Быт и жилища основной части населения России в первой половине XIX века сохраняли черты прошедших времён. Как в деревне, так и в большинстве городов основным строительным материалом оставалось дерево. В зависимости от достатка хозяев дома были украшены резьбой, имели водосточные трубы, ставни и т. п.

Городские дома знати и богатых купцов больше напоминали дворцы: они строились преимущественно из камня, украшались не только колоннами, но и скульптурами, лепными барельефами.

Сословные различия наиболее ярко проявлялись в одежде. Основная масса населения страны была привержена старым образцам в одежде. В зависимости от благосостояния работные люди, мелкое и среднее мещанство носили городской костюм, являвшийся разновидностью общеевропейского с чертами русского крестьянского костюма. Основной обувью являлись сапоги.

Крестьяне в качестве и повседневной, и выходной одежды носили рубахи и штаны. Зимой носили овчинные шубы и полушубки, длинные тулупы, подпоясанные яркими кушаками. Шапки были в основном из валяной шерсти.

С древних времён наши предки использовали богатый набор растительной и животной пищи. Главным продуктом был ржаной хлеб. Из проса, гороха, гречки, овса варили каши и кисели. Употребляли много овощей – капусту, репу, морковь, огурцы, редьку, свёклу, лук, чеснок, все шире входил в обиход картофель. Мясо было редким продуктом на столах бедноты. Как правило, его лишь ели в Рождество и на пасху. Зато рыба была более доступна. Основными напитками были хлебный и свекольный квас, пиво, сбитень.

В городах в большом количестве открывались трактиры, буфеты для тех, кто не мог обедать дома.

Общими для всего населения являлись лишь церковные праздники с их единым для каждого обряда и традициями. К церковным праздникам обычно приурочивались ярмарки, сопровождающиеся гуляньями, увеселениями, хоровым пением и хороводами.

Торжественно отмечались и престольные праздники в честь святого, именем которого названа местная церковь. Работные люди коротали свой непродолжительный досуг преимущественно в дешевых кабаках.

Семья объединяла, как правило, представителей двух поколений – родителей и их детей. Такая семья обычно представляла собой многочисленный коллектив. Часто в семье насчитывалось 7-9 детей. Если среди детей было более половины мальчиков, то такие семьи не считались бедствующими. Наоборот, они были достаточно “крепкими”, так как в них имелось много работников.

Среди основных семейных обрядов можно называть крещение, свадьбу, похороны. В брак обычно вступали юноши в возрасте 24-25 лет, а девушки в возрасте 18-22 лет.




«Колониальные империи» - Во Франции завершился промышленный переворот. Колонии Франции. Создание международных монополистических союзов, которые делят мир. Британская колониальная экспансия. Колониальные владения в 1898 году. Японская колониальная империя. Экономические трудности в к.20 в. и приобретение новых колоний. Нефтяной король Д. Рокфеллер поглощает мировой рынок.

«Австрийская империя» - Мир вчерашнего дня. Начало промышленной революции. Будапешт. Выстрел в Сараево. История. Революция. Прага. Австрийская империя. Образование Австро-Венгрии. Внешняя политика. Вена.

«Германия 19 век» - Вильгельм Либкнехт. 1871г. – была принята КОНСТИТУЦИЯ. 70-е годы XIX века. Введение рабочего законодательства. Нижняя палата. А.Я.Юдовской и др.). «Государь МИЛОСТЬЮ БОЖЬЕЙ». Реформы. Назначались правительствами монархий и вольных городов. Страхование по нетрудоспособности. Назначал и смещал главу правительства (рейхсканцлера).

«Германия в конце 19 века» - Конституция 1871 г. Колониальные владения Германии. Применение паровой молотилки в помещичьем хозяйстве. Германия: борьба за место под солнцем. Вильгельм I – король Пруссии, первый император Германии. Модернизация в экономике. Рабочее законодательство. Колониальные владения Германии в 12 раз меньше английских.

«Европа в XIX веке» - Объединение Италии. Век буржуазных революций. Австро-франко-итальянская война. Европа в XIX веке. Объединение Германии. Отто фон Бисмарк. Победа малогерманского варианта. Карта Европы. Конституция Германской империи. Европа после Наполеона. Борьба итальянских патриотов против австрийского господства.

«Этапы объединения Германии» - Проблема объединения страны. Образование Северогерманского союза. Итоги революции. Объединение Германии Отто фон Бисмарком. Революция в Германии. Начало революции. Германская империя. Король Фридрих Вильгельм IV. Австрия и Пруссия. Объединение Германии. Имперская конституция. Вильгельм I. Национальное объединение страны.

Россия в XIX веке

Общее состояние России. ? Армия. ? Планы России на устройство Европы. ? Крепостное население. ? Иностранцы о русском народе. ? «Пьяная» статистика. ? Крестьяне и крестьянский быт. ? Знать. ? Торговля. ? Религия и церковь. ? Культурный и духовный подъем России.

Общее состояние России

В начале XIX в. население России составляло 43,7 млн. человек. Более плотно были заселены центральные губернии. Сибирь была мало заселена, и там проживало всего 3 млн. человек. Но даже в центральных областях России плотность населения не шла ни в какое сравнение с плотностью населения в европейских странах: 8 человек на версту против 40 и более в Европе.

Численность городского населения составляла всего 2 765 000 человек, или 6,6% всего населения России. В Петербурге жило 335 тыс. жителей, в Москве - 270 тыс.

Рядом с русскими жили украинцы и белорусы, а также татары, чуваши, башкиры, якуты и др. На территории России исповедовались различные религии. Большинство придерживалось православной веры, но существовало и католичество, и протестантство, и ислам, и буддизм.

Из господствующих сословий самым образованным и привилегированным считалось дворянство, дальше шли купечество и духовенство. К мещанам относились ремесленники, мелкие торговцы, наемные работники. Самым угнетенным сословием было крестьянство, численность которого составляло 30 млн. человек. Из них половина считалась государственными, а более 14 млн. - крепостными.

Лучшее положение было у государственных крестьян, помещичьи же крестьяне работали на себя только два дня в неделю, остальные вынуждены были работать на господских полях, т. е. отрабатывать барщину. В больших семьях, где было большое количество маленьких детей, царила нужда, положение улучшалось, когда дети начинали работать. Крепостные, которые смогли разбогатеть торговлей, выкупали себя на волю и уезжали в город.

В сословие крестьян входило и казачество, над которым власть имела в XIX в. полный контроль.

В России при Александре I повсеместно укрепляется губернаторская власть. Обычная для 36 центральных губерний, она усиливается назначением генерал-губернаторов в остальные области государства.

В первой половине XIX в. из путей сообщения основными были реки, по которым шел почти весь грузопоток России. Товары с юга и востока часто не успевали добраться до Петербурга и зимовали в пути. В начале XIX в. началось строительство шоссейных дорог, в середине XIX в. вошла в строй первая железная дорога между Петербургом и Москвой.

С середины XIX в. в России начинается промышленный подъем.

В царствование Александра II произошел поворот от феодального строя к капиталистическому, старое патриархальное общество стало буржуазным. Вместе с буржуазией появился и другой класс - пролетариат.

Иностранные писатели отмечали отсутствие полной гласности и свободы выражения мыслей в российском обществе.

В середине XIX в. общество в своем освободительном движении разделилось на народников, которые обратились к марксистскому учению, и либералов, которые стремились к переменам с сохранением всех традиционных основ жизни в государстве без насилия.

Начало XIX в. связано с военной агрессией, гибелью мирного населения и бессмысленными разрушениями в наполеоновских войнах. России пришлось пережить Отечественную войну, в которой она продемонстрировала высокий духовный подъем народа и его патриотизм.

Необходимо также отметить, что при Александре II Россия уступила Северо-Американским Соединенным Штатам Аляску, которая была открыта русскими землепроходцами в XVII в. Эти владения были труднодоступны для нас, а их необходимо было защищать, поэтому в 1867 г. и был подписан договор о продаже Аляски Северо-Американским Соединенным Штатам за 7 200 000 долларов.

Из книги Каннибализм автора Каневский Лев Давидович

Из книги Россия и Европа автора Данилевский Николай Яковлевич

Из книги Балты [Люди янтарного моря (litres)] автора Гимбутас Мария

Из книги Татары [История возникновения великого народа] автора Паркер Эдуард

Из книги История кабаков в Росиии в связи с историей русского народа автора Прыжов Иван Гаврилович

Из книги Боже, спаси русских! автора Ястребов Андрей Леонидович

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Из книги Русская Италия автора Нечаев Сергей Юрьевич

Глава XIX Юго-западные корчмы в XVIII веке Из Слободской и Московской Украин кабаки пытались перейти и в Малороссию, но укорениться здесь не могли: корчма и шинок до последней минуты остались коренным отличием южной Руси от северо-восточной, Малороссии от Великороссии. В 1710

Из книги Глобальное управление и человек. Как выйти из матрицы автора Ефимов Виктор Алексеевич

Глава XX Распространение кабаков в XVIII веке Откупная система Московскому государству, лишённому народной опоры, идти было некуда, и оно расшатывалось, как выражаются современные памятники. Это заметил ещё Иван Грозный. Уничтожив вольные общины Новгорода и Пскова, онГлава 17. Россия в XVII веке Общее состояние России. ? Москва конца XVII века. ? Военное дело в XVII веке. ? Суды и наказания. ? Торговля. ? Родовые понятия. ? Закрытость жизни цариц в XVII веке. ? Дипломатия на московский манер. ? Винная монополия. ? Пьянство. ? Русские мужчины и женщины. ?

Из книги автора

Глава вторая Развитие отношений России и Италии в XVIII веке Неаполь первым из итальянских государств установил прямые отношения с Россией. Первый же посол, герцог Сан-Николо, очень понравился Екатерине II… Однако симпатизировавший России герцог очень плохо переносит

ОСОБЫЕ ПРИВЫЧКИ И ПОНЯТИЯ В 19 ВЕКЕ

Неглиже и утренний туалет в XIX веке
В современном русском языке слово «неглиже» связано лишь с небрежной манерой одеваться, излишне по-домашнему при посторонних людях. В прошлом веке оно имело два значения. Первое было связано с небрежным отношением к чему-либо. Именно в таком смысле употреблял слово «неглиже» М.С.Щепкин в своих «Записках»: «Я вел репетицию, как говорится, неглиже: не играл, а только говорил, что следовало по роли».

Но гораздо употребительней было «неглиже» в значении «домашняя одежда для первой половины дня», когда визиты наносят только близкие люди. Не случайно в новостях моды сообщалось о «нарядных неглиже», то есть небрежность заранее рассчитывалась и была предназначена для посторонних глаз.

Одежда неглиже была и у мужчин, и у женщин. Светские люди принимали в халатах друзей, пришедших выкурить пахитоску. Поначалу не было принято курить в обществе женщин и курению предавались утром. Вот что об этом сообщает Е.Янькова: «В наше время редкий не нюхал, а курить считали весьма предосудительным, а чтобы женщины курили, этого и не слыхивали; и мужчины курили у себя в кабинетах или на воздухе, и ежели при дамах, то всегда не иначе, как спросят сперва: „Позвольте".

В гостиной и в зале никогда никто не куривал даже и без гостей в своей семье, чтобы, сохрани Бог, как-нибудь не осталось этого запаху и чтобы мебель не провоняла.
Каждое время имеет свои особые привычки и понятия. Курение стало распространяться заметным образом после 1812 года, а в особенности в 1820-х годах: стали привозить сигарки, о которых мы не имели и понятия, и первые, которые привезли нам, показывали за диковинку».

Свидетельство Е.Яньковой отчасти неверно. Из других мемуаров мы узнаем, что женщины позволяли себе курить, и даже в присутствии гостей. А.О.Смирнова-Россет пишет: «Киселев и Федор Голицын не курили. И вот что Киселев вдруг спросил у моего мужа:

Смирнов, как ты мог позволить жене курить?
- Мой дорогой, после ее вторых родов у нее была нервная болезнь, она ничего не делала, смертельно скучала, у нее был сплин, и я же посоветовал ей курить, чтобы рассеяться.
- Я тоже страдаю тоской, поэтому-то я принимаю воды Виши, что помогает мне для зимы, не лучшей в Париже, чем в Петербурге, солнце бывает там редко.
- Но Александрита тоже лечилась в Мариенбаде, и это ей помогло, но привычка курить у нее осталась; пахитоска - очень приятный товарищ, и это жена австрийского посланника, графиня Фикельмон, ввела ее в моду в Петербурге».

Позднее курение так распространилось, что появились специальные курительные комнаты, заранее спроектированные при постройке жилых домов. В театрах курили в кофейнях - по сути дела, курительных. Мужской пиджак особого покроя - смокинг - предполагал и курение в качестве времяпрепровождения, хотя это была одежда для визитов. Курили и женщины - героиня толстовского романа Анна Каренина курила пахитоски, но все же лишь у себя дома. Курить публично - в гостях или в ресторане - женщины стали лишь на рубеже веков.

Но вернемся к началу XIX столетия. Каким было неглиже молодого человека в те годы? Это мог быть прежде всего архалук. Архалук, ахалук - в России XIX века мужской кафтан без пуговиц, не имеющий плечевых швов, то есть сшитый не из раскроенных кусков ткани, а из сложенного вдвое материала, в котором первоначальная ширина полотнища и определяет, как будут вшиты рукава.
Архалуки делали из плотной шелковой или хлопчатобумажной ткани, как правило, с орнаментом в виде разноцветных полос. Элементы восточного костюма вошли в дворянский быт довольно широко уже в конце 10-х годов ХIХ века. Архалук поначалу использовался только как домашняя одежда, с сохранением всех особенностей кроя и орнаментации ткани, принятой на Востоке.
Малоизвестный, к сожалению, ныне широкому кругу читателей поэт А.И.Полежаев писал: «Ахалук мой, ахалук, ахалук демикотонный, ты - работа нежных рук азиатки благосклонной». Самый знаменитый литературный обладатель архалука - Ноздрев из «Мертвых душ» Гоголя - «чернявый просто в полосатом архалуке».

Полосатые ткани на восточный лад были известны в России с XVI века и получили название «дороги». В ХIX столетии их производили в большом количестве не только для внутреннего рынка, но и на экспорт.
В середине ХIX века название «архалук» обозначало уже всякий полосатый халат, а не только одежду определенного покроя. В иллюстрациях А.А.Агина к «Мертвым душам», созданных художником в 1846 - 1847 годах, архалук Ноздрева скорее европейского покроя, нежели восточного.
Широко известен портрет Пушкина работы К.Мазера (1839), на котором поэт изображен в архалуке, описанном В.А.Нащокиной: «Я помещалась обыкновенно посредине, а по обеим сторонам мой муж и Пушкин в своем красном архалуке с зелеными клеточками».

Хотя покрой заметно изменился, но название сохранялось в литературе довольно долго. Со временем архалуком стали называть не только домашнюю одежду, но и предназначенную для улицы.

Вот отрывок из повести Д.В.Григоровича «Антон-Горемыка»:

«На нем был серый нанковый однобортный архалук, подбитый мерлушками». Описанный костюм более соответствует понятию «бекеша», так как речь идет о плотно застегивающейся одежде из одноцветной ткани, подбитой мехом (см. «Кафтан»). Возможно, что писатель имел в виду какую-нибудь иную одежду, так как писал о серой нанке - ткани, которая до середины ХIX века производилась только различных оттенков желтого цвета.

Самой дорогой тканью для домашней мужской одежды была термолама, или тармалама, часто упоминаемая в литературных произведениях. Вот пример из повести Н.А.Некрасова «Три страны света»: «Если вы только не заняты, я вас попрошу сшить мне халат... из тармаламы; я, знаете, люблю хорошие вещи».

Термолама, тармалама - очень плотная шелковая ткань, нити которой скручены из нескольких прядей, то есть много толще других шелковых тканей. Кроме того, термоламу ткали из шелка-сырца, поэтому она была характерного золотистого цвета. Долгое время термолама ввозилась в Россию из Ирана.
Покрой такого халата описан в романе Гончарова «Обломов»: «На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире».

Как ни странно, женские туалеты для неглиже почти не имели особых, отличных от повседневной или нарядной одежды названий. Шлафор, пудромант на протяжении своей истории были и в мужском, и в женском гардеробе.
Шлафор, или шлафрок, - просторная домашняя одежда без пуговиц, с большим запахом, так как подпоясывались поясом, чаще всего из витого шнура. Поскольку шлафоры носили и мужчины и женщины, то в литературе их можно встретить при описании домашней одежды обоих полов.

«Но скоро все перевелось:
Корсет, альбом, княжну Алину,
Стишков чувствительных тетрадь
Она забыла: стала звать
Акулькой прежнюю Селину
И обновила наконец
На вате шлафор и чепец».

(А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»)

По покрою и назначению разницы между халатом и шлафором нет. Мужчинам позволялось принимать в шлафоре или халате гостей, если качество ткани и отделка соответствовали представлению о нарядной одежде.

«Атласного платья, что с малиновыми полосками, не надевайте на меня: мертвой уже не нужно платье. На что оно ей? А вам оно пригодится: из него сошьете себе парадный халат, на случай когда приедут гости, то чтобы можно было вам прилично показаться и принять их», - говорит Пульхерия Ивановна, героиня повести Гоголя «Старосветские помещики».

Обычай принимать гостей в «парадном неглиже» появился в России только в XVIII веке вместе с французской модой. По одной из версий, Иван Грозный разгневался на сына Ивана и убил его из-за того, что Иван вступился за свою беременную жену, которую отец стал избивать лишь за то, что в жаркий день, когда он вошел к ней в спальню, она была одета не в несколько одеяний. Понятие «одетый - раздетый», таким образом, изменилось.
Женщины в ХIХ веке носили шлафор или халат только до обеда, занимаясь хозяйственными делами, но в деревне, отказавшись от светских манер, не переодевались в течение всего дня. Шлафор часто имел карманы, был удобен и не требовал сложной прически и украшений.

В XVIII веке в обиход вошел пудромант. Существовало несколько форм написания названия этой детали костюма. Пудромант, пудрамант, пудремантель - специальная накидка, которой пользовались мужчины и женщины, накладывая грим.
Бытовой грим в XVIII веке предполагал обилие румян и пудры у лиц обоего пола. Е. Янькова вспоминает, что «не нарумянившись, куда-нибудь приехать значило бы сделать невежество». Гримом пользовались и мужчины: «Князь изволит в пудремантеле сидеть, и один парикмахер в шитом французском кафтане причесывает, а другой держит на серебряном блюдце помаду, пудру и гребенку» (А.И.Герцен. «Долг прежде всего»).

Парики и прически пудрили уже после того, как был закончен туалет, непосредственно перед выходом из гардеробной. Сохранились очень интересные описания процесса нанесения пудры на прическу: «Щеголиха держала длинную маску с зеркальцами из слюды против глаз, и парикмахер пудрил дульцем, маленькими мехами или шелковой кистью.
Некоторые имели особые шкафы, внутри пустые, в которых пудрились; барыня влезала в шкаф, затворялись дверцы и благовонная пыль нежно опускалась на ее голову. Употребляли пудру разных цветов - розовую, палевую, серенькую, á la vanille, a fleur d"orange, mille fleurs».

К самому концу XVIII века пудреные парики вышли из моды. Сохранились сведения, что отказ от пудры был вызван модой, «введенной якобинцем Шампани и его свитой». Среди предметов женского обихода пудромант сохранился, по сути дела, до сих пор, тем более он не утрачивал своего значения и в XIX веке. У Тургенева читаем: «...отец в халате, без галстуха, тетка в пудраманте» («Часы»). Только в ХIX веке пудромант уже не предназначался для всеобщего обозрения.

Пожалуй, особой женской одеждой для дома в первой половине дня был капот. Это название распространялось на несколько элементов женского костюма - верхнюю, домашнюю одежду и даже на шляпку, известную как капот.

Капот носили только женщины, поэтому упоминание о нем в связи с мужской одеждой звучало комично.

Например, в гоголевской «Шинели»: «Надобно знать, что шинель Акакия Акакиевича служила тоже предметом насмешек чиновников; от нее отнимали даже благородное имя шинели и называли ее капотом».
Капот был просторной одеждой с рукавами и сквозной застежкой спереди. В 20 - 30-е годы XIX века капотом называли верхнее женское платье для улицы. Именно в таком смысле употребляет слово «капот» Пушкин в «Пиковой даме»:

«Лизавета Ивановна вошла в капоте и шляпке.
- Наконец, мать моя! - сказала графиня. - Что за наряды! Зачем это?.. кого прельщать?»

В модных обзорах 20-х годов встречается упоминание о капотах для улицы: «...гроденапль в большой моде: из него делают сборки на платье и зимние капоты для прогулки в экипаже». Позднее, к 40-м годам, капот становится только домашней одеждой.

Гоголь неоднократно употребляет слово «капот» для того, чтобы подчеркнуть бесформенность, неопрятный облик своего героя. Например, Плюшкин в «Мертвых душах» описан следующим образом: «Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее на женский капот».

Во второй половине ХIX века уже не публиковали советов, как сделать неглиже понаряднее. Более того, сборники советов о хорошем тоне подчеркивали, что тем, кто не имеет достаточных средств для поддержания безупречной белизны белья и кружев, лучше носить вместо неглиже скромное и практичное домашнее платье.