В русском языке для глагола характерны постоянные и изменяемые признаки. В статье подробно описаны эти признаки с указанием, каким формам глагола они соответствует. Также приведены наглядные примеры для проверки усвоенного материала.

Морфологические признаки представляют собой ряд грамматических категорий, присущих определённой части речи. Морфологические признаки глагола в русском языке бывают постоянными и изменяемыми .

Постоянные морфологические признаки глаголов

Постоянные грамматические признаки глаголов присущи всем формам глагола независимо от того, в какой речевой ситуации используется слово. Они свойствены для спрягаемых форм глаголов, инфинитива, причастий и деепричастий.

  • Вид – совершенный (примеры: вычитать, собрать) и несовершенный (читать, бегать) ;
  • Возвратность – возвратные (делиться, собираться) , невозвратные (вставать, говорить) ;
  • Переходность – переходные (брать, встречать) и непереходные (идти, шуметь) ;
  • Тип спряжения – I (работать, расти) и II спряжение (кормить, стоять) .

Непостоянные морфологические признаки глаголов

Непостоянные грамматические категории глаголов присущи только спрягаемым формам глаголов и причастиям. Данные морфологические признаки зависят от конкретной речевой ситуации.

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • Наклонение – изъявительное (примеры: читаю, люблю) , повелительное (читай, люби) и условное (читал бы, любил бы) ; присуще спрягаемым формам глаголов;
  • Число – множественное (рисовали, сделанные) и единственное (рисую, сделанная) ; свойственно спрягаемым формам и причастиям;
  • Время – категория присуща спрягаемым формам изъявительного наклонения (делал, делаю, буду делать, учили, учат, будут учить) ;
  • Лицо – признак свойственен спрягаемым формам изъявительного наклонения настоящего (я покупаю, она покупает) и будущего времени (ты купишь, вы купите) , а также повелительного наклонения (покупайте, купи) ;
  • Род – категория присуща причастиям (переделанное, указанное) , а также спрягаемым формам прошлого времени единственного числа изъявительного наклонения (переделала, указал) и условного наклонения (переделал бы, указало бы) .

Все - местоимение, начальная форма - весь ; морфологические признаки: местоиме- ние-прилагательное (в данном случае оно употреблено в значении существительного); определительное; склоняется как прилагательное. Употреблено в винительном падеже, единственном числе, среднем роде. В предложении является прямым дополнением.

имение-существительное; относительное; не имеет рода и числа; относится всегда к неодушевленным предметам; при склонении изменяется основа. Употреблено в именительном падеже; не имеет форм множественного числа; синтаксически всегда выражает значение среднего рода (что относилось). В предложении является подлежащим.

Все - местоимение, так как указывает на предмет1 ; начальная форма - весь; имеет следующие морфологические признаки: определительное (здесь употреблено в значении существительного) . Употреблено в винительном падеже, единственном числе, среднем роде. В предложении является дополнением.

Что - местоимение,

как указывает на предмет; начальная форма - что; имеет следующие морфологические признаки: относительное. Употреблено в именительном падеже. В предложении является подлежащим (что относилось).

и грамматических значений. Трудности в изучении данного разряда слов возникают еще и потому, что в трактовке отдельных глагольных категорий (вида, залога) нет единства мнений, нет общепринятых положений. Все это необходимо учитывать при изучении учебной и научной литературы. Прежде всего следует

1 Здесь о признаке говорить не приходится, так как местоимение субстантивированное.

2 См.: Современный русский язык: В 3 ч.- Ч. 2. Причастия и деепричастия выделены в особые части речи. В настоящем пособии вслед за установившейся грамматической традицией причастие и деепричастие рассматриваются как не спрягаемые глагольные формы. Эта же точка зрения отражена и в школьном учебнике.

3 Заказ 432

Некоторые сложности возникают при изучении категории вида, особенно при подборе видовых пар. Вопрос о наличии или отсутствии видовой пары тесно связан с семантикой глагола. Видовую пару образуют глаголы, имеющие общее лексическое значение, ср.:

писать - написать, переписать - переписывать. Но не образуют видовой пары глаголы писать - переписать, так как приставка изменила не только вид, но и лексическое значение глагола. При изучении вида глаголов рекомендуем обратить внимание на способы образования видовых пар, одновидовые и двухвидовые глаголы. В характеристику вида глагола должно входить и опре-

лишь переходным

глаголам и образованным от них с помощью

непереходным

возвратным

глаголам,

ср.: поднимать - подни-

маться, умывать

Умываться.

Выделяется три залога: действительный (к нему относятся все

переходные глаголы), возвратно-средний

(образуется от

глаголов с помощью ,-ся,

когда субъектом действия

ся сам говорящий) и страдательный (образуется от переходных

глаголов с

Ся или с п-бмощью суффиксов страдатель-

причастий, когда

действия выражается (или подра-

зумевается)

творительного падежа). Сравним: умывать

ребенка -

действительный залог; составляться (смета составля-

бухгалтером;

составлена

бухгалтером)-страда-

тельный залог. Все остальные глаголы категории залога не имеют,

не имеет залога, так как образован от непереходного глагола

краснеть.

Залог часто может быть определен только с учетом семантики глагола, контекста и структуры предложения. Все это необходимо учитывать при разборе глагола.

Принципиальных расхождений между вузовским и школьным разбором глагола нет. Отличия наблюдаются лишь в наборе категориальных признаков глагольной лексемы, а также в объеме информации при анализе, которая в вузе должна быть более подробной и аргументированной.

При изучении причастия прежде всего следует разобраться в гибридной сущности этой глагольной словоформы, совмещающей признаки как глагола, так и прилагательного. С учетом этих особенностей и должен строиться морфологический разбор причастий. Две глагольные категории - вид и переходность-непереходность - влияют на их образование: действительные причастия образуют-

" Предлагаемый анализ категории залога ориентирован на академическую «Грамматику русского языка» и те учебные пособия, авторы которых придерживаются того же взгляда.

ся от переходных и непереходных глаголов, страдательные - только от переходных; формы настоящего времени невозможны от глаголов совершенного вида.

Причастия, как и спрягаемые формы глаголы, обладают категорией залога, при определении которой также учитывается пере- ходность-непереходность-возвратность глаголов. При этом действительные причастия могут быть действительного залога (читающий книгу), возвратно-среднего (умывающийся), страдательного (составляющаяся к е м?) и внезалоговыми (спящий, улыбающийся);

страдательные причастия всегда имеют страдательный залог (читаемый, обрадованный).

Причастия выражают абсолютное и относительное время: вне контекста, находясь в оппозиции друг другу, они имеют значение абсолютного времени, в предложении же, вступая в отношения с глаголом-сказуемым, они выражают относительное время1 .

Деепричастие является неизменяемой формой глагола, обладающей теми же постоянными признаками, что и другие глаголь-

1. Начальная

(инфинитив).

Постоянные

признаки:

вид, видовой оттенок, ви-

(если есть);

возвратность;

переходность;

но-среднего залога; внезалоговый глагол;

д) класс: продуктивный, непродуктивный; для продуктивного - какой именно;

е) тип спряжения.

3. Непостоянные признаки: а) наклонение, особенности образования и употребления

формы наклонения; б) время (если есть), осо-

бенности употребления формы времени;

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (неопределенная форма).

Постоянные

признаки:

переходность;

спряжение.

Непостоянные

признаки:

наклонение;

время (если

меняем школьную последовательность разбора.

лицо (если есть), особен-

употребления

д) род (если есть).

д) род (если есть).

Синтаксическая

Синтаксическая

разбора личных глагольных форм

Мне хотелось

волновали

радовали,

как чудесный

Горький.)

перевернулся

и зашагал по

гостиной.

шенного вида, видовая пара - захотеться; возвратный, непереходный, внезалоговый, безличный, непродуктивного класса, разноспрягаемый. Непостоянные признаки: употреблен в форме сослагательного наклонения со значением желания; выражено сочетанием формы прошедшего времени с частицей бы. В предложении выступает в роли главного члена безличного предложения.

Радовали бы - глагол, начальная форма - радовать; постоянные признаки: несовершенного вида, видовая пара - обрадовать; невозвратный, переходный, действительного залога, III продуктивного 1 класса, I спряжения.. Непостоянные признаки: употреблен в форме сослагательного наклонения со значением желания; выражено сочетанием формы

прошедшего времени с частицей

В ш к о л е:

Хотелось бы -; глагол, обозначает действие, происходящее само по себе; начальная форма - хотеться; имеет постоянные морфологические признаки: несовершенного вида, непереходный, разноспрягаемый. Непостоянный признак - употреблен в условном наклонении. В предложении является сказуемым.

Радовали бы - глагол, так как обозначает действие; начальная форма радовать; имеет постоянные морфологические признаки: несовершенного вида, переходный, I спряжения. Непостоянные признаки: употреблен в форме условного наклонения, множественного числа. В предложении является сказуемым.

" Нумерация продуктивных классов глаголов дается по указанному выше учебному пособию: Современный русский язык: В 3 ч.- Ч. 2.

бы, множественного числа. В предложении выступает в роли сказуемого.

Перевернулся - глагол, начальная форма - перевернуться; постоянные признаки:совершенного вида со значением ре-

ваться) ; возвратный, непереходный, возвратно-среднего залога, общевозвратного значения, передает изменение в поло-

ки: употреблен в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, выражающего действие в прошлом, результат которого актуален для настоящего; единственного числа, мужского рода. В предложении выступает в роли сказуемого.

Перевернулся - глагол, так как обозначает действие; начальная форма - перевернуться ; имеет постоянные морфологические признаки: совершенного вида, непереходный, I спряжения. Непостоянные признаки: употреблен в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, единственного числа, мужского рода. В предложении является сказуемым.

^ Порядок разбора причастий

В ш к о л е:

(неспрягае-

I. Часть речи (особая фор-

мая глагольная форма).

ма глагола). Общее значение.

II. 1. Начальная форма (ин-

II. Морфологические признаки:

финитив) .

Начальная форма

нительный

единствен-

Постоянные

признаки

мужского

Постоянные

признаки:

(глагольные):

действительное или стра-

значения;

дательное;

возвратность;

переходность;

залог и оттенки значения

возвратно-среднего

спряжения;

действительного

или страдательного

причастия;

ж) форма времени; абсо-

лютное, относительное

з) от какой глагольной основы и при помощи какого суффикса образовано.

3. Непостоянные признаки: (адъективные):

б) падеж (у причастий

в полной форме); в) число;

N Порядок разб

В в у з е:

I. Часть речи (неспрягаемая

и неизменяемая форма глагола).

1. Начальная

(инфинитив).

Глагольные признаки:

видового

значения;

возвратность;

переходность;

г) залог и оттенки возврат-

но-среднего

тип спряжения;

и при помощи какого суффикса образовано;

ж) временное значение. III. Синтаксическая функ-

3. Непостоянные признаки:

а) полная или краткая форма (у страдательных причастий) ;

б) падеж (у причастий

в полной форме); в) число;

III. Синтаксическая

деепричастий

В ш к о л е:

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение.

III. Синтаксическая роль.

Образцы разбора неспрягаемых глагольных форм

А вот, встревоженный вихрем и не понимая, в чем дело, из травы вылетел коростель. (А. Чехов.)

Встревоженный - неспрягаемая форма глагола - причастие; начальная форма - встревожитпостоянные признаки: гл"аголЧювершенного вида с оттенком результативности действия, невозвратный, переходный, действительного залога, IV продуктивного класса, II спряжения. Глагол употреблен в форме страдательного причастия, страдательного залога; имеет форму прошедшего времени, временное значение - относительное: обозначает действие, предшествующее основному действию (вылетел), с оттенком результативности в настоящем времени; причастие образовано от основы инфинитива встревож-и(ть) с помощью формообразующего суффикса -енн-. Непостоянные признаки: имеет полную форму; стоит в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода, зависит от слова коростель. В предложении является определением.

(Не) понимая - неспрягаемая, неизменяемая форма глагола - деепричастие; начальная форма - понимать. Глагол несовершенного вида, невозвратный, переходный, действительного залога, I продуктивного класса, I спряжения. Глагол употреблен в форме деепричастия, оно образовано от основы настоящего времени понима\- (у ) при помощи суффикса -а (графически -я); время относительное: обозначает действие, одновременное с действием гла- гола-сказуемого. В предложении выполняет функцию обстоятельства образа действия.

В ш к о л е:

Встревоженный - особая форма глагола - причастие, так как обозначает признак по действию; начальная форма -

встревоженный; постоянные признаки: страдательное, прошедшего времени, совершенного вида; употреблено в полной форме, именительном падеже, в единственном числе, мужском роде. В предложенииявляется определением.

стие, так как обозначает добавочное действие; начальная форма - понимать; имеет следующие морфологические признаки: несовершенного вида, неизменяемое. В предложении является обстоятельством.

Это неизменяемая часть речи, не выражающая грамматических значений и не обладающая словоизменительными грамматическими категориями, поэтому разбор ее довольно прост. В вузе при разборе следует указывать разряд наречия по значению (определительные, обстоятельственные) и их разновидности. Разбор вузовский и школьный в основных пунктах совпадает.

Вдаль - наречие,

тельственное, имеет

значение

предложении

к У Да ?

(ласково манило) и является обстоятельством.

Вдаль - наречие, так как обозначает признак действия; неизменяемое; в предложении

куда?. относится к глаголу (манило

1 Сравнительная степень прилагательных и наречий (компаратив) может выделяться в самостоятельный класс слов (см.: Грамматика современного русского литературного языка; Русская грамматика.- Т. 1).

По морфологическому признаку (неизменяемость) категория состояния сближается с наречием, отличаясь от него прежде всего семантикой и синтаксической функцией (сказуемое в безличном предложении). Авторы, не выделяющие категорию состояния в самостоятельную часть речи, включают данный класс слов в наречия под названием предикативного наречия. В отличие от наречия категория состояния обладает формами времени, наклонения, которые передаются отвлеченной и полуотвлеченной связками. В школе категория состояния рассматривается как наречие.

При разборе могут возникнуть затруднения в разграничении омонимичных форм кратких прилагательных, наречий и категории состояния. В этом случае следует учитывать синтаксические связи данных словоформ: прилагательное относится к подлежащемусуществительному (согласуемая словоформа), наречие примыкает к глаголу, а категория состояния употребляется в независимой позиции. Различаются они и йэ семантике, ср.: Все тихо кругом; говорит тихо; здесь тихо.

Порядок разбора слов категории состояния

2. Значение.

3. Наклонение. Время. Способ выражения этих категорий.

4. Синтаксическая функция.

Образцы разбора слов категории состояния

Горько было - категория состояния; называет душевное состояние человека. Изъявительного наклонения, прошедшего времени; эти категории выражены при помощи связки было. В предложении является главным членом безличного предложения.

нейший разбор ведется по схеме наречий).

МОДАЛЬНЫЕ СЛОВА

Модальные слова - неизменяемая часть речи, выделяется только в вузе. В школе квалифицируются на основании синтаксической функции как вводные слова. Описание модальных слов дают по их образованию, значению (семантические разряды) и синтаксической функции. При разборе следует помнить, что модальные слова синтаксически не связаны с остальными словами в предложении и не являются его членом. В предложении выступают в функции вводных слов или употребляются как слова-предложения.

2. Разряд по значению. Соотнесенность с другими частями речи.

3. Синтаксическая функция. Относится к предложению в целом или к его части.

Образцы разбора

модальных

Естественно, у него не было

жизненного опыта. (Из

В ш к о л е:

Естественно

модальное

Естественно - вводное сло-

слово; обозначает оценку степе-

достоверности;

по своему

образованию соотносится с при-

лагательным. В

предложении

выполняет функцию

вводного

слова, относится к предложе-

нию в целом, поэтому стоит пе-

ПРЕДЛОГИ

Выделяются два типа предлогов: непроизводные (первообразные) и производные (наречные, отыменные, деепричастные). Непроизводные предлоги довольно многозначны и в сочетании с падежной формой имени могут выражать самые разнообразные смыс-

Слова различаются между собой не только лексическим значением. Все их множество принято разделять на группы - части речи. Градация эта происходит на основе грамматического значения слов и их особых признаков - морфологических.

Морфология - раздел русского языка

Частями речи занимается целый раздел науки, называемый морфологией. Любое слово имеет свойственные ему характеристики: общее значение, грамматическое, также морфологические и синтаксические признаки. Первое указывает на одинаковое значение конкретной части речи. К примеру, обозначение предмета именами существительными, его признака именами прилагательными, глаголами - действие, а причастиями - признак по действию.

Синтаксические признаки - это роль той или иной части речи в предложении. Например, глаголы, как правило, являются сказуемыми, реже - подлежащими. Имена существительные могут в предложении быть дополнениями, обстоятельствами, подлежащими, а иногда и сказуемыми.

Какие бывают морфологические признаки

Гораздо более обширна группа морфологических признаков, постоянных и непостоянных. Первые характеризуют слово как конкретную часть речи. Например, у глагола всегда определяют спряжение, вид, переходность. Непостоянные морфологические признаки указывают на то, что часть речи имеет способность изменяться. Например, имя существительное изменяется по падежам и числам - это будут его непостоянные признаки. А вот наречие и деепричастие - неизменяемые части речи, соответственно, у них необходимо указывать только постоянные признаки. То же самое и для служебных частей речи и междометий.

Прежде чем разбирать морфологические признаки частей речи, стоит отметить, что необходимо различать слово и его форму. Слова различаются между собой лексическим значением, а при их изменении образуются их формы. Например, слово "участок" имеет лексическое значение «огороженная часть местности», а его формами будет изменение по падежам: участка, участку, участком, об участке.

Имя существительное

Указывая постоянные морфологические признаки существительного, говорим о том, нарицательное оно или собственное, одушевленное или неодушевленное, также определяем тип его склонения и род.

Нарицательные существительные обозначают совокупность каких-либо предметов, не выделяя их индивидуальных черт. Например, словом "река" мы обозначаем все реки: большие и маленькие, северные и южные, полноводные и не очень. Но если нами указана конкретная река, единственная в своем роде, например, Нева, - существительное будет собственным.

Предметы живой природы относятся к одушевленным существительным, все остальные - к неодушевленным. Это постоянные морфологические признаки существительного. Собака (кто?) - одушевленное; стол (что?) - неодушевленное. Также существительные этих категорий различаются формами винительного и родительного падежей. Окончания в родительном и винительном падежах множественного числа совпадают у одушевленных, у неодушевленных - винительного и именительного.

Приведем пример. Родительный падеж: нет (кого?) кошек; винительный: вижу (кого?) кошек. Сравним: вижу (что?) стулья; есть (что?) стулья.

Выделяют следующие роды: мужской, женский и средний. Чтобы определить эти морфологические признаки имени существительного, необходимо подставить к слову местоимения мой - моя - мое соответственно.

Склонение имен существительных представим в таблице:

Непостоянные морфологические признаки имени существительного - его падеж и число. Этими категориями образуются формы слова-существительного.

Имя прилагательное

Так же, как у существительного, морфологические признаки имени прилагательного подразделяются на постоянные и непостоянные.

Первые - его разряд, степень сравнения и форма, полная или краткая.

Имена прилагательные подразделяются на качественные, относительные и притяжательные. Первые могут быть у предмета в той или иной мере, они могут выступать в полной либо краткой форме, а также образовывать степени сравнения. Например: красивый - прилагательное качественное. Докажем это. Для него характерны такие морфологические признаки прилагательного, как степень сравнения (более красивый, красивейший) и краткая форма (красив). Относительные прилагательные не могут иметь этих категорий (золотой, туманный, бритвенный). Притяжательные обозначают принадлежность, они отвечают на вопрос "чей?".

Степени сравнения подразделяются на сравнительную и превосходную. Первая показывает большую или меньшую степень какого-либо качества: чай более сладкий - менее сладкий - слаще. Превосходная степень обозначает наивысшую или наименьшую степень признака: кратчайший, забавнейший, мельчайший.

Полная и краткая форма присущи качественным прилагательным. Следует помнить, что краткие не склоняют, но их можно изменять по числам и родам: веселый (полная форма) - весел (м.род, ед. число) - весела (ж.р., ед. ч) - веселы (множественное число).

Непостоянные морфологические признаки прилагательного - формы падежа, числа и рода, в которых оно употреблено. Категорию рода возможно определить только у прилагательных в единственном числе.

Имя числительное

Постоянные морфологические признаки слова, являющегося именем числительным, - его разряд и характеристика строения.

Выделяют числительные количественные и порядковые. Первые требуют ответа на вопрос "сколько?" (десять, пятнадцать, двадцать пять), вторые - "какой по счету?" (десятый, пятнадцатый, двадцать пятый).

  • Простые (пять, второй).
  • Сложные (тринадцать, пятнадцатый).
  • Составные (двадцать два, триста сорок первый).

Непостоянные признаки имени числительного во многом определяются его разрядом. Так, для количественных числительных характерно изменение по только падежам. Порядковые числительные близки по грамматическим параметрам с прилагательными, поэтому могут образовывать формы падежей, изменяться по числам и родам.

Местоимение

Если говорить о местоимении, то его морфологические признаки во многом зависят от того, какой части речи близко оно по грамматическому значению. Они могут тяготеть к существительному, прилагательному или числительному. Разберем местоимения и их морфологические признаки в этом контексте.

Для местоимений-существительных характерны неизменяемые категория лица (личные) и формообразующие род, число, падеж.

Местоимения-прилагательные также возможно изменять по родам, числам и падежам. Исключение составляют слова ее, его, их - они не изменяются по падежам.

Только падежную форму имеют местоимения - числительные.

Итак, определяя, какие морфологические признаки у местоимения, сначала необходимо смотреть разряд и соответственно ему указывать остальные характеристики.

Глагол: постоянные признаки

Постоянные морфологические признаки глагола - его вид, переходность, возвратность и спряжение.

Глаголы бывают двух видовых категорий, совершенного и несовершенного. Первый предполагает вопрос "что сделать?", второй - "что делать?". Например, сдвинуть (что сделать?) - совершенный вид; сдвигать (что делать?) - несовершенный вид.

Категория переходности предполагает, что глагол управляет именем существительным, стоящим в форме винительного падежа без предлога. Все остальные глаголы будут непереходными. Приведем пример: ненавидеть (кого, что?) врага, ложь, туман - глагол переходный. Идти в дом, лететь по небу, прыгать через ступеньку, заболеть ангиной - эти глаголы непереходные, существительные с предлогами, и формы винительного падежа не составить.

Возвратный глагол имеет суффикс -ся (-сь): купаться, купаюсь (возвратные); купать - невозвратный.

Спряжение глагола представим в таблице:

Глагол: непостояные признаки

Непостоянные морфологические признаки глагола - его число, наклонение, род, время и лицо. Эти категории во многом определяются другими. Например, по временам изменяются глаголы изъявительного наклонения. Глаголы несовершенного вида единственные имеют три формы времени.

У глаголов русского языка три формы наклонения: изъявительное (я пеку, я буду печь, я пекла), повелительное (пеки) и условное (пекла бы).

Изменяются глаголы и по родам: он плыл, она плыла, оно плыло. Эта категория характерна для глаголов прошедшего времени.

Лицо глагола обозначает, кем действие исполняется: самим говорящим (я убираю), собеседником (ты убираешь) или предметом/лицом разговора (она убирает).

Как и у местоимения, сначала необходимо смотреть разряд и соответственно ему указывать остальные характеристики.

Причастие

Постоянные морфологические признаки причастия - это вид, переходность, возвратность, залог и время.

Так же, как и глаголы, причастия бывают совершенного и несовершенного вида: работающий (что делать? работать) - несовершенный вид; построивший (что сделать? построить) - совершенный вид.

Если причастие образовано от переходного или возвратного глагола, эти же признаки сохранятся и у него. Например, от переходного глагола "запирать" образовано причастие "запирающий" (запиравший) - оно тоже имеет эту категорию. От возвратного глагола "запираться" образовано причастие "запирающийся", соответственно, тоже возвратное.

Причастия могут быть действительными (признак совершается самим предметом: думающий - это тот, кто думает) и страдательными (предмет испытывает на себе действие признака: написанная книга - это книга, которая кем-то написана).

Две формы времени можно выделить у причастий: настоящее (играющий) и прошедшее (игравший).

Непостоянные морфологические признаки причастия схожи с именем прилагательным: род, число, падеж, форма (краткая или полная).

Деепричастие

Деепричастие - неизменяемая часть речи, поэтому у него определяются исключительно постоянные признаки:

  • Вид. Совершенный (что сделав? - прочитав) и несовершенный (что делая? - читая).
  • Переходность. Передается от глагола: решив (решить - переходный глагол); идя (идти - непереходный глагол).
  • Возвратность. Распределившись - возвратное деепричастие; распределив - невозвратное.

Наречие

Так же, как деепричастие, наречие не образует формы. Таким образом, у него указывают только постоянные морфологические признаки: разряд по значению и если наречие качественное, т.е. образовано от имени прилагательного, указывают степень сравнения.

Например, наречие "весело" образовано от прилагательного веселый, поэтому возможно образование степеней сравнения: весело (положительная); веселее (сравнительная); веселее всех (превосходная).

Вводная тема

Морфология (от греч morphe «форма» и logia «учение»). Буквально: учение о форме. Это раздел грамматики, в котором изучается слово в аспекте его грамматических свойств. Морфология изучает правила изменения слов, знание которых необходимо для построения предложения. Мы будем изучать грамматический строй РЯ. Его особенность:

С одной стороны очень четко разграничивается в языке морфология (М) и синтаксис (С),

А с другой стороны М. и С. теснейшим образом взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Морфология рассматривает слово во всей совокупности его форм, при этом изучается не только механизм (модель) словоизменения, но и характер его участия в организации коммуникативных единиц. Ex: в Морфологии с одной стороны определяется, как существительные изменяются по падежам, а с другой устанавливается, какие значения в РЯ можно выразить посредством того или иного падежа.

Морфология изучает формы слов и их семантику, которую принято называть грамматической (грамматическая семантика = грамматическое значение).

В Морфологии определяются и описываются также части речи, т.к. характер словоизменения в РЯ тесно связан с частеречной принадлежностью слова. Ex: только глагол изменяется по склонениям, падежам и лицам. По родам, числам и падежам: прил., прич., порядк. числит. Только по падежам изменяются колич. числит. Специфика: существует ряд ГЗ (морфологические признаки), которые могут быть присущи не одной, а нескольким частям речи. Ex: по числам изменяются глагол, прил., сущ. и др . Кроме того, в РЯ есть неизменяемые части речи. Поэтому опираться при определении и характеристике только на характер словоизменения не стоит.

Неизменяемые ЧР: наречие, деепричастие, служебные (предлог, союз, частица, междометие).

Грамматические свойства слова – это 1) его частеречная принадлежность, 2) способность определенным образом изменяться или быть неизменяемым, 3) грамматические значения слова.

В результате Морфологию можно определить как раздел грамматики, в котором описываются части речи, их грамматические (морфологические) формы и грамматические значения. Такую Морфологию Виноградов назвал «грамматическим учением о слове».

Основные понятия морфологии

I. Морфологическая форма слова.

Лингвист Смирницкий обращал внимание на то, что каждое слово представляет единство лексического и грамматического. Каждое слово так или иначе определено в соответствии с грамматическим строем языка. В этом смысле каждое слово имеет языковую (грамматическую) форму. Нет формы - нет слова. Морфологическую форму имеют не все слова, а только те слова, которые изменяются.

МФС – это такое изменение слова, при котором сохраняется его ЛЗ. Ex: студент, студенту, студентам. Это все разные формы одного слова, те одной лексемы. Потому что лексическое значение одно. Формы одного слова различаются грамматическим содержанием (ГЗ). В связи с этим в Морфологии используется два термина: «словоизменение» и «формообразование». Термин «формообразование» употребляется и как синоним термина «словоизменение», и более широко, то есть для обозначения любых морфологических форм. В большинстве случаев морфологические формы (МФ) объединяются в одну лексему достаточно очевидно (умный, умная) , но есть такие изменения слов, когда тождество ЛЗ (не все ученые с этим согласны) при грамматическом различии не мешает считать формы разными лексемами, а определение характера соответствующего формообразования оказывается делом непростым.

Ex: есть - съесть; стирать - стереть. Это формы одного слова или слова с разным ЛЗ?

Одни ученые считают, что глаголы разного вида – это разные слова и у них разные ЛЗ, а другие считают, что это формы одного слова. Приведенный пример свидетельствует о том, что граница между формообразованием и словообразованием в языке не всегда обозначена четко.

Грамматическая форма – единство ГЗ и МП его выражающего (ГФ = ГЗ/МП).

Ex дом – дома: дом – ед.ч/ð, дома – мн.ч/а

Синтетические и аналитические формы

1. Синтетические формы – это такие формы, кот имеют синтетический МП в своем составе. Синтетический материальный показатель (СМП) – это такой МП, который входит в состав звуковой оболочки слова. В РЯ основным МП является окончание, реже формообразующий суффикс (суффикс глаголов прошедшего времени -л-; суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий). Т.к. самым частотным СМП в РЯ является окончание, то русский язык называют языком синтетического типа.

Образование синтетических форм может сопровождаться разного рода сопутствующими явлениями, которые принимают участие в выражении ГЗ:

а) морфонологические чередования в области гласных и в области согласных. Ex: водить – вожу; печь – пеку; звать – зову; палец – пальца.

б) изменение места ударения: рукà – рýки, травà – трàвы.

в) наращение, усечение основы или мена суффикса в основе: стул - стуль[j a]– наращение; сохну – сох - усечение; теленок – телята – мена суффикса

г) супплетивизм, т.е. мена корней: я – меня, идти – шел, ребенок – дети, человек – люди. В данных парах формы одного слова, но образованные от разных корней.

*Синтетические формы прежде всего создаются морфемами (ð и Ù)

2. Аналитические формы – это формы, в которых материальный показатель находится вне звуковой оболочки слова. Аналитические материальные показатели (АМП) – это вспомогательные слова, которые функционируют аналогично морфемам, образующим синтетические формы. Это:

Сложная форма будущего времени (буду смеяться) ;

Сложные формы степеней сравнения прилагательных и наречий (самый красивый, более интересный) ;

Форма условного наклонения глагола (сделал бы ) ;

При выделении аналитических форм (АФ) следует иметь в виду, что аналитическое выражение определенного ГЗ далеко не всегда может отождествляться с образованием морфологической формы. Для того, чтобы сочетание элементов получило статус морфологической формы (МФ) необходимо по крайней мере два условия, а именно:

а) Регулярность употребления сочетания для выражения данного значения.

б) Отсутствие у служебного элемента (вспомогательного слова) отдельного (своего) ЛЗ.

*Не все лингвисты относят к аналитическим формам сравнительную степень имен прил., потому что элемент «более» на их взгляд сохраняет свое ЛЗ. Слово «более» вступает в РЯ в антонимические отношения со словом «менее» ® значит имеет ЛЗ. Те, кто считают, что это все-таки аналитический показатель, считают, что это остаточное явление и вскоре слово «более» утратит свое ЛЗ.

II. Понятие о морфологической парадигме (МПС)

Парадигматические отношения – это отношения, которые проявляют себя на всех уровнях языка.

Морфологическая парадигма – это совокупность форм одного слова. Ex:: у существительного 12 (6 падежных форм ед. ч. и 6 падежных форм мн. ч.); у прил. 24 падежных формы (6 ж.р., 6 ср.р., 6 м.р., 6 мн.ч.). Количество форм в морфологической парадигме разных частей речи разное, может меняться и в пределах ЧР.

Почему система форм слова называется парадигмой? Сущность парадигматических отношений – это элементы ряда объединены и противопоставлены по одному и тому же значению . В лексической парадигме элементы ряда объединены и противопоставлены по ЛЗ, а в морфологической парадигме – по грамматическому значению.

Морфологические парадигмы бывают двух типов: общие парадигмы и частные:

а) Общие парадигмы включают все морфологические формы слова;

б) Частные парадигмы объединяют формы на основе одного ГЗ. Ex: парадигма падежа или числа сущ.

*Сколько частных парадигм в общей парадигме глагола? Время, число, наклонение, лицо, род ® 5.

Система ЧР СРЯ

Современное представление о ЧР формировалось в течение очень длительного времени, можно сказать на протяжении всего развития науки о грамматической строе РЯ. Начиная буквально с самой первой "Грамматики" Ломоносова (это первое научное описание РЯ), и заканчивая АГ-70, АГ-80, части речи все время являлись объектом описания.

На данный момент определена номенклатура ЧР, которая включает следующие названия ЧР: существительные, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, категория состояния, глагол, причастие, деепричастие, модальные слова, предлоги, союзы, частицы, связки, междометия, звукоподражания. Эти термины встречаются в разных классификациях. Однако количество ЧР в разных работах, в том числе разной учебной литературе, неодинаково (учебники - 9, 11, 13). Проблемные группы: слова состояния, модальные слова, деепричастия и причастия (АГ-80 – причастия и деепричастия: формы глагола, современные учебники - отдельно). Это объясняется тем, что упомянутые выше синкретические разряды лексем и словоформ при частеречной характеристике получают разную интерпретацию. Синкретичные разряды - объединяют признаки разных ЧР (причастие - признаки глагола и прилагательного). Важность прилагательного: "в холодной воде нельзя купаться", "он застал ее грустной " (искажается смысл, если убрать прилагательные).

Представление о ЧР как классах, полученных на основе совокупности признаков, закрепилось и стало широко принятым после работ классика грамматики В.В. Виноградова (способность все обобщать и классифицировать - работы глубоки и достаточно понятны). Опираясь на предшествующий опыт и в первую очередь на идеи академика Шахматова ("Синтаксис РЯ"- смотрит на ЧР с точки зрения синтаксиса), Л.В. Щербы ("О ЧР в РЯ"). Опора на эти базовые труды и другие - позволила Виноградову выйти на комплексный подход к распределению слов по ЧР, позволила показать ему необходимость разностороннего анализа слова при его частеречной характеристике. Система ЧР, описанная Виноградовым в его книге "РЯ", принимается за основу в большинстве современных морфологических описаний СРЯ.

На первом этапе классификации ЧР можно выделить четыре семантико-грамматических типа слов , то есть мы кладем в основу грамматическую семантику и грамматические характеристики. Это:

1. Самостоятельные ЧР (знаменательные, полнозначные). Специфичность:

а) они выражают понятия

б) они морфемно оформлены (имеют модели словоизменения и морфологическ. способы образования)

в) они являются членами предложения и образуют синтаксические связи

г) они не могут быть даны закрытыми списками (количество слов, которое невозможно подсчитать)

2. Служебные ЧР (несамостоятельные, по Виноградову, вслед за Щербой, - частицы). Специфика:

а) они не выражают понятий. Их значение формируется на синтаксической основе, а не на основе номинативной знаковой функции. Ex: Предлог "С" - с Р.п. - передает значение пространственного отношения (с горы) с В.п. - сопоставительное значение (шишка с орех), с Т.п. - значение совместности и т. д. На то, какое значение будет проявляться у предлога влияет его синтаксическое функционирование.

б) они не имеют морфологических форм и не образуются морфологическими способами

в) они не бывают членами предложения и не образуют синтаксических связей, хотя и используются подобно морфеме в качестве языкового средства выражения синтаксических отношений.

г) служебные слова могут быть даны закрытыми списками

3. Модальные слова . По признакам, обозначенными буквами б, в, г похожи на служебные части речи (В.В. Виноградов отмечал близость модальных слов к некоторым модальным частицам). Но они отличаются от служебных слов характером своего ЛЗ. "Модальные слова определяют точку зрения говорящего субъекта на отношение речи к действительности или на выбор их функций отдельных выражений в составе речи. В связи с этим особенностью семантики большинства модальных слов является то, что они представляют собой так называемые свернутые предложения модусного характера» (Виноградов). Ex: "по-моему" = "я думаю". "полагаю" = "я допускаю", "кажется" = "я предполагаю". ЛЗ модальных слов свидетельствует о том, что в РЯ на основе синтаксической функции вводности формируется особый тип лексической семантики. "Модальные слова лежат как бы в иной грамматической и субъективно-стилистической плоскости по сравнению со всеми другими элементами высказывания" (Виноградов).

4. Междометия, к которым примыкают звукоподражания . Образуют особый и очень специфический тип слов, находящийся на периферии частеречной системы языка. Причина: междометия в отличие от других ЧР не называют, а изображают. Учитывая их функцию в языке - очень специфический тип слов РЯ, находящийся на периферии частеречной системы (потому что главная функция - называние, язык - это общение). Ими мы дополняем речь. Они не выражают понятий, являются знаками эмоций Ex: "ой" - испуг, изумление, досада". Могут быть диаметрально противоположные значения, в зависимости от интонации ("эх"). Звукоподражания не выделяются как ЧР, это специфическая лексическая группа слов, которая примыкает к междометиям, звукоподражательные слова имитируют, изображают звуки. Щебра, назвав междометия "неясной и туманной категорией" сводил их формальный, то есть категориальный признак, к полной синтаксической обособленности, отсутствию каких бы то ни было связей с предшествующими и последующими элементами в потоке речи.

*При определении границ четвертого семантико-грамматического класса слов, надо иметь в виду, что Виноградов термин "междометия" употребляет расширительно, обозначая им разные (периферийные) группы слов, объединенных тем, что у них нет 1) понятийной семантики и 2) определенной грамматической оформленности.

**Мат очень близок к междометиям.

***Для разграничения функциональных омонимов!!

Дальнейшее разведение ЧР проводится внутри выделенных четырех типов и в каждом типе осуществляется на разных основаниях. Что касается модальных слов, междометий и звукоподражаний, то ни разделяются на группы только по ЛЗ.

*Виноградов опирался на систему классов слов

Состав самостоятельных ЧР

Самостоятельные слова делятся на ЧР с учетом их семантики (грамматической - значение ЧР), морфологических форм (+система парадигм), структурно-словообразовательных особенностей (специфические способы словообразования той или иной ЧР), синтаксических функций и синтаксических связей. Можно выделить с разной степенью обоснованности ЧР, обозначенные на схеме системы ЧР (местоимение в АГ рассматривается в разделе прилагательное; прил и числ - в АГ-3 как счетные прил, проблема отнесения местоименных наречий). Существуют проблемы с объемом понятий (одни понимают понятие прилагательного уже, другие - шире). Но никто не отрицает существования названных частей речи.

Во многих грамматиках, вслед за Щербой и Виноградовым, выделяется как самостоятельная часть речи "Категория состояния" ("предикативные наречия", "предикативы"; предикат=сказуемое). При этом есть широкое и узкое понимание этой части речи. В широком понимании - в категорию состояния включают все лексемы, которые не будучи глаголами употребляются только в роли сказуемого (рад, должен, обязан, нельзя, можно и т д). Во втором случае, в случае узкого понимания, состав слов ограничивается функцией сказуемого в безличном предложении, при чем к безличным относят и те предложения, в которых один главных член выражен инфинитивом ("нельзя молчать", "трудно понять", "на улице тепло", "на улице солнечно", "мне некогда"). Больше приверженцев у более узкого понимания. Грамматическими признаками категории состояния считаются семантика состояния (семантика недейственного (!) состояния), и употребление в позиции при связке. При узком понимании к этим признакам прибавляется признак неизменяемости. В языке есть не глаголы, взявшие на себя функцию глагола быть сказуемым. Но выделение слов категории состояния в качестве отдельных ЧР до сих пор проблематично. Есть основания понятие предикатива (категории состояния) соотносить с синтаксической функцией не-глагольных словоформ. Эти основания следующие:

1. Предикативов, которые не были бы омонимичны СФ других частей речи в языке немного.

2. Позиция при связке с точки зрения разграничения ЧР не обладает дифференцирующим свойством. Она не может быть замещена финитной формой глагола и беспредложным В.п со значением объекта. Употребление при связке не изменяет частеречной принадлежности СФ, потому что без связки могут употребляться самые разные ЧР. Все именные ЧР в составе именного сказуемого могут употребляться без связки, без нее может быть инфинитив. Ex "Все старание господина Голядкина было как можно плотнее закутаться (!) в шинель" – «Закутаться» работает при связке, но остается глаголом. "Стихи? черт знает что такое" - "черт знает что такое» - междометие при связке).

3. Позиция при связке не создает условий для формирования значения состояния как особого типа категориальной семантики. В целом со связкой сочетаются СФ с признаковым значением; одни и те же СФ с одним и тем признаковым значением могут употребляться как при связке, так и в других синтаксических местах, то есть при существительном, при глаголе (Ex: "В соседней комнате тихо» - словосостояние, "Ветер тихо колышет ветви берез - наречие). Категориальная семантика, выделяемая для всех самостоятельных ЧР в категории состояния по существу отсутствует (спорно). Многие лингвисты, а именно Галкина-Федорук, Золотова, Мещанинов, Раскопов, - отмечают лексико-семантическую неоднородность Предикативов, которые могут обозначать и состояние как таковое, и разного рода отношения, а именно - модальные, пространственные, временные. Виноградов, описывая разные типы ЛЗ в слове, отметил, что позиция именного сказуемого способствует развитию в слове оценочной семантики (предикативно-оценочный тип значения), что обычно не приводит к образованию омонимов Ex: "Шляпка - загляденье" (сущ). По наблюдениям Воинковой и Золотовой среди слов, относимых к категории состояния, большой массив образуют оценочные единицы, которые скорее соответствуют кратким прилагательным, чем наречиям. Оценочные предикативы отличаются от лексем со значением состояния и конструктивно-синтаксическими свойствами. Они выражают оценку по отношению в действию, названному инфинитивом; при этом часто, как показала Золотова, не могут быть использованы в качестве наречного определения того же самого действия. Ex: "Учиться интересно", но не "Он учился интересно", "Жаловаться грешно, но не "Он грешно жаловался". "Гулять полезно", но не "он полезно гулял". Разделив категории состояния на три группы: 1) слова на -о (со значением состояния лица или среды); 2) слова со значением оценки 3) слова с модальным значением, - И кроме того, оценив роль каждой группы в организации предложения, Золотова пришла к общему выводу, что эти группы не могут относиться к одному и тому же лексико-грамматическому классу (к одной ЧР).

4. Неизменяемые предикативы, не имеющие омонимов в других ЧР, то есть лексемы, являющиеся формальной основой категории состояния (нельзя, надо, жаль, можно) - они изображают не состояние, а модальную оценку. Состав СФ в предложениях типа "Грех было не помочь" не означают утраты существительными их грамматических свойств, так как связка здесь условно согласуется с инфинитивом, занимающим позицию независимого главного члена. Оценочное значение существительных связано с обязательным выбором И.п., но это наблюдается и в других случаях выражения оценочно-предикативной семантики субстантивов. Ex: "Ты не герой, а шляпа", "Маша была такая ворона". Л.В. Щерба предложивший термин "категория состояния", и впервые достаточно подробно описавший слова этой группы, был не очень уверен в правильности своего мнения: "Может быть, мы имеем здесь дело с особой категорией состояний".

& Бабайцева вводит термин «категории состояния» в учебник. Не признание для категории состоянии частеречного статуса приводит к необходимости выделять в не глаголах отдельные лексемы, не имеющие основной функции.

& Анализ понятия части речи

*Сложнее применить к служебным частям речи.

**Анализ учебников должен быть в сравнении.

***Любое явление действительности, в том числе и языковое, можно оценить с трех сторон:

Сущность, содержание – ГЗ

План выражения ГЗ

Функциональный план - функции языкового явления в речи или в какой-либо большей единицы.

****В традиционном учебнике - по пунктам, у Бабайцевой - все есть в тексте - отдельный параграф.

Традиционный учебник Учебно-методический комплекс Бабайцевой
1. Определение места данной ЧР в системе единиц языка и в системе ЧР. Перед тем, как характеризуются признаки ЧР, отдельно взятые, дается маленькое определение:
Существительное – ЧР: то есть авторы учебника определяют место данной языковой единицы в системе единиц языка. Это именно ЧР, а не фонема, лексема и т д. Существительное - самостоятельная ЧР. Добавление «самостоятельная» - определяется место данной ЧР среди ЧР (самостоятельная, а не служебная).
Сразу даются вопросы, на которые отвечает данная ЧР: «кто?», «что?» и т. д. Это не признак, а вопросный метод разграничения данной ЧР от других (может использоваться как основной).
2. ПС (ГЗ) Дается характеристика частеречного значения существительного: предметность
Существительное называет предмет ОГЗ существительного – это значение предмета. Предметом в грамматике называется все то, о чем можно спросить «кто это?» или «что это?». Только у Бабайцевой растолковывается, что такое предмет в грамматике. Это хорошо, потому что для детей такое разграничение очень важно, чтобы они не путали грамматические предмет и предмет в жизни (+углубление понятия «предмет» в средней школе)
Изучаются не конкретные существительные (т.е. вещественные, собирательные, отвлеченные)
Все эти разряды существительных даны при характеристике ОГЗ существительного (предметности). То есть авторы настаивают на том, чтобы эти разряды рассматривались как разновидности предметного значения (подтипы предметной семантики).
3. ПВ (для ЧР – морфологические признаки) Даны одинаково (набор, характер, примеры), нет принципиальных отличий.
Более настойчиво разграничивается классифицирующая категория существительного (постоянные признаки) и словоизменительные (не постоянные признаки),
4. Функциональный план Синтаксические признаки ЧР + дается характеристика основных синтаксических функций существительного (подлежащее, дополнение)
Рассматривается синтаксическая валентность, т. е. способность ЧР к распространению зависимыми элементами (прилаг. + др. сущ. в косв. падежах). Сочетаемость с прилагательными отмечена авторами не случайно: это дифференциальный признак.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Имя прилагательное как ЧР

Якубинский говорил, что самая близкая к глаголу часть речи - это прилагательное, потому что оно также как и глагол способно передавать динамику. Можно сказать «стол был красным» и «стол красный», «стол будет красным, когда мы его покрасим». В школе - прилагательное - для особой выразительности нашей речи. Но кроме этого прилагательное выполняет еще одну важную функцию - уточняющую (девушка в кофточке - в полосатой кофточке)! Главная функция прилагательного - уточнять понятие о предмете. Тема очень сложная - поэтому мало литературы.

Имя прилагательное - именная часть речи.

Частеречное значение. Общее категориально-грамматическое значения прилагательного как части речи - признаковость. В.В. Виноградов: "Семантической основой имени прилагательного является понятие качества". Но в РЯ не только прилагательное обозначает качество признаков - есть группа признаковых слов (прилагательные, причастия, порядковые числительные). Они все обозначают какой-то признак и изменяются одинаково. Все прилагательные также как и люб признаковое слово обозначают признак предмета, но отличаются от других признаковых слов тем, что обозначают признак, присущий природе предмета. В школе эту характеристику называют «постоянный признак». Пятый (порядк. числит - количественное соотношение между предметами, но не обозначает свойства домов) дом. Строящийся (причастие - обозначает непостоянный признак, то есть признак, который проявляется у предмета в определенный момент времени) дом. Высоки (прилагательное - обозначает признак, который присущ предмету постоянно, то есть присущ его природе) дом. Пешковский в свое время писал, что прилагательное обозначает признаки, заложенные в природе предмета и всегда сохраняющиеся при носителе. И он говорил, что эта спец характеристика особенно видна у отглагольных прилагательных. Вертлявый ребенок (от вертеться) - если он заболеет - в это время не будет вертеться, но этот признак свойственен это натуре, даже если он не проявляет его в данный момент. Вспыльчивый и проч. Есть нюансы- группа слов, которые проявляют качества в полной мере, но есть слова, находящиеся на периферии ЧР. Но если посмотреть как имя прилагательное работает в предложении - они неоднородны.

*для разграничения функциональных омонимов.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Формирование Имени числительного. Тенденции развития (+ учебник).

МЕСТОИМЕННЫЕ СЛОВА.

НАРЕЧИЕ

Наречие как ЧР

Наречие - это самостоятельная ЧР, которая обозначает вторичный признак, исходя из этого данная ЧР не изменяется и в предложении в подавляющем большинстве случаев выполняет синтаксическую функцию обстоятельства. Как самостоятельная ЧР выделано еще в античной грамматике, и термин "наречие" в переводе означает "при глаголе". Первично оно понималось как глагольный определитель (в латинской грамматике). В том же значении оно было воспринято и римскими грамматистами, а далее перешло в европейские грамматики со все тем же значением.

Но еще лингвист Барсов в 18 веке отмечал, что этимологический смысл термина наречие не соответствует позднейшим функциям этой категории, потому что в уже более поздние времена наречие относится не только к глаголу, но и к другим ЧР (например, к имени прилагательному - особенно группа степенных наречий, реже наречия относятся к существительным - яйцо всмятку).

Однако при толковании категории наречия разные исследователи исходили из разных оснований. До середины 19 века наречие на основании одного признака, а именно парадигматической неизменяемости, объединяли со служебными ЧР в одну обширную категорию частиц. Такой точки зрения придерживался Буслаев. Во второй половине 19 века во взглядах на наречие получил перевес синтаксический критерий (Аксаков, Потебня, Шахматов). Синтаксическая точка зрения на природу наречия в РЯ была противопоставлена морфологической. Суть морфологической теории - все наречия делились на два разряда:

Грамматические наречия с формами словоизменений

Неграмматические наречия без форм словоизменения

Восходит к учению Фортунатовой. Другое название - формальная.

Были попытки определения наречия как негативной категории. Суть такого подхода: наречие - это каждое слово, не являющееся ни именем, ни глаголом (Карцепский).

Наречие - особая, специфическая ЧР, на эту специфику особый оттенок накладывает то, что наречие - ЧР, которая сформировалась позже других ЧР. Это и определяет ее свойства. Определение В.В. Виноградова ("Русский язык") - "Наречие - это грамматическая категория, под которую подводятся не склоняемые, не спрягаемые и не согласуемые слова, примыкающие к глаголу, к категории состояния, к именам существительным, прилагательным и производным от них (например, тем же наречиям) и выступающие в синтаксической функции качественного определения или обстоятельственного отношения. Наречия морфологически соотносительно с именами существительными, прилагательными, глаголами, местоимениями и именами числительными".

Проблемы: объем понятия наречия на данный момент понимается по-разному - узко или широко. Есть разные варианты ученых.

1) Проблема рассматривать ли в составе наречий местоименные наречия (где-то, когда-то, когда-либо и проч.). Даже школьные учебники по-разному передают эту информацию - одни местоименные наречия рассматривают как наречия, другие как местоимения

2) Как относиться к словам состояния .

Еще Л.В. Щерба сказал, что слова состояния - самостоятельная ЧР. Куда их отнести - к наречиям или выделить как отдельную ЧР.

АГ-3 рассматривает предикативные наречия (слова состояния) в составе наречий. Школьные учебники тоже по-разному относятся к этой проблеме.

Учебно-методический комплекс Бабайцевой-Чеснковой в перечне знаменательных ЧР такой ЧР как слова состояния нет. Материал о словах состояния рассматривается после наречий, но при этой первая фраза в параграфе о словах состояния "не нужно путать с наречиями слова состояния". Получается, что раз в перечне ЧР нет, но особый статус у этой группы слов. Замысел авторского коллектива: Бабайцева и Чеснокова, издавая учебник, попытались нам дать язык как живую, динамически развивающуюся систему. И раз в языке все живет и развивается, то мы может предположить, что система ЧР тоже живая, и тоже развивается. Получается, что есть ЧР, которые возникли давно и их признаки не пересекаются с признаками других ЧР (существительные и глагол). На базе этих ЧР возникли другие ЧР (прилагательное, числительное и проч.) и эти связи можно установить. Но эти ЧР тоже давно возникли и даже наречия в этом историческом ракурсе можно отнести к ЧР, которые появились в языке довольно давно. А позже возникли ЧР на базе существующих, у которых мы легко увидим признаки различных ЧР (причастие и деепричастие) - на их примере легко понять как возникают ЧР (на базе других ЧР + что-то специфическое, как минимум значение, синтаксическая функция). У Бабайцевой даже параграфы посвященные причастиям называются "признаки глагола у причастий", "признаки прилагательных у причастий" – то есть подчеркивается вторичность и на базе чего возникли.

Сегодня по Госстандарту в школьном учебнике причастия и деепричастия (хотя в науке вопрос проблемный) рассматриваются как отдельные ЧР. Поэтому и старый, традиционный учебник в последних изданиях говорит, что причастие - самостоятельная ЧР. Получается: ЧР которые возникли раньше всех ® потом ЧР возникшие на их базе (давно возникшие, но еще видим как они возникли) ® логично эту цепочку завершает категория - слова состояния. Не включили в отдельную ЧР, а в самом параграфе не относят к наречиям. То есть это ЧР которые с одной стороны уже прошли более чем полпути и возврата назад нет, но видимо еще есть проблемы, это еще не сформировавшаяся до конца ЧР.

Есть другие позиции. В учебнике Бабайцевой (5-8 класс) - в нем она вводит слова состояние в перечень самостоятельных ЧР и характеризует и как сложившуюся самостоятельную ЧР.

Вывод: проблема объема понятия наречия как ЧР.

*см семинар по словам состояния

Наречие как ЧР обозначает не процессуальный признак , то есть:

1) признак действия или состояния, названного глаголом (рано стареет, красиво пишет)

2) признак состояния, названного словом состояния (по-южному жарко на улице)

3) признак качества, названного прилагательным или причастием (слишком холодный, громко поющий соловей)

4) признак признака, названного наречием же (очень приятно пахнет)

5) признак деепричастия (дружески простившись)

6) признак предмета, названного существительным (яйцо всмятку)

ГЛАГОЛ

«В глаголах наши виды и неразрывно связанные сочетания глаголов с предлогами придают русскому глаголу такую живость и определенность оттенка в отношении к образу действия, какого не в состоянии выразить ни один язык из известных нам».

Н.Г. Чернышевский

Классы глаголов

Класс глаголов - это глаголы, объединенные характером соотношения вариантов основ . Например, худе ть - худей ую, боле ть - болей у, жале ть - жалей у и т. д. Глаголы, у которых одинаковое соотношение концовок основ - составляют собою класс глаголов. Классы глаголов бывают:

1)Продуктивные классы глаголов характеризуются таким соотношением формообразующих основ, которое используется сегодня при образовании новых глаголов.

2)Непродуктивные классы глаголов характеризуются таким соотношением основ, с которым новые глаголы не образуются.

Продуктивные классы глаголов.

1) соотношение вариантов основ а - ай (читать - читайут, созревать - созревайут, опаздывать - опыздывайут)

2) соотношение основ е - ей - й (уметь - умейут, успеть - успейут,

3) ова (ева) - уй (рисовать - рисуйут, странствовать - странствуйу, горевать - горюйу)

4) ну - н (крикнуть - крикну, толкнуть - толкну)

5) t"и - t" (кормить - кормлю, любить - люблю

Учитывая класс глагола можно определить спряжение. Глаголы с первого по четвертый продуктивный класс будут относиться к I спряжению. Глаголы пятого класса будут относиться ко второму спряжению. У непродуктивных глаголов с ударным окончанием спряжение определяется по окончанию. У непродуктивных с безударным окончанием будет I спряжение, кроме 11 глаголов-исключений и их приставочных образований.

Отвлеченность в языке вообще предполагает широкое обобщение глагольные категории очень обобщены, т.е в них не отражается вещественное значение.

Ех. Рассказать – сплавать – выпрыгнуть. Все эти глаголы имеют разные ЛЗ, т.е они друг от другу по ЛЗ отличаются, но все будут объединяться видовой семантикой, в данном случае – значением результативности.

Ех-2. Думал – думал бы – думай. Глаголы разные, у каждого – собственное ЛЗ, но все глаголы без исключения могут принимать форму любого наклонения, соотнося действие с реальной действительностью.