06 мая 1862 - 09 марта 1922

тюрколог, профессор кафедры турецко-татарской словесности Казанского университета, доктор сравнительного языкознания, этнограф, фольклорист, первый хакасский ученый

Биография и научная карьера

По сословному положению - инородец Аскизской инородческой управы. Детское (оригинальное) имя - Пора?.

После окончания в 1876 году Аскизского училища поступил в Красноярскую мужскую гимназию, которую окончил в 1884 году с золотой медалью.

С 1884 года по 1888 год учился на факультете восточных языков Санкт-Петербургского Императорского университета

С 1889 года по 1892 год был командирован Императорской Санкт-Петербургской Академией Наук и Императорским Русским географическим обществом в Сибирь, Монголию и Китай ский Туркестан для изучения языка и быта тюркских племен.

В конце 1893 года сдал экзамены на степень магистра турецко-татарской словесности и был назначен в Казанский университет экстраординарным профессором по кафедре турецко-татарских наречий.

С 1896 года по 1898 год совершил поездки в западные уезды Уфимской губернии с целью изучения диалектов башкирского языка. На рубеже XIX - XX веков им была составлена «Азбука для башкирского языка» на основе кириллицы.

В 1903 год защитил докторскую диссертацию «Опыт исследования урянхайского языка», в которой описан грамматический строй в сопоставлении с другими тюркскими языками.

Катанов некоторое время являлся также членом Казанского Временного комитета по делам печати, в котором занимался рассмотрением книг на татарском языке.

После создания на базе Казанского общества трезвости Казанского отдела «Русского Собрания» Н. Ф. Катанов, будучи убеждённым монархистом, также включился в деятельность этой черносотенной организации. 4 (17) февраля 1909 г. он был избран товарищем председателя Совета КОРС А. Т. Соловьёва .

Являясь противником социалистических теорий и «новых» религиозных доктрин, он неоднократно подвергал критике их пропагандистов и теоретиков, среди которых были, в частности, известный татарский поэт Габдулла Тукай (Абдулла Тукаев), симпатизировавший социалистам-революционерам, и Сардар Ваисов – основоположник «движения ваисовцев» (которое Н. Ф. Катанов классифицировал как «мусульманскую секту») .

Известен как:

По сословному положению - инородец Аскизской инородческой управы. Детское (оригинальное) имя - Пора́.

В конце 1893 года сдал экзамены на степень магистра турецко-татарской словесности и был назначен в Казанский университет экстраординарным профессором по кафедре турецко-татарских наречий.

С 1896 года по 1898 год совершил поездки в западные уезды Уфимской губернии с целью изучения диалектов башкирского языка . На рубеже XIX - XX веков Катанаевым была составлена «Азбука для башкирского языка» на основе русской графики.

В 1903 году защитил докторскую диссертацию «Опыт исследования урянхайского языка », в которой описан грамматический строй в сопоставлении с другими тюркскими языками.

Катанов одно время являлся также членом Казанского Временного комитета по делам печати, в котором занимался рассмотрением книг на татарском языке.

В 1907 году Казанский университет присудил ему вторую докторскую степень ему без защиты диссертации.

В 1911 году он перешел на работу в Казанскую духовную академию , в которой преподавал до 1917 года , после чего вновь вернулся на прежнее место работы.

Общественная деятельность

Участвовал в трезвенническом движении Казани. Катанов в разное время состоял действительным и почетным членом Казанского Общества Трезвости (КОТ), а также членом его Комитета и секретарем, много публиковался в журнале «Деятель».

После создания Казанского отдела Русского Собрания (КОРС) Катанов также включился в деятельность этой право-монархической организации.

4 февраля 1909 года он был избран товарищем председателя Совета КОРС. Кроме этого, Катанов являлся старостой храма во Имя Всемилостивого Спаса, действовавшего при КОТ.

После революций 1917 года Катанову удалось избежать преследования со стороны новых властей. Он по-прежнему жил и работал в Казани, где и умер.

Н.Ф. Катанов состоял членом двух иностранных обществ: Societe des sciences et lettres в городе Левене, в Бельгии, и Ungarische ethnographische Gesellschaft, в городе Будапеште, в Венгрии, также членом-корреспондентом финно-угорского общества в городе Гельсингфорс, действительным членом императорского русского географического общества, императорского русского археологического общества, императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в Москве, туркестанского кружка любителей археологии в городе Ташкенте , был председателем и действ. членом общества археологии, истории и этнографии в Казани и действительным членом статистических комитетов казанского и семипалатинского.

Работы Катанова

  • Письма из Сибири и Восточного Туркестана // Записки Имп.Императорской Академии наук. 1893. Т. XXIII. с. 1-114 (приложение). С. 1-114 / Предисловие Радлова В.В.
  • Отчет о поездке в Восточную Сибирь, Монголию и северный Китай в 1890 и 1891 гг. // Живая старина. СПб., 1892. с. 111-122, 134-137.
  • Сагайские татары Минусинского округа Енисейской губернии // Живая старина. 1893. Вып. 4. III. С. 559-570.
  • Среди тюркских племен // Известия Имп. Рус. Географического Общества. 1893. Т. XXIX. с. 519-541.
  • О погребальных обрядах у тюркских племен с древнейших времен до наших дней // Известия Общества Археологии, Истории и Этнографии.ИОАИЭ. 1894. Т. XII. Вып. 2. С. 109-142.
  • Народные приметы и поверья бельтиров // Деятель. 1896. № 8. С. 424-425.
  • О поездке действительного члена Общества археологии, истории и этнографии Н.Ф. Катанова в Минусинский округ Енисейской губернии // ИОАИЭ. 1897. Т. XIX. Вып. 2 с. 219-221.
  • Отчет о поездке, совершенной с 15 мая по 1 сентября 1896 года в Минусинский округ Енисейской губернии // Ученые записки Казанского университета. 1897. Т. 64. Кн. III. С. 1-50
  • Винокурение у абаканских татар Енисейской губернии // Деятель. 1899. № 8/9. С. 312-314
  • Народные способы лечения у сагайцев (Минусинского уезда Енисейской губ.) // Деятель. 1899. № 10. с. 394-395.
  • Отчет о поездке в Минусинский уезд Енисейской губернии, совершенный летом 1899 года // Ученые Записки Казанского университета. 1901. Т. 63 Кн. V/VI. С. 1-58.
  • Предания присаянских племен о прежних делах и людях. // Сборник в честь 70-летия Г.Н. Потанина. СПб., 1909. С. 265-288.
  • Катанов Н.Ф. Избранные труды о Хакасии и сопредельных территориях / Сост. Угдыжеков С. А. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2004.

Литература о Катанове

  • Иванов С. Н. Николай Федорович Катанов: Очерк жизни и деятельности. 2-е изд. М., 1973.
  • Халикова Р.Х., Шакуров Р.З. Еще одна страница из научного наследия Н.Катанова //Советская тюркология, 1981, №3; КЛЭ в 9 тт. Т.3. М., 1966.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Катанов
  • Катанов, Николай Фёдорович

Смотреть что такое "Катанов, Николай Федорович" в других словарях:

    Катанов Николай Федорович - Пора Дата рождения: 6 мая 1862 Место рождения: аал Турахов Дата смерти: 10 марта 1922 Место смерти … Википедия

    Катанов Николай Федорович - , хакасский языковед и этнограф, исследователь тюркских языков и народов. Окончил восточный факультет Петербургского университета в 1888. С 1893 профессор Казанского… …

    КАТАНОВ Николай Федорович - (1862 1922) хакасский языковед и этнограф. Исследователь тюркских языков и народов … Большой Энциклопедический словарь

    КАТАНОВ Николай Федорович - (6.05.1862 24.02.1922), выдающийся российский ученый востоковед, известный общественный деятель, участник казанского право монархического движения. Родился в степной местности Изюм (Узюм) около с. Аскиз улуса Турахов (ныне Аскизский р н… … Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917 Большая советская энциклопедия

    Katanoff

    Katanow - Nikolai Fjodorowitsch Katanow (russisch Николай Фёдорович Катанов, wiss. Transliteration Nikolaj Fëdorovič Katanov, häufig inkorrekt Fedorowitsch/Fedorovič; * 1862; † 1922) war ein russischer Ethnograph, Linguist und Turkologe sagai türkischer… … Deutsch Wikipedia


1.Введение

2.Учения Катанова.

3.Научные работы.

4. Творчество и значительный вклад Катанова в науку и культуру.

5.Заключение.

7. Список литературы.

Введение:

6 мая 1862 года жители изюмской степи, что под селом Аскиз, сагаец Катанов Фёдор Семенович (по- хакаски: Хызыл) и качинца Чаптыкова Мария подарили миру будущего учёного –тюрколога, доктора сравнительного языкознания, профессора Императорского казанского Университета, действительного статского советника Николая Федоровича Катанова.

« Природный сагаец » , как иногда именовал себя Николай Федорович, был человеком с юрты. однако, благодаря своему природному уму, к жажде познанию окружающего мира, целеустремлённости характера, а так же благородной поддержки и помощи передовых представителей русской интелигенции Сибири и Санкт-Петербурга, ему удалось взабраться на самую вершину российского востоковедения своего времени, оставить глубокий след в разработке целого комплекса научных дисциплин, образующих востоковедение как науку.

Учение Катанова.

Действительно, даже сегодня мало кто отважится плыть на лодке по бурному Абакану и могучему Енисею до Красноярска, что сделал юный Катанов в Августе 1876 года. И поплыл он не ради приключений, а за знаниями. Его товарищ по университету, впоследствии член Академии педагогических наук РСФСР Н.в.Чехов вспоминал, что Николай Катанов прошёл весь курс гимназии первым учеником и окончил её с золотой медалью,… что он всегда знал, что полагалось, и многое сверх того от чтения, которым усердно занимался в свободное время, и сам Катанов в своей автобиографии сообщает, что кром6 общих предметов, в гимназии изучил языки: латинский, греческий, французский и немецкий.

Именно одержимость помогла ему осуществить свою мечту – получить университетское образование в столице. И здесь он, по воспоминаниям Н.В.Чехова, аккуратностью, с чисто « китайским » упорством занимался… учением … Он не только не пропустил ни одной лекции, но все застенографировал и все стенограммы переписывал на обыкновенный шрифт….Эта работа при его исключительной памяти вероятно, давала ему возможность крепко усвоить и навсегда запомнить все прослушанные курсы. Готовиться к экзаменам ему не приходилось.

Наряду с университетскими знаниями он изучал у академика В.В.Радлова дома тюркскую фонетику, которую он называл «новой точной наукой» , систематически посещал «четверги» известного исследователя Ядринцева. поэтому вполне закономерно любознательный Катанов по всем специальным дисциплинам получил «отличные» познания. Только по русской истории его знания были признаны как «хорошие» .

По представлению профессора И.Н.Берёзкина Николай Федорович был оставлен профессорским стипендиатом на факультете восточных языков императорского Санкт-Петербурского университета и состоял в этом звании с 1888 по 1893 год, т.е. в течении всего срока своей научной командировки в Сибирь, северную Монголию, Джунгарию и китайский Туркестан.

Широко известны имена тех, кто в той или иной степени повлиял на становление « сообразительного татарчонка » как гражданина, интиллегента, учёного. Это Иннокентий Каратанов из Аскиза, золотопромышленники отец и сын Кузнецовы, Красноярский учитель Андрей Кириллович Завадский-краснопольский, известные миссионеры, учёные тюркологи В.И Вербицкий и Н.И.Ильминский, академик В.В.Радлов, профессора Н.И.Веселовский, И.Н.Березин, В.Д.Смирнов, сибирский областник Н.И.Ядринцев и другие.

Сегодня в их числе хотелось бы особо назвать имя веры Арсеньевны Баландиной, урожденной Емельяновой. Между тем это была передовая, высокообразованная женщина своего времени, внесшая большой личный вклад вклад в развитие производительных сил Хакасии.

В годы учёбы в Красноярске Вера Арсеньевна была знакома с Катановым, она брала у него уроки французского языка. Учился у него французскому языку так же родственник Веры Арсеньевны, будущий профессор Арсений Арсеньевич Явилов (1868- 1948). Николай Фёдорович неоднократно бывал в семье Яриловых в селе Медведево Новоселовского района.

После весьма плодотворной четырёхлетней командировки Н.Ф.Катанов успешно выдержал экзамен на степень магистра турецко-татарской словесности и предложил Министерству народного просвещения свои знания, « применить к делу распространения русской грамотности среди инородцев » . И как он пишет в своей автобиографии, по высочайшему повелению определён казанский университет на должность VI класса преподователем в звании экстраординарного профессора по кафедре турецко-татарских наречий, где трудился почти около 30 лет, до конца своих дней. Именно здесь наиболее ярко проявились его черты, новатора, первопроходца в науке. уже во вступительной лекции « Этногафический обзор турецко-татарских племён » Н.Ф.Катанов изложил своё видение предмета « тюркский язык » как комплексную проблему. в ней он дал типологическую характеристику тюркских языков, сведения о географии распространении « тюрского языка » , о религии и верованиях тюркоязычных народов, об их образе жизни, об их образе жизни и государственных образованиях. Именно он возглавил чтение в Казанском университете тюркских, арабского персидского языков.Именно он положил начало учению о стилях татарского языка, заложил элементы сопостановительной грамматики русского и татарских языков.

Венцом научного творения Н.Ф.Катанова является его главный труд «Опыт исследования урянхайского языка с указанием главнейших родственных отношений его к другим языкам тюркского корня. По признанию учёных, этим трудом « определяется значение Катанова как тюрколога » . Крупнейший тюрколог нашего времени Н.К.Дмитриев оценивал этот труд как «колоссальный справочник по всем тюркологическим материалам».

В 1903 году Н.Ф.Катанов защитил «Опыт исследования урянхайского языка » как диссертацию на соискание учёной степени магистра турецко-татарской словесности. Через четыре года он за все свои труды по языковедению удостоился учёной степени доктора сравнительного языкознания без защиты диссертации, что по тем временам, да и по нынешним, было редким случаем в научной практике.

По сведения библиографов, как литературный факт насчитывается 382 научные работы Н.Ф.Катанов в различных изданиях, причём в это число не вошли многочисленные публикации в газетах и журналах.библиографы так же указывают, что Николай Федорович использовал в своих научных трудах данные 114 языков мира, а сам он свободно владел почти всеми европейскими и азиатскими языками, включающие классические и древнетюркские. В его рукописных фондах, хранящихся в Казани, есть письмена и алфавиты из японского, китайского, санскритского, арабского, латинского, греческого языков.

Творчество и значительный вклад Катанова в науку и культуру.

Творческие устремления Николая Федоровича Катанова охватывают обширный круг вопросов: древние и современные ему языки и литературу тюрков и монголов, нумизматику, музейное дело, просвещения «инородцев» их религию и культуру.Н.Ф.Катанов науку рассматривал как средство просвещения народа, повышения его народа, повышения его культуры. Поэтому он много времени отдавал общественной и просветительской деятельности. Эта его деятельность с наибольшей полнотой и очевидностью выявляет высокие гражданские и человеческого характера первого хакасского учёного.

Николай Федорович ратовал за обучение детей на родном языке, чтобы они могли получить полноценные знания об окружающем мире и человеке. Без знания языка и словесного творчества, считал он, невозможно узнать историю и духовную жизнь народа.

Следуя этой истине, Н.Ф.Катанов оказывал постоянную помощь многим авторам, работавшим в области тюркской филологии и фольклористики.

Значительный вклад внёс Н.Ф.Катанов в деятельность переводческой комиссии при братстве святителя Гурия. Это братство занималось реализацией просветительской программы известного тюрколога и миссионера Н.Ильминского, предложившего создать систему миссионерских школ для «инородческого» населения России. К сожалению, в целом их гуманитарная роль еще не получила должной оценки в нашей науке, их история или замалчивалась, или толковалась превратно.

Россия территориально находится на границе между востоком и западом, представляет собой евразийскую страну. Значительный массив её народонаселения представлен тюркоязычными народами. Без их просвещения и образования Россия не могла рассчитывать на государственную прочность и благополучие. В этом кон-тексте миссионерские школы закладывали надежную основу для исторической перспективы России, поднимая уровень образованности и общественной активности тюркского мира.

Как специалист по восточным языкам и знаток «инороднеческих» школ, Н.Ф.Катанов часто привлекался Министерством народного просвещения для решения назревших вопросов «инородческого» образования.

К важнейшей сфере просветительской деятельности Н.Ф.Катанова следует отнести его неизменную и значительную по своему диапазону помошь переферийным краеведческим музеям и библиотекам. Известно, что на свои средства он приобрёл большое количество экспонатов для музеев Казани, участвовал в основании Красноярского и Тобольского краеведческих музеев. Уделял внимание музеям средней Азии и Кавказа, оказывал помошь библиотеке иркутского университета.

Постоянно поддерживал творческие связи с музеем Н.М.Мартьянова в Минусинске. Весьма плодотворной была его помощь в подготовке музея к участию во всемирной выставке 1900г. В Париже. На выставке Минусинскому музею был присуждён почётный диплом

Нужды переферийных музеев Катанов знал как специалист, будучи сам директором Нумизматического музея Императорского казанского университета, членом совета Историко-этнографического музея в Казани представителем Совета Казанского городского научно-промышленного музея. Немало сил он отдал созданию Этнографического музея при духовной академии.

Наряду с музейным делом Н.Ф.Катанов серьёзно занимался краеведением. Как вспоминал его современник И.В.Барашков – Эпчелей, он упрекал тех кто в поисках самообразования уходит из родного села Аскиз. « А мой ответ: Всё начинаете со своего гнезда » , - наставлял Николай Федорович. Он перечислял исторические достопримечательности села Аскиз, называл темы для исследования. Учёный заключал: « начинайте изучать свой край, своё село, которое вы невежливо именуете «дырой» . Как считал Катанов, оттолкнувшись от разностороннего изучения « родных палестин » , двигаться дальше легче и лучше в изучении других народов.

Творческая жизнь и просветительская деятельность Николая Федоровича Катанова не замыкалась узкими рамками национальных пристрастий, а служили общему делу продвижению народов России к новым рубежам научного познания и культуры. Его труды получили широкое познание не только в России, но и далеко за её пределами. Он был избран действительным членом Русского географического общества, действительным членом Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в Москве, членом сотрудником. русского археологического общества в Санкт-Петербурге и ряда других обществ России, действительным членом международного общества наук в Будапеште членом-корреспондентом Финно-угорского общества в Гельсингфорсе.

Заключение:

Мне представляется, что сейчас можно говорить о катановедении, как сложившийся отрасли знаний в области тюркологии. Жизнь и творческое наследие Н.Ф.Катанова давно стали объектом изучения учёных разных специальностей. Надо признать как научный факт, неоднозначность оценки и его личности в прошлом. Так, в первом издании Большой советской психологии Н.Ф.Катанов назван «проводником русификаторской политики царской России» . Во втором издании Большой советской Энциклопедии он по своей идеологии оценивался как монархист. даже известный хакасский писатель и учёный Н.Г.Доможаков 1951 г. Утверждал, что «Н.Ф.Катанов был монархистом по убеждению, реакционером в в науке. Правда, надо отдать должное самокритичности Николая Георгиевича. это своё утверждение он дезавуировал в декабре 1957 г. В докладе «Николай Федорович Катанов ». Только после разоблачения культа личности И.В.Сталина стало возможным по – новому оценить и личностные качества, и научные труды, и просветительскую деятельность.И впервые это было сделано на объединенном заседании Учёных Советов Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории и АГПИ в декабре 1957 г. С тех пор Катановедение, конечно, значительно продвинулась вперёд.тем не менее пока ещё не удалось в полной мере изучить творческое наследие Н.Ф.Катанова. Серьёзный прорыв может быть сделан в изучении его огромного рукописного наследства, педагогической и просветительской деятельности.

Н.Ф.Катанов, будучи выходцем из хакасского народа, не принадлежит только ему. Его именем и трудами может гордится весь народ республики Хакасия, могут гордиться красноярцы, где получил гимназическое образование, может гордится Санкт-Петербург, который дал ему основательную научную подготовку, может гордится Казань, где протекала основная его научно-педагогическая деятельность. В мире тюркологии он стал звездой мировой величины своего времени. Жизнь и деятельность первого хакасского учёного нового времени с мировым именем будут служить примером для новых поколений учёных Республики Хакасия.

Пока существует и развивается востоковедческая наука, имя Н.Ф.Катанова не растаёт в тумане времени, а его труды переживут века.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Николай Федорович Катанов. Материалы и Сообщения

Абакан: Хакасское книжное издательство, 1958.

2.БСЭ, Государственное научное издательство « большая советская энциклопедия » , 1953.

3. С.П.Ултургашев « Звезда мировой величины » Абакан – 1993г.

4.История Хакасии с древнейших времён до 1917. Л.Р.Кызласов

В.С.Свиткова. «восточная литература» 1993.

Катанов Николай Федорович (6.05.1862- 24.02.1922), выдающийся российский ученый-востоковед, известный общественный деятель, участник казанского право-монархического движения.

Родился в степной местности Изюм (Узюм) около с. Аскиз улуса Турахов (ныне - Аскиз-ский р-н Республики Хакасия), по национальности хакас, православного вероисповедания. После окончания в 1876 Аскизского училища поступил в гимназию в Красноярске, которую окончил в 1884 с золотой медалью. В 1884-1888 учился на ф-те восточных языков С.-Петербургского ун-та. С 1888 по 1892 в составе научной экспедиции АН посетил Сибирь, Монголию, Китайский Туркестан, где изучал обычаи, быт, язык, фольклор местных тюркских народов. В к. 1893 сдал экзамены на степень магистра турецко-татарской словесности и был назначен в Казанский ун-т экстраординарным проф. по кафедре турецко-татарских наречий. На рубеже XIX-XX Катановым была составлена «Азбука для башкирского языка» на основе русской графики. В 1903 он защитил докторскую дисс. «Опыт исследования урянхайского языка», вошедшую в золотой фонд мировой тюркологии (вторую докторскую степень ему без защиты дисс. присудил Казанский ун-т в 1907). Проф. Катанов одно время являлся также членом Казанского Временного комитета по делам печати, в котором занимался рассмотрением книг на татарском языке. В 1911 он перешел на работу в Казанскую ДА, в которой преподавал до 1917, после чего вновь вернулся на прежнее место работы.

Помимо научной работы, освещенной в многочисленных научно-биографических исследованиях, Катанов вел активную общественную деятельность. Особое значение для него имело участие в трезвенническом движении Казани, бескорыстным адептом которого он оставался до последних дней своей жизни. Катанов в разное время состоял действительным и почетным членом Казанского Общества Трезвости (КОТ), а также членом его Комитета и секретарем, много публиковался в журнале «Деятель», являясь в них своего рода «правой рукой» А. Т. Соловьева. После создания под председательством последнего Казанского отдела Русского Собрания (КОРС) Катанов также включился в деятельность этой право-монархической организации. 4 февр. 1909 он был избран тов. председателя Совета КОРС. Кроме этого, Катанов являлся старостой храма во Имя Всемилостивого Спаса, действовавшего при КОТ.

После 1917 Катанову удалось избежать преследования со стороны новых властей. Он по-прежнему жил и работал в Казани, где и умер. После создания в 1994 Хакасского государственного университета ему было присвоено имя Н.Ф.Катанова.

Арх.: НАРТ. Ф. 969. Он. 1. Д. 1.

И. Алексеев

Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008.

Литература:

Алексеев И. Е. Во имя Христа и во славу Государеву (история «Казанского Общества Трезвости» и Казанского отдела «Русского Собрания» в кратких очерках, документах и комментариях к ним): В двух частях. 4.1. Казань, 2003;

Елдашев А. М. Монастыри Казанского края: очерки истории. Казань, 2004. С.262,270;

И имя его сохранится в веках... /

По сословному положению - инородец Аскизской инородческой управы. Детское (оригинальное) имя - Пора?.

После окончания в 1876 году Аскизского училища поступил в Красноярскую мужскую гимназию, которую окончил в 1884 году с золотой медалью.

С 1884 года по 1888 год учился на факультете восточных языков Санкт-Петербургского Императорского университета

С 1889 года по 1892 год был командирован Императорской Санкт-Петербургской Академией Наук и Императорским Русским географическим обществом в Сибирь, Монголию и Китайский Туркестан для изучения языка и быта тюркских племен.

В конце 1893 года сдал экзамены на степень магистра турецко-татарской словесности и был назначен в Казанский университет экстраординарным профессором по кафедре турецко-татарских наречий.

С 1896 года по 1898 год совершил поездки в западные уезды Уфимской губернии с целью изучения диалектов башкирского языка. На рубеже XIX - XX веков им была составлена «Азбука для башкирского языка» на основе кириллицы.

В 1903 год защитил докторскую диссертацию «Опыт исследования урянхайского языка», в которой описан грамматический строй в сопоставлении с другими тюркскими языками.

Катанов некоторое время являлся также членом Казанского Временного комитета по делам печати, в котором занимался рассмотрением книг на татарском языке.

В 1907 году Казанский университет присудил ему вторую докторскую степень без защиты диссертации.

В 1911 году он перешел на работу в Казанскую духовную академию, в которой преподавал до 1917 года, после чего вновь вернулся на прежнее место работы.

Общественная деятельность

Н.Ф. Катанов состоял членом двух иностранных обществ: Societe des sciences et lettres в городе Левене, в Бельгии, и Ungarische ethnographische Gesellschaft, в городе Будапеште, в Венгрии, также членом-корреспондентом финно-угорского общества в городе Гельсингфорс, действительным членом императорского Русского географического общества (1894), императорского русского археологического общества, императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в Москве, туркестанского кружка любителей археологии в городе Ташкенте, был действительным членом статистических комитетов казанского и семипалатинского.

Шестнадцать лет (1898 - 1914) Н.Ф. Катанов возглавлял Общество археологии, истории и этнографии (ОАИЭ) при Казанском университете, с 1920 снова стал членом его Совета.

Н. Ф. Катанов активно участвовал в трезвенническом движении, личным примером пропагандируя здоровый образ жизни и всемерно содействуя распространению антиалкогольной литературы. Он в разное время состоял членом-соревнователем (с 4 /16/ сентября 1896 г.), действительным (с 14 /26/ июня 1897 г.), почётным и пожизненным членом «Казанского Общества Трезвости» (КОТ), а также членом его Комитета и секретарём. Кроме того, Н. Ф. Катанов являлся старостой храма во Имя Всемилостивого Спаса, действовавшего при КОТ.

Н. Ф. Катанов активно публиковал работы антиалкогольной и исторической направленности в журнале «Деятель», который, по сути дела, долгое время соредактировал, являясь «правой рукой» бессменного руководителя КОТ А. Т. Соловьёва.

После создания на базе Казанского общества трезвости Казанского отдела «Русского Собрания» Н. Ф. Катанов, будучи убеждённым монархистом, также включился в деятельность этой черносотенной организации. 4 (17) февраля 1909 г. он был избран товарищем председателя Совета КОРС А. Т. Соловьёва.

Являясь противником социалистических теорий и «новых» религиозных доктрин, он неоднократно подвергал критике их пропагандистов и теоретиков, среди которых были, в частности, известный татарский поэт Габдулла Тукай (Абдулла Тукаев), симпатизировавший социалистам-революционерам, и Сардар Ваисов – основоположник «движения ваисовцев» (которое Н. Ф. Катанов классифицировал как «мусульманскую секту») .

Весьма заметным являлся его вклад и в развитие православной миссии в Волжско-Камском крае. Н. Ф. Катанов являлся заведующим редакции «Инородческого Обозрения» (приложения к журналу «Православный Собеседник») - печатного органа миссионерского отделения Казанской духовной академии, выходившего с конца 1912 г. и посвящённого описанию «современного быта» и религии инородцев Европейской и Азиатской России.

После революций 1917 г. Н. Ф. Катанову удалось избежать открытого преследования со стороны новых властей. Он по-прежнему жил и работал в Казани.

Кончина, место захоронения

Н. Ф. Катанов безвременно скончался, по уточнённым казанским историком-краеведом А. М. Елдашевым сведениям, 9 марта 1922 г. в возрасте 59 лет.

Профессор Казанской Духовной академии И. М. Покровский, близкий друг Н. Ф. Катанова, писал в его некрологе:

Погребён Н. Ф. Катанов был на кладбище, располагавшемся на территории Казанского Кремля Спасо-Преображенского монастыря, которое впоследствии было уничтожено. Как пишет А. М. Елдашев, «по официально утвердившейся версии в начале 1970-х годов его прах был перезахоронен на Арском кладбище», однако «существует и другая точка зрения», что останки Н.Ф.Катанова «потревожены не были, да их в 70-е годы из-за утраты памятника найти уже было невозможно».

Увековечение памяти Н. Ф. Катанова

28 сентября 1987 г. на базе музея Аскизской средней школы был создан Аскизский общественный краеведческий музей имени Н. Ф. Катанова (ныне – Аскизский районный краеведческий музей имени Н. Ф. Катанова).

10 августа 1994 г. Постановлением Президиума Верховного Совета и Совета Министров Республики Хакасия имя Н. Ф. Катанова было присвоено Хакасскому государственному университету (ХГУ). В том же году Верховным Советом республики была учреждена Государственная премия имени Н. Ф. Катанова, которой награждаются наиболее выдающиеся учёные. С этого же времени в ХГУ имени Н. Ф. Катанова проводятся традиционные «Катановские чтения», на которые представляют свои исследования студенты, аспиранты и преподаватели.

В 1996 г. на территории Хакасии в обращение было введено платёжное средство Совета Министров Республика Хакасия - суррогатные деньги номиналом 5000 российских рублей с изображением Н. Ф. Катанова (так называемые «катановки»).

В 2005 г. в г. Казани Школьный переулок, где жил Н. Ф. Катанов, был официально переименован в Катановский (ранее он уже неофициально носил это название). «Международная независимая ассоциация трезвости» (МНАТ) предложила также установить в г. Казани памятник Н. Ф. Катанову, восстановить дом, в котором он жил, разместив в нём «Музей трезвости».

27 июня 2007 г. в селе Аскиз, на берегу реки одноимённой реки, напротив здания местной администрации, был торжественно открыт памятник Н. Ф. Катанову.

26 октября 2007 г. в Абакане на проспекте В. И. Ленина (в сквере рядом с ХГУ имени Н. Ф. Катанова) был установлен памятник Н. Ф. Катанову работы красноярского скульптора Константина Зинича. Учёный запечатлён в бронзе во весь рост, с книгой в руке. Открытие памятника стало частью последнего юбилейного блока – Дней хакасской письменности и культуры.

Суррогатные деньги номиналом 5000 российских рублей, выпущенные Советом Министров Республики Хакасия в обращение на территории Республики Хакасия в 1996-м году получили в народе название "катановки", т.к. на реверсе банкноты был помещен портрет учёного.

Работы Катанова

  • Письма из Сибири и Восточного Туркестана // Записки Имп.Императорской Академии наук. 1893. Т. XXIII. с. 1-114 (приложение). С. 1-114 / Предисловие Радлова В.В.
  • Отчет о поездке в Минусинский уезд Енисейской губернии, совершенный летом 1899 года // Ученые Записки Казанского университета. 1901. Т. 63 Кн. V/VI. С. 1-58.
  • Отчет о поездке в Восточную Сибирь, Монголию и северный Китай в 1890 и 1891 гг. // Живая старина. СПб., 1892. с. 111-122, 134-137.
  • Предания присаянских племен о прежних делах и людях. // Сборник в честь 70-летия Г.Н. Потанина. СПб., 1909. С. 265-288.
  • О погребальных обрядах у тюркских племен с древнейших времен до наших дней // Известия Общества Археологии, Истории и Этнографии.ИОАИЭ. 1894. Т. XII. Вып. 2. С. 109-142.
  • Катанов Н.Ф. Избранные труды о Хакасии и сопредельных территориях / Сост. Угдыжеков С. А. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2004.
  • Отчет о поездке, совершенной с 15 мая по 1 сентября 1896 года в Минусинский округ Енисейской губернии // Ученые записки Казанского университета. 1897. Т. 64. Кн. III. С. 1-50
  • Среди тюркских племен // Известия Имп. Рус. Географического Общества. 1893. Т. XXIX. с. 519-541.
  • Народные способы лечения у сагайцев (Минусинского уезда Енисейской губ.) // Деятель. 1899. № 10. с. 394-395.
  • Народные приметы и поверья бельтиров // Деятель. 1896. № 8. С. 424-425.
  • Винокурение у абаканских татар Енисейской губернии // Деятель. 1899. № 8/9. С. 312-314
  • О поездке действительного члена Общества археологии, истории и этнографии Н.Ф. Катанова в Минусинский округ Енисейской губернии // ИОАИЭ. 1897. Т. XIX. Вып. 2 с. 219-221.
  • Сагайские татары Минусинского округа Енисейской губернии // Живая старина. 1893. Вып. 4. III. С. 559-570.