доронина ирина

художественные особенности лирики фета

Скачать:

Предварительный просмотр:

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»

Конкурс исследовательских работ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»

Секция: ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Образ цветов в лирике А.А.Фета

Доронина Ирина, 8 класс

МОУ «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная

школа №1 им. С.Ф. Романова» г. Жуков

Научный руководитель: Бурченкова Н.И.,

учитель русского языка и литературы

г. Обнинск

I. Введение. Цветы в русской поэзии……………………………………………………3

II. Основная часть . Образ цветов в лирике А.А.Фета:

  1. «Первый ландыш» ……………………………………………………………………4
  2. «Колокольчик» ……………………………………………………………………….6
  3. «Осенняя роза» ……………………………………………………………………….7
  4. «Сентябрьская роза» ………………………………………………………………....8
  5. «Роза» …………………………………………………………………………………9
  6. «Если радует утро тебя…» …………………………………………………………..9
  7. «Только встречу улыбку твою…» ………………………………………………… 10

III. Заключение . Мир цветов – мир красоты…………………………………………….11

IY. Список литературы …………………………………………………………………..12

Y. Приложение ………………………………………………………………………….. 13

Введение.

Цветы в русской поэзии.

Светлеет грусть, когда цветут цветы.

Н. Рубцов.

Мир цветов удивительно разнообразен, таинственен и чудесен. Сирень и роза, тюльпан и гвоздика, фиалка и ромашка, лилия и колокольчик … Как их много! Каждый цветок сам по себе прекрасен и неповторим. Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». С этим невозможно не согласиться.

Нередко цветы «растут» на страницах книг, и эти страницы пробуждают в нашей душе чувство красоты. Цветок может сказать человеку больше, чем красноречивое послание, выразить уважение и любовь. Каждый цветок, словно волшебная божественная мелодия.

В своей работе я обращаюсь к проблеме умения видеть прекрасное, замечать красоту в каждодневной суете и привлечь внимание к поэтическому слову.

Русские поэты всей душой любили и восхищались нежностью и красотой цветов, в своих стихотворениях они очень точно подчеркнули их достоинства.

Замечательный русский поэт-пейзажист Афанасий Афанасьевич Фет создал неповторимые по красоте и поэтичности образы, изучение которых является целью работы. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач : проанализировать стихотворения Фета, рассмотреть их художественные особенности и сделать выводы.

Методика исследования – анализ, обобщение и систематизация.

Практическое значение работы заключается в развитии интереса к поэзии и умении видеть прекрасное рядом.

Данная тема очень актуальна - без красоты на ша жизнь становится беднее. В связи с этим можно выдвинуть следующую гипотезу- А. А. Фет учит нас чувствовать красоту.

Основная часть.

Образ цветов в лирике А.А. Фета.

В стихотворениях А.А.Фета особенно много цветов: это и «душистая сирень», и

« опахала» цветов липы, и, конечно, розы, которым у Фета посвящено много замечательных строк. Однако, не менее прекрасен в лирике поэта скромный лесной цветок - ландыш, о нём говорится в небольшом стихотворении, которое называется «Первый ландыш».

Каждый год в весеннем лесу происходит чудо – зацветает ландыш. Удивительных цветов много, но этот самый изящный, самый душистый, самый таинственный. В нём соединились хрупкость, нежность, красота и вечность.

По древней русской легенде морская царевна Волхва полюбила юношу Садко, он же отдал своё сердце Любаве. Опечаленная Волхва вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши - символ чистой и беззаветной любви. Ландыши были любимыми цветами П.И.Чайковского, И.А. Бунина, А.И.Куприна, И.Е.Репина и многих других.

На первый взгляд тема стихотворения очень проста - это весна в лесу. Основная мысль заключается в сравнении первого весеннего цветка с юной девой, которую переполняет новое непонятное ей чувство. Чтобы раскрыть эту идею, А.А. Фет использует разнообразные поэтические приёмы и композиционно точно выстраивает это стихотворение.

В нём три строфы с перекрестной рифмовкой , которая участвует в движении поэтической мысли, не замыкая четверостиший:

… из-под снега … ярок …вздыхает

… лучей …. сны ….самой

…………. нега …. подарок …. благоухает

………….. твоей ….. весны …..молодой

Первые две строфы представляют собой развернутое поэтическое сравнение цветка весны с юной девой. 1 -я строфа начинается риторическим обращением «О первый ландыш!» Этот весенний цветок Фетом олицетворен и опоэтизирован:

Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

В создании поэтической картины участвуют эпитеты: «девственная нега», «душистая чистота».

Давно замечено, что фетовское «первозданное» слово многомерно, точный лексический смысл его не всегда улавливается. Современники часто упрекали Фета в «неясности», затемнённости смысла многих поэтических метафор . Употребляя здесь слова « из-под снега», поэт, возможно, говорит нам о поздней весне, потому что ландыши обычно цветут в мае, или это слово употреблено не в прямом значении и является метафорой.

Важна также и ненавязчивая сквозная аллитерация: звуки слова «ландыш» как бы повторяются в других словах:

Л- « ландыш », «солнечных», «лучей»,

Н- « ландыш », «нега», «девственная», «солнечных»,

Ш- « ландыш », «просишь», «душистый».

1-я строфа связана со 2-й риторическими восклицаниями : «Какая!.. Как!.. Какие!.. Как!..», повторяющимися в начале стихов в виде анафоры для передачи чувства восхищения, охватившего поэта при виде первого ландыша-вестника весны. Во 2-й строфе ведущим становится мотив весны, подготовленный в 1 -й строфе.

В первом стихе 2-й строфы появляется «луч весенний» (вспомним: в 1-й строфе звучало: «...ты просишь солнечных лучей»). В последнем стихе 2-й строфы - образ «воспламеняющей весны», образующий смысловое кольцо с первым стихом. «Первый луч» весны перекликается с началом стихотворения («первый ландыш»). Так возникает мотив первой любви, который прозвучит в последней, заключительной строфе стихотворения. Первый весенний луч поэт называет «пленительным подарком» «воспламеняющей весны». Характер этой метафоры у Фета передает то особое состояние ожидания любви, счастья, которые в поэзии традиционно связаны с образом весны.

В 3-й строфе появляется образ девы, слышится ее первый «робкий вздох» - предчувствие любви. Слово «первый» встречалось и во 2-й, и в 1-й строфах и является в стихотворении ключевым, и это отражено в названии. Метафора «робкий вздох благоухает» связывает образ первого робкого чувства с образом весны и ландыша.

Стихотворение представляет собой монолог, обращённый к ландышу: О, первый ландыш! … ты просишь …….. ты пленителен.

Читая стихотворение А.А. Фета, перед нами предстаёт во всей своей прелести русская весна с первым ландышем, просящим солнечных лучей, и прекрасная юная дева, стоящая на пороге светлого чувства любви, о котором сама ещё и не догадывается.

В 1859 году было написано стихотворение «Колокольчик». Современная биология

выделяет целое семейство колокольчиковых. Самым распространенным в средней

Полосе России является «колокольчик раскидистый», дикорастущее травянистое растение, цветки которого по форме похожи на маленький колокол. Кроме того, цветки обладают способностью позванивать на ветру, отсюда и народное название этого растения – «балаболка».

Стихотворение « Колокольчик» написано двусложным размером -хореем со множеством пиррихиев, которые придают мелодичность, неторопливость звучанию. В 1-й строфе говорится о звоне поддужного колокольчика, но не совсем уверенно-« как будто … прозвенел». В ночной тишине трудно понять, кому принадлежит звон.

Ночь нема, как дух бесплотный,

Теплый воздух онемел;

Но как будто мимолетный

Колокольчик прозвенел.

2-я строфа представляет собой одно вопросительное предложение, автору непонятно, что нарушает ночную тишину:

Тот ли это, что мешает

Вдалеке лесному сну

И, качаясь, набегает

На ночную тишину?

В 3-й строфе появляется предположение:

Или этот, чуть заметный:

В цветнике моем и днем,

Узкодонный, разноцветный,

На тычинке под окном?

Поэт как будто не может отличить дорожного колокольчика от цветка колокольчика – и тот, и этот характерно «звенят» в ночи. Который из них на этот раз?

Не просто анализировать многие стихотворения А.А. Фета, зато легко проникнуться их настроением, интонацией, музыкой. Простые на первый взгляд строчки, полны глубокой философии, расширяющей пространство души поэта. Порой трудно понять авторский замысел, смысл стихотворения. Колокольчик - это, скорее всего, символический образ. Стихотворение начинается с описания ночи: «Ночь нема, как дух бесплотный…» , а в 3-й строфе прослеживается картина дня: «В цветнике моём и днём…» - меняется световой фон текста, становится светлее, пространство увеличивается (лес,

цветник). Это тоже символично. В стихотворении нет ярких образов, насыщенных

эпитетов, нет излишних украшений. Фет использует естественную разговорную интонацию, и лирический герой становится нам ближе и понятнее.

Афанасий Афанасьевич Фет – замечательный поэт-пейзажист, он создал неповторимые по красоте и поэтичности образы, изображая природу весной, летом, осенью, зимой. Для Фета осень – пора угасания, увядания, застоя, безвременья. Она вызывает чувство тоски, отчаяния, уныния. Но, действительно, как сказал Николай Рубцов, « светлеет грусть, когда цветут цветы», и это мы видим, читая стихотворения «Осенняя роза» и «Сентябрьская роза».

На первый взгляд, стихотворение кажется картинкой, талантливо зарисованной с натуры. Фета называли поэтом мгновенья, он очень дорожит каждым мигом и пытается нам показать его удивительную неповторимость.

А.А. Фет умело поэтизирует обычную прозаическую картину, которая выражается в предложении: Листья облетели в саду и в лесу . Он пишет:

Осыпал сад свои вершины,//Лес обнажил своё чело…

Фет обладал умением из всего высечь искру поэзии, увидеть её там, где другие увидели бы серую будничность.

В первых двух строчках он использует аллитерацию , звук [с] как бы передаёт тихий шелест падающих листьев. Использование глаголов: осыпал, обнажил дополняет картину начала осени и служит средством олицетворения.

Природа у Фета живая, она действует: «Дохнул сентябрь» … и как волшебник заколдовал георгины - они замёрзли. И только роза не поддаётся его чарам, она по-прежнему «благоуханна и пышна», она ведь царица и никому не собирается быть подвластной.

Множество инверсий : осыпал сад, дохнул сентябрь… усиливают назначение текста - описать осеннюю картину. Четырёхстопный ямб очень спокоен и нетороплив:

Осыпал сад свои вершины

_ _/ _ _/ _ _/ _ _/ _

Лес обнажил своё чело

_ _ _ _/ _ _/ _ _/

Описание красоты осеннего сада сопровождается интонацией лёгкой грусти: «дохнул сентябрь» …- и сад опустел. Поэт передает своё эмоциональное состояние, и мы прекрасно чувствуем все нюансы его мироощущения.

Сентябрь – первый месяц осени, дни стали короче, «быстролётны», как сказал поэт, «безлиственны кусты», и расцветающая «в надежде неуклонной» роза выступает царицей, напоминая о весне – «с приветом вешним на устах». Интонация стихотворения ровная, плавная, нет резких переходов, взлётов, спадов. А.А. Фет, используя различные средства поэтического языка: олицетворения, эпитеты, метафоры – помогает нам увидеть красоту явлений жизни и испытать радость открытий.
Фет подробно изображает не сам цветок, а то впечатление и ощущение, которое оно вызывает.
Эпитеты не столько характеризуют предмет, сколько выражают настроение поэта.

Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.
(«Осенняя роза»)
В давно безлиственных кустах
Как дерзко выступать царицей
С приветом вешним на устах.

(«Сентябрьская роза»)

Строчки наполнены оптимизма, построены на светлых мотивах и образах. Например, наперекор увядающей природе, утренним заморозкам, роза своим благоуханьем, своей царственной статью, веет весной, когда открывается мир любви, счастья, надежд. Может весна помогает поэту передать самое главное - радостное принятие окружающего мира, трепетный восторг, возможность сердцем прикоснуться к прекрасному. Фет называет розу царицей, широко используя прием олицетворения, одушевляет её, наделяет человеческими эмоциями: Румянец уст приотворя,
Как странно улыбнулась роза…

Роза – постоянно возникающий образ в лирике Фета. В стихотворении « Роза» звучит гимн цветку, который олицетворяет необъяснимый, непонятный, благовонный мир любви. Никакая богиня не может поведать Земле того, что говорит ей этот цветок.

При чтении стихотворения мы в первую очередь воспринимаем атмосферу весны- счастливое пробуждение природы (« трели мая », «в зелени берёза», «поёт пчела» ) и предчувствие любви (« необъятный, непонятный, благовонный, благодатный мир любви передо мной») . Знакомые пейзажи поэт «оживляет» свежими красками, вкрапливая в

описание неожиданно яркие, зримые образы: « у пурпурной колыбели», « в зелени берёза», «яркий свиток», «воздух синь». Наблюдая за оживающей природой, поэт подчёркивает ещё раз мысль, что весна связана с мечтой о любви, а роза – символ любви. Эмоции восторга, вызванные приходом весны, пронизывают всё стихотворение.

Природа у Фета как бы растворяется в лирическом чувстве, служит средством его выражения:имаем атмосферу весны, "лени берёза"едь воспринимаем атмосферу весны, счастливое пробуждение природыать его удивительную неповторимость

Если радует утро тебя,

Если в пышную веришь примету,-

Хоть на время, на миг полюбя,

Подари эту розу поэту.

Хоть полюбишь кого, хоть снесешь
Не одну ты житейскую грозу,-
Но в стихе умиленном найдешь
Эту вечно душистую розу.

Это стихотворение написано 10 января 1887 года. Фет наслаждается чудесным запахом и гармоний форм чудесного цветка. Речь здесь идёт о человеческом чувстве – о любви, а мы знаем, что роза - символ любви. Поэт использует указательное местоимение эту, подчёркивая конкретность и точность детали – цветка. Стихотворение написано трёхсложным размером с ударением на 3-м слоге – анапест:

Если радует утро тебя

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

Повторы придают эмоциональную насыщенность:

Если радует ….если веришь…

Хоть на миг….. хоть кого

Эту розу…

Петр Ильич Чайковский сказал: « Фет сделал шаг в нашу сторону». Стихи отличаются музыкальной утончённостью, они плавны, певучи, мелодичны.

А. А. Фет писал: «Дайте нам прежде всего в поэте его зоркость в отношении к красоте, а остальное на заднем плане». Зоркость к красоте, умение увидеть и заставить увидеть проявляется в пейзажной лирике этого замечательного поэта. Красоту Афанасий Афанасьевич Фет видел прежде всего в простых явлениях природы.

Только встречу улыбку твою

Или взгляд уловлю твой отрадный,-

Не тебе песнь любви я пою,

А твоей красоте ненаглядной.

Про певца по зарям говорят,

Будто розу влюбленною трелью

Восхвалять неумолчно он рад

Над душистой ее колыбелью.

Но безмолвствует, пышно чиста,
Молодая владычица сада:
Только песне нужна красота,

Красоте же и песен не надо.

Мотив красоты - ведущий в поэзии Фета. Он дает ее почувствовать во всем: в колыхании трав, в дуновении ветра, в полете мотылька, в наступлении утра, во взгляде любимых глаз, в улыбке. Символом красоты в поэзии Фета является роза. Это цветок – совершенство. Поэт восторгается безупречной ее красотой и с радостью готов ею восхищаться.

Основной принцип композиции Фета – параллелизм в изображении природы и человека. То, что происходит в природе, то же происходит и в человеческой душе. Человеческое выражено в явлениях природы, а природное – на языке душевных переживаний. Стихотворение мелодично. Этому способствует особенная интонация, своеобразная фонетика (гласных звуков больше, чем согласных) , ритм (слоги открытые), повторы, инверсии – всё это придаёт плавность и напевность стихотворению.

Заключение.

Мир цветов- мир красоты.

А. А. Фет учит нас чувствовать красоту, которая щедро разлита в самой природе. Она естественна и неисчерпаема. Она – источник культуры многих поколений. Нас радуют голубые озёра незабудок, золотые луга одуванчиков, белые россыпи ромашек. Они останутся в мелодиях музыкантов, на полотнах художников и в стихах поэтов.

Цветы сопутствуют человеку во всех значительных событиях его жизни. Когда мы обращаемся к цветам? Цветами встречают новорож денных, с цветами дети впервые идут в школу. Цветы радуют лю дей на свадьбе и в праздники. И до ма, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью цветы необходимы человеку: без их красоты беднее становится на ша жизнь. Вероятно, поэтому многие поэты обращались к образам цветов. Замечательные строчки, посвященные цветам, зовут нас в каждодневной суете остановиться, прислушаться и увидеть, какая красота нас окружает. Чудесное - рядом, и мир прекрасен!

За нами шум и пыльные хвосты-
Всё улеглось! Одно осталось ясно -
Что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.
(Н. Рубцов)

Список литературы:

  1. Фет А.А. Весенний дождь - Тула: Приокское книжное издательство,1983г.
  2. Фет А.А. Стихотворения, поэмы - М.: Художественная литература, 1980г.
  3. Григорьев А.Д. Язык поэзии XIX-XX веков – М.: Наука, 1985г.
  4. Гапоненко П.А. О поэтике А.А.Фета – Литература в школе №8, 2000г.

Приложение.

Стихотворения А.А.Фета.

Первый ландыш

О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем нисходят сны!

Как ты пленителен, подарок

Воспламеняющей, весны!

Так дева в первый раз вздыхает,

О чём, неясно ей самой,-

И робкий вздох благоухает

Избытком жизни молодой.

Осенняя роза.

Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица-роза,
Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.

Сентябрьская роза.

За вздохом утренним мороза,
Румянец уст приотворя,
Как странно улыбнулась роза
В день быстролетный сентября!

Перед порхающей синицей
В давно безлиственных кустах
Как дерзко выступать царицей
С приветом вешним на устах.

Расцвесть в надежде неуклонной
С холодной разлучась грядой,
Прильнуть последней, опьяненной
К груди хозяйки молодой!

Роза
У пурпурной колыбели

Трели мая прозвенели,

Что весна опять пришла.

Гнется в зелени береза,

И тебе, царица роза,

Брачный гимн поет пчела.

Вижу, вижу! счастья сила

Яркий свиток твой раскрыла

И увлажила росой.

Необъятный, непонятный,

Благовонный, благодатный

Мир любви передо мной.

Если б движущий громами

Повелел между цветами

Цвесть нежнейшей из богинь,

Чтоб безмолвною красою

Звать к любви, когда весною

Темен лес и воздух синь,-

Ни Киприда и ни Геба,

Спрятав в сердце тайны неба

И с безмолвьем на челе,

В час блаженный расцветания

Больше страстного признанья

Не поведали б земле.

Вы задумывались когда-нибудь о том, откуда взялись эти эфемерные создания – цветы? Сколько сложено преданий, легенд о нарциссе, розе, незабудке! Эти хрупкие и нежные творения, наверное, никого не оставляют равнодушным. Хочется смотреть на них, вдыхать их аромат, даже целовать лепестки. Не остался равнодушным к этим хрупким созданиям природы и русский поэт XIX века Афанасий Афанасьевич Фет. Он так и назвал свое стихотворение – «Цветы». Этому стихотворению и посвящен анализ.

Примечательно, что, несмотря на возникающие при чтении стихотворения картины весны, оно входит в цикл с названием «Мелодии». Скорее всего, это не случайно. Ведь первые строчки воссоздают именно мелодии:

Это звуки поздней весны, когда луга покрылись травой, а значит, скотину начинают выгонять на пастбища. Да и голос малиновки мы можем услышать не раньше второй декады апреля.

И вдруг в ряду весенних созвучий возникает не звук – аромат, сладкий аромат «побелевших яблонь сада». Этот запах хорошо знаком каждому жителю России.

Действительно, именно яблоневый цвет по-настоящему свидетельствует о наступлении весны. Еще не цветет душистая сирень, еще не распустились в садах капризные первоцветы и не запестрели лужайки в лесу скромными полевыми цветами. И запах яблоневых цветов, по-утреннему свежий и терпкий одновременно, пробуждает в душе каждого радость и ощущение приближающейся весны. Не случайно во втором четверостишии автор сравнивает их с весной: «Безгрешно чисты, как весна».

Весна – пора любви. Это неоспоримо. Поэтому каждый человек, независимо от возраста, по мысли поэта, начинает испытывать любовную тоску, а цветы становятся как будто выражением этого любовного томления. И поэту удается выразить данную мысль с помощью олицетворения: «Цветы глядят с тоской влюбленной, безгрешно чисты…» Да, чистота и безгрешность – истинно весенние состояния. Весной все происходит впервые: первая любовь, первое томление, а может быть, и первое разочарование.

Многие произведения Афанасия Афанасьевича посвящены теме весны. Весна вызывает любовь к жизни, порождает подъем душевных сил, поэтому настроение лирического героя приподнятое, хотя при этом философское, что вполне традиционно для творческой манеры Фета. Герой видит, что цветы яблони не просто источают аромат, но и роняют «с пылью благовонной плодов румяных семена». Очевидно, мысль о зарождающейся жизни должна вызвать ответную радость. Поэтому герой, обращаясь к яблоне, называя ее «подругой розы», призывает «очами в очи» взглянуть, чтобы возродить лирического героя к жизни.

Использование в стихотворении человеческих понятий – «сестра», «подруга» - характерно для поэзии Фета, так как человеческие качества приписаны им многим явлениям природы. Лирические эмоции героя как бы разливаются в природе и наполняют мир его чувствами и переживаниями. А герой, в свою очередь, просит у цветущей яблони, чтобы она навеяла «живительные грезы» и заронила в сердце песню. Следовательно, в конце произведения вновь слышна мелодия, точнее, греза о ней, что и подчеркивает связь с общим названием цикла – «Мелодии».

Так в небольшом по объему и довольно простом по содержанию (всего три четверостишия!) лирическом произведении автор смог передать целую палитру чувств и переживаний лирического героя. Здесь и ожидание прихода весны, и тоска по уходящей молодости, и надежда на восторг, упоение созерцаемой красотой природы – словом, все те чувства, которые позволяют человеку быть по-настоящему счастливым.

Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В его произведениях это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой. Мне кажется, особенно ярко данная проблема выражена в стихотворении “Пророк”. Нужно заметить, что это стихотворение Лермонтов начинает именно с того момента, на котором остановился А. С. Пушкин в своем “Пророке”: “С тех пор, как вечный судия мне дал всеведенье пророка...” Можно отметить идею преемственности в этих двух произведениях: от социального оптимизма

По замыслу автора, повесть «Гобсек» должна была войти в большой цикл романов «Человеческая комедия», над которым Оноре де Бальзак работал на протяжении всей жизни. Создавая «Человеческую комедию», автор стремился срисовать современное ему общество таким, каким оно было. Это обусловило стиль написания повестей и романов - реалистическая проза. Бальзак старался по возможности более реалистично срисовать современное ему общество, не скрывая ни одного недостатка социума, часто специально делая ударение на них. Общество изображено всесторонне, а не только отдельные черты. Мы видим и политическую, и

Трудно писать о человеке, с которым недавно расстался, которого любил, знал больше двух десятков лет, хотя дружба с ним была далеко не легка. Да. Твардовский не относится к людям, с которыми легко и просто. Но общение с ним, в каком бы настроении он ни был, всегда было интересно. Он никогда не старался казаться умнее, чем он есть, но почему-то всегда чувствовалось его превосходство, даже когда в споре оказалось, что прав именно ты, а не он. Побежденным, как и большинство людей, признавать себе не любил, но если уже приходилось, то делал всегда это так по-рыцарски, с таким открытым забралом, чт

Герой - это тот человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества. Юлиус Фучик Герой, героизм, героическое... Эти слова с детства входят в нашу жизнь, формируя в человеке черты гражданина и патриота. Важная роль в этом процессе принадлежит русской литературе, в которой изображение подвига человека было и остается традиционным еще со времен “Слова о полку Иго-реве” и “Задонщины”. В русской литературе XX века подвиг человека оказывается тесно связанным с темой Великой Отечественной войны, ставшей поистине “народной войной” для наших соот

У Сережи есть свой голос красивый. Он любит Россию по-своему, как никто другой. И воспевает ее по-своему. Березы, месяц, ржаные поля, озера - вот его песня. И поет он ее всем своим существом. А. Андреев За темную гряду леса садилось рыжее, нечесаное, будто спросонья, солнце. В последний раз осветило багровым ливнем луча раскиданные стога, пушистые облака, заглянуло мне в глаза. Может быть, оно хотело спросить, не слышала ли я что-нибудь о рязанском парне с русыми, цвета спелой ржи, волосами, синими, как небо, глазами и чистой, словно весенний проливной дождь, улыбкой. Солнце, остановись на мг

Сейчас смотрят: {module Анализ стихотворения:}

«Цветы» Афанасий Фет

Цветы глядят с тоской влюбленной,
Безгрешно чисты, как весна,
Роняя с пылью благовонной
Плодов румяных семена.

Сестра цветов, подруга розы,
Очами в очи мне взгляни,
Навей живительные грезы
И в сердце песню зарони.

Анализ стихотворения Фета «Цветы»

Афанасий Фет – один из немногих русских поэтов, который умел не только видеть прекрасное, но и создавать своими стихами определенное настроение. Он мог остановиться возле окна и через несколько мгновений настолько точно передать то, что увидел, что у поклонников его творчества появлялось ощущение, будто бы они сами видели то, о чем написал поэт.

Среди творческого наследия Афанасия Фета можно найти много произведений, которые безыскусны в своей простоте и при этом не лишены гармонии. Такие стихи относятся к раннему периоду литературной деятельности Фета, когда он переживал огромный духовный подъем и был уверен, что ели добьется поставленных целей, то станет самым счастливым человеком на свете. Одним из них является произведение «Цветы», написанное в 1858 году.

Уже в первом четверостишии поэт очень изящно воссоздает картину весеннего дня, когда «с побелевших яблонь сада струится сладкий аромат». Сельская жизнь идет своим чередом, и вот уже пастух гонит с луга домой стадо коров, а в кустах услаждает своим пением окружающих хрупкая малиновка. На весь это мир, наполненный всевозможными звуками и ароматами, «цветы глядят с тоской влюбленной». Фет прекрасно знает, что их век слишком короткий. Поэтому людям остается лишь наслаждаться легким ароматом садовых красавиц-роз или же восхищаться чистотой ромашек, затерявшихся в придорожном бурьяне. Однако пройдет совсем немного времени, и нежные цветочные лепестки пожухнут, а в почву упадут «плодов румяных семена», которым лишь через год удастся превратиться в благоухающие цветы.

Фет не просто восхищается окружающим миром, но и видит четкую взаимосвязь между различными явлениями. Поэтому он проводит невидимую параллель между цветами и женщинами, считая их сестрами. Обращаясь к одной из них, он просит ее: «Очами в очи мне взгляни, навей живительные грезы и в сердце песню зарони». Эти слова адресованы супруге поэта Марии Боткиной, к которой Фет не испытывает глубоких чувств. Однако поэт уверен, что сможет переломить ситуацию и обрести счастье с женщиной, которую не любит. Автор еще далек от понимания простой истины, которая откроется ему с годами, что женщинами, как и цветами, можно восхищаться до бесконечности долго. Но при этом лишь немногие из них вызывают подлинные чувства и заставляют сердце биться сильнее, забывая обо всем том, что еще недавно казалось важным и первостепенным.

Афанасий Фет «Заря прощается с землею…»

Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.
Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!
И всё таинственней, безмерней
Их тень растет, растет, как сон;
Как тонко по заре вечерней
Их легкий очерк вознесен!
Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, —
И землю чувствуют родную
И в небо просятся оне.

<1858>
Афанасий Афанасьевич Фет — выдающийся русский лирик, сумевший в своих стихах передать всю красоту природы. Мне кажется, в творчестве А. Фета можно выделить два типа пейзажных стихотворений. В одних он обращается непосредственно к изображению природы, используя при этом множество ярких деталей, сочных красок. Но сильной стороной его пейзажной лирики являются те стихи, в которых доминируют эмоциональные впечатления от природы, настроения, порожденные встречей с ней.

Стихотворение “Заря прощается с землею...” принадлежит к разряду подобных произведений. Оно написано в 1858 году, когда А. Фет оставил военную службу.
Уже в первых строчках дана основная антитеза , на которой построено все стихотворение: вечерняя заря над землею и темнеющие туманные долины.
А в следующих стихах первой строфы антитеза получает свое развитие:

Смотрю на лес, покрытый мглою , И на огни его вершин.

Земли и Неба, столь знакомый нам по лирике М. Ю. Лермонтова, пронизывает все стихотворение Фета.
Лучи зари на лесных деревьях “потухают” и “гаснут под конец”, но устремленный в небеса “пышный венец” деревьев все еще купаются в их золотом сиянии. И хотя “все таинственней, безмерней их тень растет, растет, как сон”, “легкий очерк” вершин “вознесен” на ярком вечернем небе.

Небо и земля оказываются открытыми друг другу, а весь мир раздвигает свои границы “по вертикали”. Создается грандиозная картина мироздань я. Вверху ее — деревья, купающие свои кроны в лучах уходящей зари, внизу — наступающая мгла, окутанная паром земля.
Эмоциональное впечатление передается восклицательной интонацией предложений, а также использованием усилительных конструкций в их начале:
С какою негой... Как тонко...

Неточно было бы утверждать, что природа у Фета “одушевлена”. Правильнее говорить об ее одухотворенности . Она живет своей особой жизнью, не каждый способен проникнуть в ее тайну, познать ее великий смысл. Лишь на высшей ступени духовного подъема человек может быть к этой жизни причастен.
Стихотворение заканчивается строчками, полными глубокого смысла:

Как будто, чуя жизнь двойную,
И ей овеяны вдвойне, —
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.

Земля и небо в понимании А. Фета не просто противостоят друг другу. Выражая разнонаправленные силы, они существуют только в своем двуединстве, более того — во взаимосвязи, во взаимопроникновении.
Последняя строфа стихотворения состоит из отдельного олицетворения : деревья, “чуя” двойную жизнь, чувствуют землю, просятся в небо. А вместе они соединяются в единый образ живого, объемного мира природы.
Однако, на мой взгляд, образ этот можно воспринимать и в его параллелизме с внутренним миром человека . Стихия природы оказывается слитой с мельчайшими подробностями душевного состояния: любовью, желаниями, стремлениями и ощущениями. Любовь к родной земле и постоянное стремление оторваться от нее, жажда полета — вот что символизирует этот образ.

Анализ стихотворения А. А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,


Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,


2 августа 1877
Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» - один из лирических шедевров А. А. Фета, один из лучших образцов русской любовной лирики. Стихотворение посвящено молодой, обаятельной девушке, которая вошла в историю не только благодаря стихотворению Фета, он была одним из реальных прототипов толстовской Наташи Ростовой. Стихотворение Фета (написанное через 10 лет после встречи) не о чувстве Фета к милой Танечке Берс , а о высокой человеческой любви. Созданное 2 августа 1877 года, оно было навеяно пением Т. А. Кузьминской (в девичестве Берс - сестры Софьи Андреевны Толстой), описавшей этот эпизод в своих воспоминаниях.
Как и вся истинная поэзия, поэзия Фета обобщает и возвышает, уводит во всеобщее - в большой человеческий мир. Это ощущение и составляет один из секретов того особенного, радостного и высокого воздействия, которое производит стихотворение на читателя.
Стихотворение автобиографическое. Его лирический герой - сам Фет.
В этом произведении рассказывается о том, как поэт переживает две встречи с возлюбленной, между которыми — долгая разлука (композиционно делится на 2 части ). Но Фет не рисует ни единым штрихом портрет любимой женщины , не прослеживает все изменения их взаимоотношений и своего состояния. Он фиксирует только то трепетное чувство, которое охватывает его под впечатлением от ее пения:

И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь.

Само чувство тоже сложно описать словами. Лирический герой передает неповторимость, глубину и сложность своих переживаний с помощью «глобальных» метафор в последней строке.
В стихотворении две основные темы - любовь и искусство. В лирической пьесе «Сияла ночь…» темы эти слиты воедино. Любовь для Фета - самое прекрасное в человеческой жизни. И искусство - самое прекрасное. Стихотворение - о вдвойне прекрасном, о самой полной красоте.
Стихотворение написано шестистопным ямбом - одним из излюбленных размеров поэта. Это помогает здесь создать не только общий музыкальный тон, но и очень гибкую, с живыми переходами и движением, свободную речь, свободное повествование. Отчасти это получается благодаря паузам, которые возникают не в одном постоянном месте, а в разных местах - то здесь, то там, как в живой, ярко эмоциональной речи. В результате поэтический рассказ о сильном и живом чувстве сам исполнен жизни.
Стихотворение написано в романсово-песенном ключе, очень живописно и необыкновенно музыкально. Одно у Фета тесно связано с другим. Поэт считал, что красота - основная идея лирики - выражается не в линиях, не в изысканных словах, а прежде всего «тонко звучит». Значит, одной из важнейших характеристик поэзии должна быть мелодичность.
Музыкальность этого произведения достигается с помощью повторов на разных уровнях поэтического текста.
Так, в лирическом синтаксисе присутствуют анафоры (И…И…, Что…Что…) параллельные конструкции в пределах строфы («Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь; А жизни нет конца, и цели нет иной»….).
Фет сопоставляет близкие по звуковому составу слова - «вздохах звучных» - придающие стихотворению дополнительные смысловые и эмоциональные «обертоны» (гармонические созвучия). Здесь используются фонетические приемы ассонанса (повтор звуков [а], [о]), аллитерации (повтор звука [р] в строке «Рояль был весь раскрыт и струны в нем дрожали»).
Композиция стихотворения также способствует его мелодичности. В этом лирическом монологе автор использует прием кольца . В строке «Тебя любить, обнять и плакать над тобой», которая обрамляет произведение, Фет выражает главные чувства героя: восторг и преклонение перед силой вокального искусства. (идея стиха )
Безусловно, музыкальность стихотворения продиктована и его темой . Ведь это произведение не только о любви и о природе, оно прежде всего о чудесном пении, о голосе, который рождает множество ярких переживаний.
Фет не изображает определенный пейзаж или интерьер, но все сливается у него в прекрасной гармонии. Поэт создает целостную динамичную картину, в которой сразу предстают впечатления и зрительные, и слуховые, и осязательные, и чувственные. Обобщение и соединение образов природы, любви, музыки помогают поэту выразить всю полноту радости восприятия бытия.
Это стихотворение лишний раз убеждает нас в том, что только искусство способно по-настоящему облагородить человека, очистить душу, раскрепостить и обогатить ее. Наслаждаясь прекрасным произведением, будь то музыка, живопись, поэзия, мы забываем обо всех своих проблемах и неудачах, отвлекаемся от будничной суеты. Человеческая душа вся открывается навстречу красоте, растворяется в ней и таким образом обретает силы, чтобы жить дальше: верить, надеяться, любить. Об этом пишет Фет в последней строфе. Волшебный голос певицы освобождает лирического героя от «обид судьбы и сердца жгучей муки», представляя новые горизонты:
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Говоря о лирическом персонаже стихотворения, автор невольно затронул и тему творца , его миссии. Голос певицы, пробудивший в герое целую гамму чувств, звучит так восхитительно, потому что героиня отдается своему занятию страстно и сама очарована магией музыки. В момент исполнения песни, должно быть, ей кажется, что нет в мире ничего более важного, чем эти прекрасные звуки, чем чувства, вложенные в произведение. Забыть обо всем, кроме творчества - вот доля истинного творца: поэта, художника, музыканта. Об этом тоже говорится в произведении.
Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» поражает разнообразием тематики, глубиной и яркостью образов, необыкновенной мелодичностью, а также своей идеей, которая заключается в удивительном стремлении автора передать красоту искусства и мира всеохватно .

Анализ стихотворения А. А. Фета «Одним толчком согнать ладью живую..."

Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов,

Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет
Усилить бой бестрепетных сердец -
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!

(28 октября 1887)
В стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую…» соединились все основные мотивы лирики Фета - такие, как чувство, творчество, любовь, звук, тишина, сон. Перед нами краткий миг, когда перед героем открывается мир во всей его красоте, всей полноте чувств. Стихотворение проникнуто гармонией, ощущением покоя, хотя, казалось бы, оно целиком состоит из перечисления действий: согнать, подняться, прервать, дать, шепнуть, усилить.
Размер - пятистопный ямб с женскими и мужскими окончаниями - вписывает стихотворение в ряд произведений любовной лирики - ряд, начатый еще пушкинским «Я вас любил. Любовь еще, быть может…», - в которых ярко высвечены прежде всего чувства и думы лирического героя.
И действительно, у Фета ни слова нет ни о других людях, ни о внешнем мире - только состояние души человека. Однако может показаться, что здесь нет лирического героя как такового (в самом деле, ни в одной строке этого стихотворения нет слов я, мой и т.д.), но это все же не так: просто герой находится в полной гармонии с жизнью, природой - его я не выделяется на фоне всего окружающего мира, а «растворяется» в нем, принимает его, готовое чужое вмиг почувствовать своим…. Поэтому на дальний план отступают все острые переживания, мучения, и даже любовь здесь упоминается мельком - как чувство, однородное всем прочим в этом тихом гармоничном состоянии: герой мечтает шепнуть о том, пред чем язык немеет….
В стихотворении лирический герой ощущает себя частью Вселенной: “Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, чужое вмиг почувствовать своим”.
Противоречие с окружающим миром здесь только внешнее (оксюморон “неведомым, родным”).
“Цветущие берега” и “жизнь иная” — описание того таинственного идеального мира , из которого приходит к поэту вдохновение . Рационально этот мир непознаваем, потому что он “неведом”; но, встречаясь с проявлениями его в повседневности, поэт интуитивно ощущает родство с “неведомым”. Утонченная восприимчивость поэта по отношению к явлениям внешнего мира не может не распространиться и на чужое творчество. Способность к творческому сопереживанию - важнейшая черта истинного поэта.
Стихотворение построено как вереница похожих по синтаксису фраз (синт. параллелизм ), произносится будто бы как заклинание , нагнетающее какое-то таинственное и в то же время сладостное ощущение. Это заклинание должно наконец разрешиться неким утверждением, которое бы разрядило нарастающее на протяжении всего стихотворения чувство и объяснило его источник, - такое утверждение и завершает стихотворение :

Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чем его и признак и венец!

Последние строки противопоставлены всем остальным и по ритму: в них первая строфа не ямбическая, а хореическая - ударно произносятся указательные частицы ВОТ . Так подчеркнута особая важность финальных строк для всего стихотворения.
Во-первых, они прерывают перечисление действий и характеризуют их как признак и венец певца, то есть любимое дело поэта, только для него одного возможное.
Во-вторых, эти строки переносят ситуацию, описываемую в стихотворении, в вечность: теперь не остается никаких сомнений в том, что все названные действия не минутные желания героя, не картины, которые встают в его воображении, а извечно существовавшие проявления поэтического дара.
Эти строки вводят в стихотворение тему творчества , что позволяет по-новому взглянуть на весь предыдущий перечень. Если в первой строфе герой предстает как деятель, способный резко изменить что-то в мире вокруг себя (одним толчком согнать ладью живую, одной волной подняться в жизнь иную), то во второй он уже прежде всего созерцатель, чья душа открыта для всего мира и жадно вбирает все впечатления и чувства, мечтая упиться вдруг неведомым, родным, чужое вмиг почувствовать своим. Теперь же, в финальных строках, появляется еще один лик героя, включающий в себя два предыдущих: он творец, способный и наполняться впечатлениями от окружающего его мира, и вдруг что-то в этом мире создавать (усилить бой бестрепетных сердец), разрушать (тоскливый сон прервать единым звуком), двигать (согнать ладью живую).

Таким образом, перед нами стихотворение о поэзии . Попробуем отнести его к русской поэтической традиции разговора о творчестве. Как и все его предшественники, Фет называет поэзию даром, отличающим поэта от всех остальных людей (певец назван избранным, его дело - признак и венец ).
Однако это единственное, в чем стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую…» вторит стихам других поэтов. У Фета , как мы видим, нет ни противопоставления поэта толпе (как, например, в пушкинском сонете «Поэту», стихотворении «Поэт и толпа», лермонтовских «Пророке», «Смерти Поэта»), ни «общего дела», объединяющего поэта и народ (как, например, в лермонтовском «Поэте»).
Пожалуй, представление Фета о поэзии ближе всего к тому, которое мы встречаем у Жуковского и Тютчева: поэзия - это таинственный дар, ниспосланный свыше «Она с небес слетает к нам - // Небесная к земным сынам, // С лазурной ясностью во взоре…», - читаем у Тютчева в стихотворении «Поэзия»). Казалось бы, Фет продолжает линию Жуковского и Тютчева: он пишет о поэзии как о даре, изображает момент нисхождения этого дара на поэта, при этом все внимание сосредоточено на его чувствах в это мгновение. Однако у Фета мы не найдем утверждения, что вдохновение нисходит с небес : процесс творчества , каким он предстает в стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую…», подвластен в большей степени поэту.
Итак, о чем же стихотворение? О счастье творчества, о поэтическом даре, который неразрывно связан с другими светлыми чувствами в мире героя: с наслаждением природой, любовью, способностью ощущать жизнь во всей ее полноте и многогранности, переживать каждое ее явление как что-то личное, жить в гармонии с миром.

Афанасий Афанасьевич Фет (1820 —1892)
А.А.Фет - один из тончайших русских лириков. Его поэтическая судьба сложилась непросто. Современники упрекали Фета за непонятность поэзии, неопределенность содержания, за невнимание к запросам жизни (Добролюбов и Чернышевский), за тяготение к темам "чистого искусства". Сам поэт, защищаясь от подобных упреков, с эпатажем высказывался так: "Мне было бы оскорбительно, если бы большинство понимало и любило мои стихотворения: это было бы только доказательством, что они низменны и плохи".
Одна из причин непонятности фетовской поэзии - ее новизна, отличие от лирики предшественников. Фет, конечно же, понимал условность термина "искусство для искусства" и в своей поэзии шел от человека, от природы, от чувства. Но главное в его поэзии - живое чувство красоты, красоты как единственной цели искусства вообще и поэзии в частности. У Фета сильно ощущение недостаточности словесного выражения: "где слово немеет, где царствуют звуки, где слышишь не песню, а душу певца". Поэтому особенное место в лирике Фета занимает мелодическая организация стиха : его благозвучие, использование ассонанса, аллитерации , разнообразные ритмические ходы и т.д. Взгляды Фета на роль поэзии, его поэтическое мастерство повлияли на поколение русских символистов .
"Шепот, робкое дыханье..." (1850). Это одно из самых известных стихотворений Фета, с которого началась его слава. Оно стало для многих читателей символом всей фетовской поэзии, его своеобразным автопортретом. Одно-временно новаторство поэтического языка, развитие любовной темы в стихотворении вызывало двойственное отношение современников, неоднократно служило предметом пародий. Поэзия А.Фета, по словам Л.Толстого, отмечена "лирической дерзостью". Прежде всего бросается в глаза безглагольность стихотворения: оно построено только из одних назывных предложений.

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

Автор не использует глаголы - это придаёт стихотворению большую выразительность и красоту.
Огромное количество глухих согласных в каждой строфе замедляет речь, делает ее тягучей, более плавной, созвучной поэтическому языку XX века.
Но, несмотря на это, его трудно назвать вещественным, предметным. В стихотворении передается самый распространенный сюжет любовной поэзии - свидание в саду . Но это свидание окутано у Фета таинственным полумраком: время действия - ночь, эпитеты - "ночные" (робкое дыханье, сонный ручей, ночной свет). Фету важно было передать "музыку любви", поэтому он искал "музыкальные способы" в выражении своего поэтического чувства. Фет - один из первых в русской поэзии импрессионистов : он изображает не столько предметы, явления, сколько отдельные обрывки явлений, тонкие оттенки, отражения, тени, неопределенные эмоции. Но, взятые вместе, они образуют цельную и достоверную картину. Все три строфы этого стихотворения образуют одно-единственное предложение, как будто небольшие кадры.
Стихотворение хорошо иллюстрирует такую особенность фетовского творчества: любовная и пейзажная лирика составляют у него одно целое. Поэтому близость к природе тесно связана с любовными переживаниями. Чувства влюбленных (шепот, робкое дыханье) - это то же самое, что и "трели соловья", колыханье ручья.
Упоминаются ключевые образы лирики Фета - "роза" и "соловей" Они символически воплощают в его лирике связь любви, природы и вдохновения. Именно в этих символических деталях внешнего мира все-таки проступает неясное переживание. "Роза" - это символ природной красоты, огня страсти, земной радости.В стихотворении значим финал: он завершает лирический сюжет. "Пурпур розы" переходит в финале стихотворения в торжествующую "зарю". Последние слова стихотворения - и заря, заря! - звучат нс в ряду других, а выделены. Заря символизирует свет любви, восход новой жизни - это высшее выражение душевного подъема.
Стихотворение А. А. Фета «Учись у них - у дуба, у берёзы..."

Учись у них - у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

Очень важное место в лирике Фета занимает описание природы, жизнь человеческой души, зримые и незримые их связи. Такая лирика называется натурфилософской
С первых строк природа и человек слиты воедино у Фета. У других поэтов, до него,- сначала изображался пейзаж, а потом говорилось о переживаниях человека, внутреннем состоянии лирического героя.
Композиция стихотворения основана на противопоставлении двух частей и двух образов: зимы и весны, их можно считать символами. В упоминании конкретных времён года заключён скрытый смысл.
Фет говорит о том, что необходимо молчать в трудные минуты жизни, когда «за сердце хватает холод лютый». Нужно смириться с трудностями молча, не высказывая своего недовольства , гнева, разочарования, как переживают «жестокую пору», зиму, деревья, которые «стоят, молчат» с «застывшими слезами», «треснувшей корой» под злым ветром, срывающим последние листья...
Как в природе наступает весна , «теплом и жизнию дыша», воскрешает деревья к новой жизни, пробуждает все вокруг, так и в жизни человека наступает период «ясных дней», его «скорбящая душа переболит для новых откровений». Фет не призывает к вечному молчанию, к замкнутости в себе в отличие от Тютчева, который считает молчание единственным спасением души от невзгод.
Фет видит своеобразный приют человеческой души в природе, поэтому призывает людей учиться у деревьев. Дуб и берёза рождают ассоциации. Дуб - сильный, мужественный мужчина. Берёза - белая, кудрявая - нежная женщина.
Сколько жизненной силы в этом стихотворении, какое оно свежее, музыкальное.
Стихотворение созвучно нашему суровому, сложному времени, словно написано в наше время.
Стихотворение Фета оптимистическое, оно овеяно верой в то, что человек способен стойко перенести трудности в молчании, учиться мудрости, ибо молчание — золото — вековая мудрость, и он непременно будет вознагражден за пережитые им страдания временем для «новых откровений», возможностью для его души «высказать себя».
Анализ стихотворения А. А. Фета «Это утро, радость эта..." 1881 (?)

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,

Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.

Основное свойство импрессионизма - явное и сконцентрированное представление о красоте как о реально существующем элементе мира, окружающего человека. В полной мере этим обладал Афанасий Афанасьевич Фет. Звуки, шорохи, мимолётные впечатления - не мотивы, а темы фетовского творчества.

Фет стремится наиболее естественно и непредвзято запечатлеть весь окружающий его мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Фету, как поэту-импрессионисту, присущ обострённый интерес к неповторимости каждого отдельного мгновения, оттенка материальной красоты, изменчивого настроения.

Особый интерес представляют безглагольные стихотворения А.А. Фета, так называемые безглагольные картины. "Это утро, радость эта…" - одно из них. Это стихотворение о чудесном времени года - о весне. Весной всё живое на земле пробуждается от зимней спячки и приходит в движение. И главное, к чему стремился Фет, - не упустить, не утратить миг этого безостановочного движения, запечатлеть пробуждение природы; добиться того, чтобы каждая строка "дышала", "звенела", одним словом, "жила".
В чём "изюминка" этого стихотворения? Здесь нет ни одного глагола . Но сколько движения, сколько жизненной энергии заложено в каждой строке. Здесь нет ни единой точки (кроме конца стихотворения)! Читаешь это стихотворение на одном дыхании, ни на секунду не останавливаясь, сразу же представляя себе всю весеннюю суматоху. Этот приём "одного предложения" смог как нельзя лучше передать движение жизни, "воскрешение" природы весной.

Короткие строки будто "набегают" одна на другую. Фет не случайно написал стихотворение четырёхстопным хореем, где последняя стопа каждой третьей строчки строфы неполная. Благодаря этому задаётся определённый ритм, напоминающий биение сердца. Каждая строка словно "пульсирует".
"Это утро, радость эта…" Первая строка передает ликование весенней природы. Обратим внимание на то, что Фет начинает стихотворение словами "это утро, радость эта", а заключает выражением "это всё весна".

Если приглядеться внимательнее, то мы заметим, что это стихотворение "вмещает" целые сутки , без единого глагола поэт передает движение времени: в первой строфе изображается утро, во второй - день, а в третьей - ночь , наполненная запахами весны, с чарующими трелями соловья.
Все образы объединены, связаны анафорой : указательным местоимением "это" в разных формах, что создает эффект движения не только природного времени, но и "поэтической мысли" в стихотворении. Но одновременно с этим - и движение пространства: взгляд лирического героя охватывает и небо, и землю, и мельчайшие частицы окружающего мира.
Фет рассказывает нам о том, как "просыпаются" реки, пчёлы, деревья, и повсюду звучат "зык и свист". В стихотворении только одно прилагательное, находящееся в составе метафоры: "вздох ночной селенья". Как же создается образ весны? Отглагольные существительные "крик", "говор", "свист", "дробь" и слова "зык", "трели" "рисуют" атмосферу весеннего шума. Один лишь образ - "мощь и дня и света" - и мы уже "видим" сияние солнца.

Казалось бы, перед читателем обычное перечисление через запятую впечатлений лирического героя. Но, читая это строки, сразу же можно представить себе целостную картину и расцветить ее своими красками. Пчелы - золотистые, мошки -серебристые, легкие, пух - зеленовато-желтый, капли - жемчужные… В этом-то вся прелесть стихов Фета, как поэта-импрессиониста. Каждое слово вызывает ряд ассоциаций, для каждого человека - свой. В эту мозаику Фет смог "вместить" образ всей весенней природы , показал, что весна - это утро, утро года.
Фет изобразил лишь миг, то, что произошло однажды и больше никогда не повторится. Фет любуется природой; при этом он не столько описывает природу, сколько передает восторг, которая она вызывает.

А.Фет «Ещё майская ночь»

Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звёзды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.

Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд её убор.



Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной - и последней, может быть.

Стихотворение "Еще майская ночь..." было написано поэтом " 1857 году, впоследствии положено на музыку А.С Аренским. Это стихотворение уже зрелого мастера, получившего широкую известность. Оно представляет собою картину прекрасной майской ночи, набросанную всего несколькими легкими, но выразительными штрихами. В этой картине - восхищение поэта и его любовь к родной земле.

Лирический герой начинает свой монолог с показа общей картины этой дивной ночи. Чем она так хороша?
«Нега» - вот главная ее характеристика . Ночь нежна. Ее теплый, приятный воздух дышит ароматами цветов и трав, ветерок ласково освежает. За это герой благодарен родному краю , к которому растроганно обращается.
Почему в майскую ночь персонаж вспоминает о зимнем «царстве» (метафора) ? Может быть, потому, что белые лепестки цветущих яблонь и вишен так похожи на снег?
А еще май «свеж и чист» (эпитеты ) своей молодой зеленью, обилием света и легкостью, прозрачностью воздуха, еще не знающего, что такое изнурительная жара. Именно в этом месяце весна предстает перед нами во всей красе.

Как мастерски достигает этого поэт, хотя, казалось бы, используемые им художественные средства глубоко традиционны для русской лирики! Как тонко подмечена каждая деталь! Ничто не ускользнуло от внимательного взгляда автора. С помощью чувственных олицетворений («звезды смотрят», «березы ждут, дрожат», «лист застенчиво манит»). Фет передает жизнь природы, которая всегда рядом с человеком, сочувствует ему, отвечает на его состояние.

Не случайно с настроением новобрачной девы сравнивается «переживание» деревьев. Это сопоставление встречается еще в устном народном творчестве. Издавна на Руси сравнивали березу и девушку . Однако Фет находит новое в этой традиции. Он сопоставляет счастливый трепет березы, которую «венчает» свежая листва, и невесты в свадебном уборе. Очень точное, изящное, интересное сравнение!
Повторы восклицаний ("Какая ночь!") создают эффект эмоционального подъема , обращения к ночи делают ее действующим участником картины, способным отзываться и сопереживать.

В этом стихотворении заметна такая тенденция: изображая майскую ночь в деталях, автор тяготеет к понятиям женского рода («нега», «песнь», «душа», «тревога», «любовь», «береза», «дева» и другие). Почему? Но ведь и ночь, и весна того же рода! Видимо, Фет сознательно или интуитивно указывает здесь на то, что природа женственна , отсюда ее красота и гармония, которые всегда будет воспевать поэт:
Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Ощущая себя единой частью огромного Божьего мира, поэт вдохновляется природой на лирическое творчество. Нахлынувшие чувства его так сильны, что сродни пронзительному ощущению близкой смерти - смерти от счастья : «Опять к тебе иду с невольной песней, Невольной - и последней, может быть».
Великое счастье граничит с глубоким отчаянием, так как лирический герой боится потерять прекрасные мгновения майской ночи. Они безвозвратны, потому что неповторимы, но не только в этом источник печали героя. Быть может, творец в стихотворении Фета переживает еще и о своей будущей возможной несостоятельности . Ведь муза коварна . Кто знает, посетит ли она поэта в следующий раз? Сможет ли она снова «выразить в звуке» всю прелесть подобных ночей?
Каждому из нас порой хочется остановить время, но оно неумолимо движется вперед. Именно поэтому все надо делать, как в последний раз, отдаваясь целиком, и, конечно, радоваться тому, что уже создано.
Анализ стихотворения А. А. Фета «Вечер"

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем. 1855г

У Фета была очень сложная судьба: он был незаконнорожденным ребенком, в будущем он много лет пытался восстановить свою фамилию. Возможно, жизненная борьба повлияла на то, что А.Фет видел настоящую красоту природы, даже любая, почти незаметная деталь была в глазах поэта истинно прекрасной.
В стихотворении «Вечер» А.А.Фет описывает один промежуток времени - между днем и ночью. Вечер - переходное состояние между днем и ночью, союзник, который объединяет их: «Вздохи дня есть в дыханье ночном».

Пейзаж стихотворения очень конкретен, детально выписан : ясная река, померкший луг, немая роща. Но в то же время создаётся целостная картина бытия , гармонично и едино слитая умелой рукой мастера. Каждую секунду происходят изменения, и череда этих изменений и есть вечер. Безличные глаголы 1-ого предложения сразу же задают динамику: прозвучало, прозвенело, прокатилось, засветилось . А дальше - убегает на запад река, разлетелись , как дым, облака.
О непостоянстве, мимолётности, переходности говорят строки:

На пригорке то сыро , то жарко ,
Вздохи дня есть в дыханье ночном ,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.

Вечер - это особое время суток, время быстрой смены явлений. Поэт стремится увековечить «преходящие моменты», «миги» бытия.

Очень интересно показано солнце: оно прячется за горизонтом, оставляя свой след на краях облаков

Погорев золотыми каймами ,
Разлетелись, как дым, облака.

У Фета река - это живое существо, она «луками убегает на запад», спасаясь от надвигающейся ночи , любое препятствие ее не помеха, но все в природе гармонично, и нет ночных страхов, а наоборот - «ночное дыхание» романтично, потому что его как бы смягчает тёплая лучезарность вечера.

Контрастность картине придаёт антитеза : день - ночь, ясной - померкшем, засветидось - погорев, полумрак - зарница, огонь.
Неотвратимый финал вечернего пейзажа, последний «мазок» кисти художника подчёркивается союзом НО : ночь неумолимо приближается, зарница чуть «теплится» , огонь заката пусть ещё яркий, но уже «голубой и зелёный».
Стихотворение «Вечер» - это описание яркого мгновенья, в котором отразилась красота, видимая любому человеку.

Стихотворение «Первый ландыш» - совсем небольшое по размеру. Но оно западает в душу уже после первого прочтения. Поэт создал его весной 1854 года, вернувшись домой после прогулки по весеннему лесу. Тогда для него словно заново открылась красота природы, после долгой зимы пробуждающейся к новой жизни.

В стихотворении всего 12 строчек, но в них необыкновенно эмоционально описаны чарующая красота леса, ясный солнечный день, утонченная прелесть хрупкого и нежного ландыша и возвышенные чувства лирического героя. Восторженному взору читателя открывается картина , еще не до конца освободившейся от снежного плена.

Но, несмотря на то, что еще не успел растаять снег, на свет уже робко выглядывают первые . Образ нежных цветов дополняет яркий солнечный свет. Солнце еще не принесло с собой летний жар, сейчас оно дарит расцветающей природе ласковые теплые лучи.

Единство природы и человека

Однако поэт стремится передать не только красоту весенней природы, но и пробуждение человеческих чувств. Недаром весна ассоциируется с цветущей молодостью, красотой и любовью. Именно поэтому Фет сравнивает первый весенний цветок с юной девушкой, которая робко вздыхает от внезапно нахлынувших, неведомых ранее чувств. Она еще не может разобраться в них, но уже ждет счастливых и радостных перемен.

Автор недаром проводит параллель между девушкой и цветком. Он хочет показать единство человека и природы. Период цветения ландыша столь же быстротечен, как юность, поэтому нужно уметь радоваться каждому мгновению жизни. По мысли Фета, любой человек может быть счастливым, если научится любить окружающий мир. Общение с природой умиротворяет душу, делая человека добрее и жизнерадостнее. Птичье пение, зеленая поляна, цветущий ландыш – все это маленькие чудеса, подаренные природой и несущие в жизнь радость и свет.

Стихотворение Фета – это взволнованный рассказ о чудесном мгновении, когда наступает весна. Слова поэта обращены не к разуму, а к чувствам читателей, возможно, поэтому в «Первом ландыше» так много предложений, заканчивающихся восклицательным знаком. Недаром Фета часто называют певцом прекрасного мира природы. Кстати, большинство его стихов положены на музыку и известны как романсы, вновь и вновь напоминающие об удивительной мелодичности его поэзии.