: преемственность биологических признаков от архантропов до современного человека в Африке, Европе и Юго-Восточной Азии и Австралии, с одной стороны, и неравнозначность терминов "полицентризм" и "полигенность" - с другой. По мнению современных полицентристов, единство человеческого вида всегда поддерживалась путем многочисленных миграций - генных и культурных потоков между регионами. Так сохранялось и единство, и разнообразие человечества.

3. Дицентризм.

Вариантом полицентризма является дицентризм. Наиболее стройный вариант дицентризма предложен отечественным антропологом А.А. Зубовым. Проанализировав мировое распределение одонтологических признаков, он предположил, что человечество на стадии архантропов делилось на два главных расовых ствола - восточный (монголоиды и австралоиды) и западный (европеоиды и негроиды). Особенность такого подхода заключается в том, что признаки зубов имеют высокую генетическую детерминацию, напрямую не зависят от условий окружающей среды и потому не подвержены прямому действию естественного отбора. Они возникают достаточно случайно. Следовательно, они могут быть хорошим индикатором древности группы и степени ее изолированности от других популяций. По этим признакам А.А. Зубов выделяет два очага сапиентации, которые оказались изолированными в глубокой древности. В последующем тропические популяции обоих стволов вследствие одинаковых условий приобрели значительное физиономическое сходство и ныне выделяются в единую экваториальную расу.

В.П. Алексеев предположил несколько иной вариант развития событий: позднюю миграцию части экваториалов западного ствола на восток, в результате чего сложилась австралоидная раса. Таким образом, два центра происхождения современного вида человека у В.П. Алексеева сохраняются, но экваториальная раса оказывается возникшей из одного центра - западного.

Аргументы моноцентристов и полицентристов многочисленны и подтверждаются фактическим материалом. Однако они никак не могут перевесить друг друга, и потому пока нельзя твердо ответить на вопрос - где же возник современный человек?

В настоящее время не вызывает сомнения лишь то, что Америка, Австралия и Океания не явля­лись прародиной человечества, так как здесь не обнаружено не только переходных к человеку форм, но даже и ископаемых форм высших обезьян. Эти континенты были заселены сравни­тельно поздно человеком современного вида.

По поводу времени появления сапиенса существует три точки зрения. Более распространено мнение о средне - или ранне-верхнеплейстоценовом времени появления линии сапиенса. В качестве предка в этом случае у разных авторов фигурируют различные формы: или один из поздних прогрессивных эректусов, или ранний архаический сапиенс, или ранний прогрессивный неандерталец.

Кроме этого существует мнение о позднем происхождении сапиенса. В этом случае предками считаются прогрессивные палестинские палеоантропы или даже “классические” неандертальцы вюрма.

Скоре всего процессы сапиентации протекали в разных популяциях палеоантропов, но разными темпами, и в силу ряда причин (например, условий обитания) не всегда достигали завершающего этапа.

Видимо, некоторые признаки “сапиентного” комплекса могли возникать в эволюции отдельных групп гоминид давно и неоднократно. И в этом смысле можно сказать, что сапиентация имеет глубокие корни, хотя древнейшие “настоящие” сапиенсы все же пока не известны ранее 0,1-0,07 млн. лет назад.

Экологическое окруже­ние предковых форм человека

Не утвердилось единого мнения и об экологическом окруже­нии предковых форм человека.

После находок в Юго-Восточной Африке высказано мнение, что начальные этапы антропогенеза связаны с экологической нишей тропиков. Это мнение не вступает в противоречия с фактами. Гоминиды, как известно, относятся к приматам, а этот отряд млекопитающих появился и до сих пор обитает в тропическом поясе. Утверждение о том, что гоминиды появились в тропической среде, базируется на трех независимых источниках: географическом распространении современных приматов, распространенности ископаемых приматов (исключая человека) и изменении распространения ископаемых гоминид в процессе эволюции.

Все биотипы тропических сред характеризуются практически постоянной температурой воздуха и количеством осадков как основного фактора разнообразия, а также равностью долготы дня и продолжительности ночи на протяжении года, что выработало определенную суточную организацию активности гоминид.

Палеограф Д.В. Панфилов считает, что человек заселил саванны после овладения огнем. По его мнению, становление человека происходило на побережьях теплых морей и океанов, в так называемых литоралях. На мелководьях литорали у предков гоминид при сборе пищи выработалась прямая походка, исчез волосяной покров на теле, сформировалась сводчатая стопа и выступающий нос с направленными вниз ноздрями, что препятствовало попаданию воды в дыхательные пути. Одновременно изменилось строение зубов и приобретены другие морфологические признаки, отличающие человека от человекообразных обезьян.

В противовес креационизму (религиозному догмату о сотворении человека) вплоть до модернизированных его «теорий» о развитии человека на других планетах и последующем пересе­лении на Землю наука приводит многочисленные факты близости человека к другим млекопитающим планеты. Согласно данным молекулярной биологии (сходство по гибридизации ДНК), наи­большая близость обнаружена между человеком и крупными че­ловекообразными обезьянами. Таким образом, наука выстроила не только косвенные, но и прямые доказательства, подтвер­ждающие длительную эволюцию, в результате которой появился человек.

Список использованной литературы

1. Антропология: Учебное пособие / Тегако Л., Кметинский Е. - М.: Новое знание, 2004.

2. Алексеев В.П., Першиц А.И., и др. История первобытного общества. (Учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. «История»). М.: Высшая шк., 1990.

3. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. М.: Наука, 1993.

4. Богатенков Д.В., Дробышевский С.В. Введение в антропологию (под ред. Т.И. Алексеевой). - М., 2004.

5. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. (под ред. В.П. Алексеева). – Артия – Прага, изд.3-е, 1985.

6. Бутовская М.Л., Файнберг Л.А. У истоков человеческого общества. – М., 1993.

7. Дерягина М.А. Эволюционная антропология. – М., 1999.

8. Зубов А.А. Дискуссионные вопросы теории антропогенеза (Этнографическое обозрение № 6, 1994).

9. Ламберт Д. Доисторический человек: Кембриджский путеводитель. Л.: Недра, 1991.

10. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. – М., 1993.

11. Рогинский Я. Я., Левин М.Г. Основы антропологии. М., 1978.

12. Столяренко В.Е., Столяренко Л.Д. Антропология –системная наука о человеке: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

13. Россолимо Т.Е., Москвитина-Тарханова И.А. Антропология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов. – М.: Изд-во МПСИ, 2004.

14. Сегеда С. Антропологія. – К.: Либідь. – 336 с.

15. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

16. Файнберг Л.А. У истоков социогенеза. – М., 1980.

17. Фоули Р. Еще один неповторимый вид.: экологические аспекты эволюции человека. М.: Мир, 1990.

18. Фридман Э.П. Занимательная приматология. – М., 1985.

19. Харитонов В.М., Ожигова А.П., Година Е.З., Хрисанфова Е.Н., Бацевич В.А. Антропология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2003.

20. Хрисанфова Е.Н., Мажуха П.М.Очерки эволюции человека. – Киев, 1985.

21. Хомутов А.Е. Антропология. – Ростов н/Д: Феникс,изд.3-е, 2004.

22. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М.: Изд-во МГУ, 1991.

23. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. – СПб.: Лань, 1997.

24. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. М.: Высшая школа, 1989.

в Российской Федерации за 1959-1994 гг. (по материалам
Всесоюзных переписей населения и микропереписи 1994 г.)

Дробление семей, рост числа простых неполных семей (в результате разводов, овдовения и внебрачных рождений) происходит чаще всего постепенно, сначала территориально, в то время как дружеские и материальные отношения между разделившимися семьями могут сохраняться. Такие образования получили название семейных групп. Семейная группа - это две или более семей, члены которых состоят в родстве или свойстве, проживающие совместно или раздельно, связанные общностью материальных интересов, морально-психологических и эмоциональных отношений, заинтересованностью во взаимной помощи, информации и общении, но ведущие раздельные хозяйства. Исследователи семейных групп полагают, что, возможно, такая форма межсемейной кооперации может явиться компромиссным способом поддержки социального института семьи, соединяя в себе преимущества жизни в большой сложной семье с ее взаимопомощью и контролем, с преимуществами жизни в малой нуклеарной семье с ее относительной свободой поведения.
Факторы изменения среднего размера и структуры семьи:
1. Тенденции уровня брачности и рождаемости. Чем больше браков, чем выше уровень брачности, тем больше семей и выше доля людей в населении, проживающих в семьях. Поскольку большинство детей рождается в семье, то чем больше семей (и добавим: чем они прочнее), тем при прочих благоприятных условиях семьи имеют больше детей и, соответственно, тем больше сами семьи.
2. Тенденции уровня смертности, особенно детской. Чем ниже смертность взрослых, тем ниже уровень овдовения, тем больше продолжительность жизни в браке, и, при желании супругов иметь детей, их (то есть детей) будет больше и, соответственно, будет больше размер семьи.
3. Изменение традиций семейной жизни (простыми или сложными семьями). Развитие обществ после промышленной революции идет в направлении постепенной ликвидации посреднической функции семьи, которую она выполняла тысячи Лет и которая постепенно переходит от семьи к государству и другим социальным институтам. Поэтому постепенно жизнь в семье теряет свою привлекательность и люди, особенно молодежь, больше не хотят платить своей свободой за ту защиту от внешнего мира, которую давала семья своим членам в течение многих веков и тысячелетий. Поэтому именно молодежь, едва вступив в брак и создав свою семью, спешит отделиться от родителей, освободиться от подчинения им. В результате семей становится все больше, но размеры их уменьшаются, а структура упрощается.
4. Жилищная обеспеченность. Этот фактор действует наиболее противоречиво из всех. Не надо углубляться в науку, чтобы понимать, что для создания семьи и рождения детей нужно иметь жилище, и желательно хорошее и вместительное. И чем больше детей, чем больше семья, тем, вполне очевидно, больших размеров требуется жилище (об остальных удобствах жилища сейчас говорить не будем, хотя ясно, что они тоже необходимы).

Парадокс же заключается в том, что для того, чтобы развестись и покинуть семью, тоже нужно жилище, куда-то надо переехать. И таким образом жилищная недостаточность, с одной стороны сдерживает рост брачности и рождаемости, а с другой - удерживает от разводов (это вовсе не означает, что я приветствую нашу вечную жилищную недостаточность как панацею от разводов).

Простые по своей структуре семьи называются также нуклеарными (ядерными, от лат. nucleus - ядро), а процесс увеличения доли нуклеарных семей в общем числе семей отсюда получил название процесса нуклеаризации семьи.

Понятие «семейная группа» было предложено в 1976 г. группой архитекторов, изучавших эту форму семейных взаимоотношений и изложивших результаты своих исследований в кни­ге и ряде статей (см. их книгу Ружже В.Л., Елисеева И.И., Кадибур Т.С. Структура и функции семейных групп.- М., 1983).

3.6. Семья и домохозяйство
Наряду с семьей, а иногда вместо нее в переписях населения изучается распределение населения по домашним хозяйствам (домохозяйствам). Домохозяйство в переписи населения рассматривается не как вид хозяйственной деятельности (ведение домашнего хозяйства, организация быта), но как отдельный человек или группа людей, самостоятельно организующих условия своего быта. В отличие от семьи членами домохозяйства могут быть не только родственники или свойственники, но и друзья, компаньоны, пансионеры, наёмные работники, постоянно проживающие в домохозяйстве и принимающие участие в его организации. Образующими признаками домохозяйства являются общность бюджета его членов (полная или частичная) и их постоянное совместное проживание и питание.
Использование домохозяйства в качестве единицы наблюдения в переписях населения диктуется вниманием к бытовому укладу семей и одиноких людей. При этом необходимо учитывать правовой статус объединения людей в домохозяйство. Оно может быть только добровольным. Неправомерно отождествлять с домохозяйством проживание людей в различных учреждениях: больницах, интернатах, общежитиях, казармах, тюрьмах, домах для престарелых, монастырях и проч., поскольку в этих учреждениях люди вынуждены подчиняться распорядку, установленному администрацией. Какой бы сносной ни была жизнь в любом учреждении, она никогда не сравнится с жизнью в своём жилище (хозяйстве). Поэтому люди, постоянно проживающие в учреждениях любого рода, не имеющие в них своего обособленного хозяйства (и бюджета), должны учитываться при переписи как проживающие вне домохозяйства (не имеющие собственного домохозяйства.). Принципы проведения переписей населения и жилищ, разработанные специалистами ООН в разные годы, по-разному трактуют данную категорию людей. Так, согласно рекомендациям 1950-1960-х гг., людей, постоянно проживающих в учреждениях, предлагалось считать членами «коллективных домохозяйств». В рекомендациях же 1980-1990-х гг. их предлагается учитывать как проживающих вне домохозяйств, что представляется более правильным.
В нашей стране после революции 1917 г. вплоть до микропереписи 1994 г. домохозяйство вовсе не учитывалось. Отказ от учета домохозяйств обосновывался руководителями советской госстатистики идеологическими аргументами: поскольку в состав домохозяйств могут входить и наемные работники членов домохозяйства, оно было объявлено категорией, присущей лишь капиталистическому строю. Кроме того, в тех же догматах компартии личное («частное») домохозяйство провозглашалось отмирающей, пережиточной формой быта (кстати сказать, как и «традиционная» семья), на смену которой непременно должны прийти «новые», «прогрессивные» - коллективистские формы (дома-коммуны, фабрики-кухни и столовые, комбинаты-прачечные и т.п.). Поэтому-де домохозяйство не заслуживало внимания статистики.
Впервые домохозяйство вновь было учтено в качестве единицы счета лишь при микропереписи 1994 г., и планируется в том же качестве при переписи населения 1999 г. Однако в определении отношения к домохозяйству лиц, проживающих вучреждениях, наша статистика, кажется, решила развиваться в обратную сторону, нежели статистика международная. Так, при микропереписи 1994 г. данная категория лиц учитывалась как проживающие вне домохозяйства, а при переписи 1999 г. планируется считать их членами «коллективных» домохозяйств, что выглядит почти кощунственно по отношению к любому пониманию как домохозяйства (дома, домашнего очага), так и коллектива. Представляется единственно правильным учитывать военнослужащих в казармах, заключенных в тюрьмах и концлагерях и т.п. как людей, проживающих вне домохозяйства.
Домохозяйства различаются по семейному положению членов домохозяйств, по их размеру и структуре. По размеру домохозяйства подразделяются на одиночные (состоящие из одного лица) и групповые (состоящие из нескольких лиц). По семейному положению лиц, составляющих домохозяйство, они делятся на: 1) семейные, т. е. состоящие из людей, объединенных кровнородственными либо свойственными отношениями; 2) групповые (несемейные) - различного рода коммуны, домохозяйства, состоящие из работодателей и их работников, и т.п.; 3) смешанные, в составе которых объединяются одна или несколько семей и другие люди, являющиеся либо не являющиеся, родственниками данной семьи.
По структуре домохозяйства подразделяются на простые и сложные. Простые состоят либо из одного лица (одиночные), либо из одной простой (нуклеарной) семьи. Остальные - групповые и смешанные домохозяйства - сложные. Чаще всего домохозяйство занимает отдельное жилище, но может занимать и часть жилища или два и более жилищ. Возможно и бездомное (кочевое) домохозяйство, члены которого переносят свой скарб с собой, не имея постоянного места жительства. Следует, очевидно, вновь вернуться к использованию и такой категории, как «глава домохозяйства в качестве основной единицы наблюдения». Если домохозяйство понимается как экономическая ячейка, то глава домохозяйства уже не может рассматриваться, как в случае семьи, лишь номинально как любой член семьи, выделяемый для группирования вокруг него остальных членов домохозяйства. Он должен обладать определенными экономическими признаками, выделяющими его среди членов домохозяйства. Даже если эти признаки существуют лишь в сознании членов домохозяйства, их фиксация имеет определённый научный смысл.
Общей тенденцией развития домохозяйств во всех индустриальных странах является уменьшение их размера и упрощение (нуклеаризация) внутренней структуры, что связано главным образом с соответствующими изменениями структуры семьи.

Ислам.Причина, время и место возникновения. основные догматы ислама.

Исла́м (араб. إسلام‎‎ [ʔɪsˈlæːm]) - монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «покорность», «подчинение» (законам Аллаха) . В шариатскойтерминологии ислам - это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, его приказам и запретам, отстранение от многобожия. Приверженцев ислама называют мусульманами. Главная священная книга ислама - Коран. Язык богослужения - классический арабский. В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедях пророка Мухаммеда в VII веке.

С точки зрения большинства мусульман, то есть согласно хадисам, записанным от пророка Мухаммеда, ко всем народам отправлялись пророки и посланники (всего около 124 000 пророков), которые вели их по монотеистическому пути, но со временем люди отходили в сторону заблуждений, а некоторые стали искажать веру, внося в Священные Писания свои собственные взгляды. В череде всех пророков, посланных на Землю пророк Мухаммед, считается последним, после которого не будет других пророков.

Ислам возник в VII веке н. э. на Аравийском полуострове, где в ту пору царствовало язычество. Многие религиоведы (см. Люксенберг, Кристоф) склонны утверждать, что Мухаммед многое позаимствовал из иудаизма и христианства. Хотя к VII веку н. э. христианство уже распространилось на огромную территорию, включая и южное побережье Средиземного моря, на территории Аравийского полуострова его последователи были не очень многочисленны. Единственное христианское царство - Йемен - которым на момент рождения Мухаммада правили эфиопы-монофизиты, и то в период становления ислама перешло под власть персов-маздеанцев. Впрочем, кланы и племена Аравии жили бок о бок с евреями и христианами на протяжении нескольких веков, и были хорошо знакомы с идеей монотеизма. Так, Варака, двоюродный брат Хадиджи, жены Мухаммада, был христианином. Монотеисты или люди с монотеистическими наклонностями были известны как «ханифы». Считалось, что они следуют религии Авраама. Ислам признаёт в качестве пророков основателей всех предыдущих монотеистических религий.

«Столпы веры" дополняются акидами (основными догматами) ислама:
1. Вера в единого всемогущего Бога.
2. Вера в Его ангелов.
3. Абсолютный авторитет Корана.
4. Вера в Его пророков (первый из них Нух, а последний Мухаммад).
5. Вера в грядущий конец света и Судный день.
6. Вера в предопределение с его добром и злом.

Основой веры являются послушание, покорность Аллаху, вера в единственность Аллаха. Приписывание Аллаху сотоварищей или поклонение кому-либо еще именуется "ширк", рассматривается как проявление язычества, непослушания Аллаху.
Ангелы - это, согласно исламу, духовные, совершенные, бестелесные существа, которые делятся на две категории: добрые ангелы, послушные воле Аллаха, и грешные ангелы во главе с Иблисом (сатаной), свергнутые Аллахом с неба за отказ поклониться Адаму. Добрые ангелы, выполняя волю Аллаха, помогают верующим в их земной жизни, отвращают от греховных поступков, контролируют их поведение. Грешные ангелы стремятся сбить мусульман с праведного пути.
Коран называет имена 25 пророков ислама, в том числе и Ису (Иисуса Христа). Исламские богословы считают, что до Мухаммада было 2400 пророков. Коран утверждает: "Скажите: "Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и что ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам, и что было даровано Мусе и Исе, что было даровано пророкам от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаемся" [Коран, 2: 130 (136)]. Однако учение предшествующих пророков об исламе было извращено, и поэтому только пророк Мухаммад является последним и истинным вестником ислама. Ислам учит, что неизбежно наступит "конец света", но сроки его наступления неизвестны никому, кроме Аллаха: "И протрубят в трубу и поражены будут, как молнией, те, кто в небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого пожелает Аллах. Потом протрубят вторично, и вот - они стоя смотрят. И засияет земля светом Господа ее, и положена будет книга, и приведут пророков и исповедников, и решено будет между ними по истине, и не будут они обижены" [Коран 39:69 (69)].
После наступления конца света совершится воскресение всех умерших для последнего справедливого Божьего суда, на котором Аллах рассмотрит и по достоинству оценит все дела, поступки и даже мысли каждого человека; на этом суде человек будет либо осужден на вечные муки в аду, либо вознагражден радостной жизнью в раю.
Вера в предопределение означает, что Аллах заранее знает все дела и поступки человека. Однако это не должно приводить истинно верующих к фатализму, к "списыванию" на Аллаха всех своих деяний. Каждый мусульманин ответственен за свою деятельность. Кстати, ислам, в отличие от христианства, считает, что каждый человек рождается безгрешным и от рождения является добродетельным; при условии исполнения им воли Аллаха, закрепленной в Коране, он способен обрести райское блаженство в будущей жизни. Но для этого он должен постоянно подтверждать свою веру делами.

Коран

Коран (Qur’an)- священная книга ислама. Согласно учению большинства суннитов и шиитов-двунадесятников, Коран является прямым, вечным и несотворённым словом Божьим. Коран был ниспослан Богом на Седьмое Небо [источник не указан 43 дня ] , а затем ангел Джабраил передавал его по частям пророку Мухаммеду путём Откровения в течение 23 лет его пророческой деятельности. Коран является Аманатом для всех мусульман.

Слово «Коран» происходит от арабского кыраа («чтение вслух, наизусть»). Коран состоит из 114 сур (глав) и около 6600 аятов (стихов). Хронологически выделяют мекканские и мединские суры. В мекканских сурах основное внимание уделяется доктринам пророчества, эсхатологии, духовности, а также этическим проблемам. Важнейшим постулатом и лейтмотивом всего содержания Корана является доктрина Единобожия (таухид). В Откровениях мединского периода больше места отводится социальным, экономическим вопросам, проблемам права, семейным отношениям, повествуется о древних пророках и т. д. Коран был ниспослан не только арабам, но и остальному человечеству - «Мы направили тебя, Мухаммед, посланником только как милость к обитателям всех миров» .

Мусульмане считают, что Коран содержит в себе новый Закон Бога, имеющий значительные отличия от предыдущих Законов, что Коран служит средством различения истины, содержащейся в прежних Писаниях, от многочисленных искажений, правок и добавлений.

Стоит отметить что на роль связующего звена между Библией и Кораном (помимо растиражиранного в ходе межконфессионального противостояния Евангелия от Варнавы) может также претендовать ранний христианский апокриф входивший в первый канон книг Нового Завета Пастырь Гермы традиционно датируемый II веком, (точнее даже его часть, - "Девятое подобие"). Детальный комментарий к этой главе сделал Н. И. Лихушин в электронном издании "Пастырь Гермы как связующее звено между Библией и Кораном" (2010 год) которое в основном лишь воспроизводит текст печатного издания М., «Присцельс», 1997 года, и лишь в "Девятом подобии" встречается заметное число авторских комментариев. Со стороны Корана нет необходимости искать связь так как о ней говорится довольно часто. Но вот со стороны Библии такая связь незаметна и это проблема - все же Коран был написан на шесть столетий позже написания последних книг Библии

9. Время и место возникновения H.sapiens. гипотезы моно-и полицентризма.

Заключительный этап сапиентации занял широкий хронологический период. Пока точно неизвестно, происходил ли этот процесс путем ветвления линий или путём ароморфоза - постепенным изменением одного таксона в другой при общем подъеме уровня организации (более вероятно). М.б. и сочетание этих двух путей.

Гипотеза ранней дивергенции: Дивергенция линии сапиенса от австралопитекоидного предка. В целом гипотезы ранней дивергенции, исключающие из эволюции сапиенсов не только неандертальцев, но и homo erectus , пока мало обоснованы. → крайне сложно выделить конкретных предков. Настоящие древнейшие сапиенсы не известны ранее 300 тыс.

Вторая теория представляется наиболее вероятной→ неадертальская фаза - закономерный этап на пути сапиентации. Пока остается невыясненным: произошло ли около 40.000 вытеснение неандертальцев сапиенсом или их эволюционная трансформация в неоантропов.

По вопросу возникновения homo sapiens существуют 2 точки зрения:

1. Моноцентризм . Человек современного облика появился на одной территории Ñ Вост. Африке или передней Азии. Эволюционные процессы привели к формированию расовых особенностей.

2. Полицентризм. Закономерности эволюции человека действовали на нескольких территориях. Центров возникновения современных людей было несколько. Уже неандертальцы на разных территориях обладали зачатками расовой принадлежности. Процесс появления человека Современного облика и расовых различий человека шел одновременно.

Полицентрическая гипотеза появилась несколько позже моноцентрической. В советской антропологии выделяли 2 центра возникновения человека, связанные с одонтологическими стволами. В настоящее время ученые более склоняются к точке зрения моноцентризма, т.к. она позволяет учесть большее количество фактов. Но возникла модификация этой гипотезы: популяции людей современного вида переселялись на территории, где уже имелись местные неандертальцы, т. обр. современные люди получили небольшой объем признаков неандертальцев

Варинты теории моноцентризма:

Происхождение сапиенса на одной, но достаточно обширной, территории Средиземья (Восточная Африка, Передняя Азия, Южная и Юго-Восточная Европа).

Концепция афро-европейской прародины. Происхождение неоантропов связывается с Африкой, откуда протокроманьонцы мигрировали в Европу. Предок homo sapiens и неандертальца обладал комплексов архаических и прогрессивных признаков. Классические неандертальцы сформировались в результате изоляции, а homo sapiens смешивались с неандертальским населением- потомком более ранней волны переселенцев. При этом только африканский homo erectus являлся предком homo sapiens . . Происхождении homo sapiens от азиатского ствола homo erectus , обосновывается большей частью краниологическими (размеры и форма черепа) данными.

Варианты теории полицентризма.

Выделяют 4 региона формирования человека современного типа:

  • Юго-Восточная Азия (австралоиды)
  • Южная Африка (негроиды)
  • Восточная Азия (монголоиды)
  • Передняя Азия (европиоиды)

эволюция происходит внутри одного вида- homo sapiens , куда включены все, вплоть до архантропов. Но эта схема полностью пока не соответствует палеонтологическим данным.

У нас доминируют гипотезы дицентризма с выделением 2 первичных очагов сапиентации:

  • западного (европеоидно-негроидного)
  • восточного (австрало-монголоидного).

В целом современные расы возникли в результате внутривидовой дифференциации уже сложившегося раннего homo sapiens , уак как homo sapiens древнее больших рас → процессы сапиентации и расообразования совпадали лишь частично. На этом сходятся моноцентристы и «умеренные» полицентристы (признают происхождение рас от 1-го вида homo sapiens .