Святитель Феодорит (1551-1617) св. архиепископ Рязанский и Муромский в 1605-1617. Происходил из знатной семьи. Принял монашество по благословению св. Патриарха Иова. В 1604 стал архимандритом рязанского Спасского монастыря. В 1605 рукоположен сщмуч. Гермогеном (будущим св. Патриархом, в то время Митрополитом Казанским) во Епископы Рязанские и Муромские. Возведен в сан Архиепископа. 8/21 мая 1605 принимал участие в браковенчании самозванца Лжедимитрия I с Мариной Мнишек. После разоблачения и низвержения самозванца участвовал в венчании на царство Царя Василия Шуйского. При помощи и покровительстве Царя воздвиг Успенский собор. В 1609 открыл мощи святителя Василия Рязанского и совершил их перенесение в новопостроенный Успенский собор. Особо чтил Феодотьевский образ Божией Матери и повелел сделать с него списки. Участник Великого Поместного Церковного и Земского Собора 1613 года. Именно св. архиепископ Феодорит в Неделю Православия, 21 февраля 1613 года, вопрошал народ с Лобного места о том, кого следует возвести на престол, и услышал в ответ общий голос – «Природного Царя Михаила Феодоровича!». Возглавил посольство Великого Собора, возвестившее Михаилу Феодоровичу Романову известие о его всенародном призвании на Царство и умолявшее принять это призвание. Вплоть до своей блаженной кончины являлся одним из сподвижников и духовных наставников первого Царя из Дома Романовых. Почил 10 сентября ст.ст. 1617 и был погребен в Архангельском соборе Рязанского Кремля. Ныне мощи почивают в рязанском Троицком соборе. Общецерковно почитается в Соборе Рязанских и Соборе Костромских святых. В Рязанской епархии, кроме того, установлено его особое местное почитание.

Дни памяти: 10/23 сентября (день преставления в 1617), 23 января/5 февраля (в Соборе Костромских святых), 10/23 июня (в Соборе Рязанских святых)

10/23 сентября. Иже во святых отца нашего Феодорита, Архиепископа Рязанскаго и Муромскаго

Тропарь, глас 5: Наставниче смирения и благочестия, правило веры и добродетели, Церкве светильниче, святителю Феодорите, паству свою благочестно упасл еси и ко Христу привел еси, темже венцем славы от Господа украшен, молися прилежно Царю Славы, да спасет души наша

Кондак, глас 5: Добрый кормчий быв кораблю Церкве Рязанския, молитвенниче о пастве своей неусыпный, храня дух веры в ней и благочестия, святыя мощи святителя Василия пренесл еси и чудотворный образ Богоматери Феодотьевския в годину напастей ей указал еси яко источник исцелений и неоскуднаго утешения, попечение о Земле Российстей творя, на Царство Русское ЦАРЯ МИХАИЛА воззвал еси. Святителю отче Феодорите, поминай нас, достойно чтущих святую память твою, да спасет Господь души наша.

Архиепископ Рязанский и Муромский.

Родился в 1551 году (в копии домашних записок А.В. Сергеева - в 1549 году). Есть предположение, что Феодорит был близким родственником боярину Шереметьеву.

Принял монашеский постриг не ранее 1589 года под влиянием патриарха Иова († 1607; память 5/18 апреля, 19 июня/2 июля). С 1604 года - архимандрит Рязанского Спасского монастыря.

В августе 1605 года митрополитом Казанским Ермогеном († 1612; память 17 февраля/2 марта, 12/25 марта, 5/18 октября) хиротонисан во епископа Рязанского и Муромского с возведением в сан архиепископа. 8 мая 1606 года архиепископ Феодорит присутствовал при браке самозванца Лжедмитрия I с Мариной Мнишек.

После свержения Лжедмитрия I участвовал в духовном торжестве при венчании на царство Василия Ивановича Шуйского. 10 июня 1609 года владыка Феодорит открыл нетленные мощи святителя Василия, епископа Рязанского († 1295; память 10/23 июня, 3/16 июля), и торжественно перенес их из Борисоглебской церкви в Успенский собор. В 1613 году приглашал Михаила Федоровича Романова на царство и благословил иконой Божией Матери.

Много потрудился архиепископ Феодорит над благоустройством своей обширной епархии. 10 сентября 1617 года архиепископ Феодорит мирно отошел ко Господу.

Литература: Титов А. А. Рязанские епископы. - М., 1860. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. - 3-е изд. - СПб., 1911. - Кн. 2, с. 1040,1041-1048,1053. Амвросий (Орнатский), архиепископ.

История Российской иерархии: в 6 т. - М., 1807-1815. - Т. 1, с. 132. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. - М., 1901, с. 463, 467. Снессорева С. И. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. - 3-е изд. - СПб., 1909, с. 210, 211. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1411. Арцыбашев Н. С. Повествование о России: в Зт.-М., 1838-1843.-Т. 3. Воздвиженский Т. Я. Историческое обозрение Рязанской иерархии и всех церковных дел сея епархии от учреждения ее до нынешних времен... - М., 1820. Карамзин Н. М. История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. - 3-е изд. - СПб., 1842-1843. - Т. 12. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 415, 419. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 36. Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей русской земли, содержащий в себе жизнь и деяния знаменитых полководцев, министров и мужей государственных, великих иерархов православной Церкви, отличных литераторов и ученых, известных по участию в событиях отечественной истории: в 5 ч. - М., 1836. Историческое описание Костромского Ипатьевского монастыря.

Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 кн., 2 кн. доп. - М., 1903-1911,1908, 1916. - Кн. 2, доп., с. 547. Рязанские епархиальные ведомости. - 1870, № 12-23. Рязанские губернские ведомости. - 1846, № 14. Христианское чтение. - СПб., 1859. - Ч. 1, с. 371. Русский архив. - М., 1895. - Кн. 3, № 11, с. 407. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной Коллегии иностранных дел: в 5 т. - М., 1813-1894. - Т. 1. Телескоп. - 1835. Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913. - Т. 25, с. 244-248. Макарий (Булгаков), митрополит.

История Русской Церкви: в 9 т. - М., 1994-1997. - Т. 6, с. 112.

Архиепископ Рязанский и Муромский.
Родился в 1551 году (в копии домашних записок А.В. Сергеева - в 1549 году). Есть предположение, что Феодорит был близким родственником боярину Шереметьеву.
Принял монашеский постриг не ранее 1589 года под влиянием патриарха Иова († 1607; память 5/18 апреля, 19 июня/2 июля).
С 1604 года - архимандрит Рязанского Спасского монастыря.
В августе 1605 года митрополитом Казанским Ермогеном († 1612; память 17 февраля/2 марта, 12/25 марта, 5/18 октября) хиротонисан во епископа Рязанского и Муромского с возведением в сан архиепископа.
8 мая 1606 года архиепископ Феодорит присутствовал при браке самозванца Лжедмитрия I с Мариной Мнишек.
После свержения Лжедмитрия I участвовал в духовном торжестве при венчании на царство Василия Ивановича Шуйского.
10 июня 1609 года владыка Феодорит открыл нетленные мощи святителя Василия, епископа Рязанского (†
1295; память 10/23 июня, 3/16 июля), и торжественно перенес их из Борисоглебской церкви в Успенский собор.
В 1613 году приглашал Михаила Федоровича Романова на царство и благословил иконой Божией Матери.
Много потрудился архиепископ Феодорит над благоустройством своей обширной епархии.
10 сентября 1617 года архиепископ Феодорит мирно отошел ко Господу.
Литература:
Титов А. А. Рязанские епископы. - М., 1860. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. - 3-е изд. - СПб., 1911. - Кн. 2, с. 1040,1041-1048,1053. Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 6 т. - М., 1807-1815. - Т. 1, с. 132.
Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. - М., 1901, с. 463, 467. Снессорева С. И. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. - 3-е изд. - СПб., 1909, с. 210, 211. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1411. Арцыбашев Н. С. Повествование о России: в Зт.-М., 1838-1843.-Т. 3. Воздвиженский Т. Я. Историческое обозрение Рязанской иерархии и всех церковных дел сея епархии от учреждения ее до нынешних времен... - М., 1820.
Карамзин Н. М. История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. - 3-е изд. - СПб., 1842-1843. - Т. 12.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 415, 419.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 36.
Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей русской земли, содержащий в себе жизнь и деяния знаменитых полководцев, министров и мужей государственных, великих иерархов православной Церкви, отличных литераторов и ученых, известных по участию в событиях отечественной истории: в 5 ч. - М., 1836. Историческое описание Костромского Ипатьевского монастыря.
Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 кн., 2 кн. доп. - М., 1903-1911,1908, 1916. - Кн. 2, доп., с. 547. Рязанские епархиальные ведомости. - 1870, № 12-23.
Рязанские губернские ведомости. - 1846, № 14. Христианское чтение. - СПб., 1859. - Ч. 1, с. 371.
Русский архив. - М., 1895. - Кн. 3, № 11, с. 407.
Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной Коллегии иностранных дел: в 5 т. - М., 1813-1894. - Т. 1. Телескоп. - 1835.
Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913. - Т. 25, с. 244-248. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. - М., 1994-1997. - Т. 6, с. 112.


Смотреть значение Феодорит, Архиепископ Рязанский в других словарях

Архиепископ — архиепископа. м. (церк.). Один из епископских титулов ниже митрополита, но выше простого епископа. См. (архи).
Толковый словарь Ушакова

Архиепископ М. — 1. Старший епископ (духовное звание - среднее между епископом и митрополитом - в православной церкви). 2. Лицо, имеющее такое звание.
Толковый словарь Ефремовой

Архиепископ — -а; м. [греч. archiepiskopos]. Духовное звание и почётный титул - средние между епископом и митрополитом; лицо в этом звании, с этим титулом; старший епископ, глава епархии.
◁........
Толковый словарь Кузнецова

Архиепископ — (от архи... и епископ) - старший епископ.

Рязанский — Михаил Сергеевич (1909-87) - российский ученый,член-корреспондент АН СССР (1958); Герой Социалистического Труда (1956).Труды по радиотехнике. Ленинская премия (1957), Государственная премияСССР (1943).
Большой энциклопедический словарь

Спасск-рязанский — (до 1929 Спасск) - город (с 1778) в Российской Федерации,Рязанская обл., пристань на Оке. 9,7 тыс. жителей (1993). Кожевенныйзавод; пищевые предприятия. Краеведческий музей (филиал........
Большой энциклопедический словарь

Феодорит Кирский — (ок. 393 - ок. 458) - христианский богослов, аскет,епископ (с 423), представитель антиохийской теологической школы.Апологетический трактат "Эранист" (против монофизитов), "Церковнаяистория"........
Большой энциклопедический словарь

Спасск-рязанский — Спасск-Ряза́нскийгород в центр. ч. Рязанской обл., на Мещёрской низм., в долине р. Ока, на берегу оз. Спасское. 9,4 тыс. жителей (1998); Известен с 1629 г. С 1778 г. – город Спасск,........
Географическая энциклопедия

Переяславль-рязанский — см. Рязань
Географический словарь

Спасск-рязанский — город, р. ц, Рязанская обл. В писцовых книгах 1629 г. упоминается как слобода Васкина Поляна, село Спасское тож, принадлежавшее Зарецкому Спасскому монастырю, что и определило........
Географический словарь

Антоний (архиепископ Новгородский) — Антоний, архиепископ новгородский в последних годах XII или в первых XIII века. Происходил из знатного рода, пострижен в 1190-х годах преподобным Варлаамом Хутынским. Будучи........
Исторический словарь

Арсений (архиепископ Новгородский) — Арсений - архиепископ новгородский, избранный из простых монахов Хутынского монастыря 3-го июля 1223 года, в день смерти епископа Митрофания; об А. летописец говорит, как........
Исторический словарь

Арсений (епископ Рязанский) — Арсений - первый епископ рязанский, умер 1212 год. А. своим заступничеством в 1207 году спас Рязань от гнева Всеволода Юрьевича, заподозрившего рязанских князей в измене.........
Исторический словарь

Архиепископ — - старший епископ. Духовный сан, одна из высших ступеней в христианской церковной иерархии. В России до 1917 г. - второй по старшинству частный титул черного духовенства........
Исторический словарь

Архиепископ (до 1165 Г. Епископ) — – должностное лицо в системе управления Новгородом, глава исполнительной власти (это власть, которая контролирует исполнение законов). Он выбирался на вече, а затем........
Исторический словарь

Архиепископ Кентерберийский — - глава клерикализма в Англии. Принимал деятельное участие в политике, являясь активным врагом Советской власти. Известен в России своими протестами в 1921 - 1922 г.г. В первый........
Исторический словарь

Белгород-рязанский — древнерусский город, впервые упоминается в Никоновской летописи под 1155; в 1208 был сожжен кн. Всеволодом Большое Гнездо во время похода на Рязань. О месте расположения........
Исторический словарь

Василий (св., Епископ Муромский И Рязанский) — Василий святой, епископ Муромский и Рязанский. Память празднуется 12 апреля, 10 июля и 21 мая. Умер или в 1295 г., или между 1356 и 1378 годами. В Рязани было два епископа В.: первый........
Исторический словарь

Василий Иванович (великий Князь Рязанский) — Василий Иванович - великий князь Рязанский (1448 - 83). Порученный отцом, умершим в 1456 г., попечению великого князя московского, 8-летний Василий был увезен в Москву. Рязань........
Исторический словарь

Василий Константинович (князь Рязанский) — Василий Константинович - князь Рязанский, убитый в 1308 г. в Орде; вероятно, в связи с его убиением стоит и нападение татар в том же году на Рязанское княжество.
Исторический словарь

Василий Рязанский — епископ (ск. 1295), занимал архиерейскую кафедру в одном из самых древних русских городов - Муроме. Святитель много заботился о благочинии в своей епархии. Но по навету........
Исторический словарь

Василий Св. (архиепископ Новгородский И Псковской) — Василий св. - архиепископ Новгородский и Псковской (в миру Григорий Калена); мощи его находятся в Софийском соборе. До избрания в сан архиепископа он совершил путешествие........
Исторический словарь

Владимир Святославич (князь Рязанский) — Владимир Святославич - князь Рязанский. По смерти отца своего Святослава Ярославовича, князя Муромского (1145), Владимир Святославович, обиженный дядею Ростиславом Ярославичем........
Исторический словарь

Геннадий Новгородский, Архиепископ — (ск. 4.12.1506), происходил из боярской семьи Гонзовых, но светской карьере предпочел иноческую жизнь, которую начал в Валаамском монастыре под руководством прп. Савватия........
Исторический словарь

Герман (святой, Архиепископ Казанский) — Герман святой, архиепископ казанский. Умер в 1568 г. Мощи покоятся в Свияжске, в Богородицком монастыре. Память празднуется 6 ноября, в день кончины, и 23 июля, в день перенесения........
Исторический словарь

Григорий (архиепископ Ростовский) — Григорий - архиепископ ростовский с 1395 по 1416 г. При нем был в Ростове большой пожар (1408). Григорий, "не пощадив своего имения на здание церковное", восстановил сгоревший........
Исторический словарь

Иоанн (архиепископ Новгородский И Псковский) — Иоанн - архиепископ новгородский и псковский, возведенный в этот сан из игуменов хутынских, в 1389 г. Известен своим посредничеством в примирении новгородцев с псковичами........
Исторический словарь

Иоанн Васильевич (великий Князь Рязанский) — Иоанн Васильевич - великий князь Рязанский (1467 - 1500), сын великого князя Рязанского Василия Иоанновича от брака с сестрой великого князя Московского Иоанна III , Анной;........
Исторический словарь

Иоанн Иоаннович (великий Князь Рязанский) — Иоанн Иоаннович, последний великий князь Рязанский (1496 - 1534) - сын Иоанна Васильевича, по смерти которого (1500) занял Рязанский стол под опекой матери и бабки Анны, сестры........
Исторический словарь

Иоанн Федорович (великий Князь Рязанский) — Иоанн Федорович - великий князь Рязанский, младший сын Федора Олеговича, занял рязанский стол около 1430 г. Сначала он "добил челом" Витовту и уступил ему Тулу, Берестье........
Исторический словарь

Мощи святителя Феодорита были перенесены из Свято-Троицкого мужского монастыря г. Рязани в Борисо-Глебский собор 20 июня 2002 г. по благословению митрополита Рязанского и Касимовского Симона (Новикова).
Угодник Божий святитель Феодорит был рукоположен в святительский сан, по некоторым сведениям, из архимандритов Рязанского Спасского монастыря в 1605 году уже в довольно зрелом возрасте. О его предыдущей жизни почти нет сведений. Возможно, он происходил из знатного рода Шереметевых. Известно, что монашеский постриг и священнический сан он принял по совету патриарха Иова в 90-е годы XVI века.
Архипастырское служение святителю Феодориту Господь предуготовал нести в суровое, неспокойное время – в годы Смуты, когда народ вышел из повиновения Божиим и человеческим законам. Лишь неусыпными молитвами своего верующего народа, а более же – предстательством Богородицы, великих святых и сонма новомучеников, жестоко пострадавших от иноверцев, Русская Церковь сумела преклонить гнев Господень на милость и отстоять Православную веру.
С первых дней служения важные государственные дела требовали частого присутствия владыки Феодорита в столице. В те годы Господь явил честные мощи невинно убиенного царевича Димитрия, чтобы «утешить верных и сомкнуть уста неверным». 3 июня 1606 года они были перенесены из Углича в Москву. Почти все москвичи встречали мощи вне стен города. В числе высшего духовенства, рядом с царем и царицей святитель Феодорит осматривал нетленные честные останки царевича.
Во время этого шествия Господь озарил Владыку Феодорита мыслию: могила Первосвятителя Рязанского Василия после перестройки Борисо-Глебской церкви находится вне ее стен и может быть подвергнута случай-ному или намеренному осквернению. Прозорливый архипастырь предчув-ствовал разрушение Старого острога, где находился этот храм и мощи свя-того. Архиепископ посчитал, что мощам святого Василия более подобало бы упокоиться в обнесенном крепкими стенами Рязанском кремле, в Успенском (ныне Христорождественском) соборе.
Но перестройка храма, начатая еще в 1598 году епископом Митрофа-ном, не велась уже в течение восьми лет. Поэтому святитель обратился за помощью к царю Василию Ивановичу Шуйскому. В 1606 году собор был до-делан вчерне, а на следующий, 1607, год архиепископ Феодорит освятил его.
Стремясь подражать духовному облику и государственной мудрости святителя Василия, владыка Феодорит сложил в честь него хвалебные песнопения, составил жизнеописание и приказал изобразить его на иконе. Теперь все было готово к перенесению честных мощей Первосвятителя Рязанского, и вот 10 июня 1609 года они были перенесены в Успенский собор и помещены «под спуд», где покоятся и поныне.
Архиепископ Феодорит в тяжкие годы Смутного времени, чтобы поднять в народе веру и благочестие, поучал паству своим мудрым и властным словом. Проявляя ревность и усердие, он тем самым хотел засвидетельствовать ту великую истину, что опорой государства и его внутренней силой является Православная вера и что залог будущего Руси и ее процветания – утверждение в Православии всего русского народа.
Рязанский владыка в числе первых откликнулся на призывы пламенного молитвенника за землю Русскую – священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, когда среди народа началось движение по освобождению столицы от врагов и изгнания их из Отечества. К молитвенному воззванию святитель Феодорит решил присоединить и собственный дар Церкви. Памятуя о необыкновенном чуде, явленном Господом на небе равноапостольному царю Константину перед битвой с нечестивым Максен-тием, святитель Феодорит пообещался вложить в Рязанский Успенский со-бор драгоценный напрестольный крест. На этот раз сбылись чаяния владыки – молитвенника и миротворца. Враги были разбиты и бежали. Тогда же святитель Феодорит повелел «поновить» чудотворный «Феодотьевский» образ Божией Матери – столетиями чтимую рязанцами чудотворную икону и написать на оборотной его стороне образ «Воздвижение Честнаго Креста Господня».
Движение русских людей на защиту Отечества и веры закончилось полным торжеством Православия, когда против поработителей встала сплоченная Свыше, могучая боевая сила. Наступил конец Смутного времени. Трехдневным молебным пением «со вся звоном» отпраздновала Россия свое освобождение от польских и литовских захватчиков.
Изнуренные безвластием, исстрадавшиеся от беззаконий, русские люди решили объединиться для избрания единого царя, положив тем самым основание умиротворению. В самом начале 1613 года в Первопрестольную стали съезжаться выборные всей земли Русской. Присутствовало на нем и большое рязанское представительство во главе с владыкой Феодоритом. Его сопровождали: «Спасский архиморит Рофаил, Солотчинскаго монастыря архиморит Трифон, Николы Заразскаго протопоп Дмитрей, Лгова монастыря игумен Игнатей»...
Святое дело требовало сугубой подготовки: заседаниям Собора предшествовали три дня строгого поста и молитвы по всей России. Ради полноты и строгости покаяния пост был наложен даже на грудных младенцев и домашний скот.
21 февраля 1613 года – в неделю Торжества Православия – Господь вложил в сердца русских людей единодушную мысль об избрании на цар-ство Михаила Федоровича Романова-Юрьева. Собор поручил святителю Феодориту обратиться с Лобного места к народу. С ним вышли Новоспасский архимандрит Иосиф, Троицкий келарь Авраамий Палицын и боярин Василий Петрович Морозов. Все, собравшиеся на Красной площади, единодушно одобрили решение Собора.
Дума, снова постившись и помолившись усердно, принесла присягу новому царю. За Думой присягнула и вся Москва. Переяславль Рязанский, ведомый наставлениями и молитвами святителя Феодорита, в числе первых присягнул на верность Богоизбранному царю. К 25 февраля многие русские города последовали примеру рязанцев.
Земский Собор постановил: ехать к Михаилу Федоровичу Великому посольству и возглавить его архиепископу Рязанскому и Муромскому Фео-дориту. С ним отправились в путь: три архимандрита – Чудовский, Новоспасский и Симоновский, три протопопа, одним из которых был Зарайский протопоп Димитрий (Леонтьев), Троицкий келарь Авраамий Палицын, боярин Феодор Иванович Шереметев, родственник молодого царя, и князь Владимир Иванович Бахтеяров-Ростовский, несколько окольничих, стольников и выборных людей из разных городов. С «Владимирскою» иконой Пресвятой Богородицы, написанной святителем Петром, и образом Московских чудотворцев, Посольство, возглавляемое архиепископом Феодоритом, 2 марта 1613 года выехало из Москвы. Святитель нес грамоту, в которой народ умолял Михаила Феодоровича Романова: «Русская держава без покрова; венец ея осиротел; Отечество рыдает, что нет у него отца. Прииди к нам, сладкая надежда всей земли русской! Царь, по сердцу всего народа избранный!»
Вечером 13 марта в Костроме процессию в сопровождении множества народа встретило все костромское духовенство – в облачениях, с крестами и чудотворной «Феодоровской» иконой Божией Матери. «Заутра же архиепископ Феодорит со всем Освященным Собором облекошася в ризы, и болярин Феодор Иоаннович и вси пришедшии с ним, учредивше чины по до-стоянию, и вземше честный крест, и выше помянутый чюдотворный образ Пресвятыя Богородицы, и прочия иконы святыя», двинулись к Ипатьевскому монастырю.
Юный Михаил Феодорович с матерью, инокинею Марфою Иоанновною, встретил их за монастырскими воротами. Помолившись со слезами Господу и Его Пречистой Матери, они приложились ко кресту и чудотворным иконам. Приняв благословение святителя Феодорита, все пошли в церковь Живоначальной Троицы.
«И Феодорит, Архиепископ Резанской и Муромской, Государю Михаилу Феодоровичу от Освященного Собора правил челобитье и говорил: "Преосвященный Кирилл, Митрополит Ростовский и Ярославский, и архи-епископы, и епископы, архимандриты и игумены, и весь Освященный Собор Вас, Великаго Государя, Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича, всея России благословляют и Бога молят, и челом бьют"» – принять русский престол.
Михаил Романов долго не соглашался, да и мать государя, несмотря на все доводы, приведенные в Соборной грамоте и убедительные речи Ря-занского владыки, не хотела, чтобы сын ее принял такой тяжкий крест. И вот, когда все слова, казалось, иссякли, святитель взял икону Пресвятой Богородицы, написанную святителем Петром, и другие чудотворные образы, принесенные из Москвы, и сказал: «Для того ли икона сия совершила столь дальний путь? Вы не можете преслушаться святых икон; не народом, а ими избраны вы на великое дело – повинуйтесь Богу!» После этого Марфа Иоанновна не могла больше сопротивляться и, пав на колени пред чу-дотворным «Феодоровским» образом Богоматери, со слезами просила у Нее спокойствия государству и счастья сыну. Потом промолвила: «Да будет святая воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего, наставь его на путь истины, на благо Себе и Отечеству».
«А Государь Царь и Великий князь Михаил Феодорович всея России прошение принял и Государем Царем и Великим князем всея России на Московском и на всех великих государствах Российскаго царствия за многим молением и челобитьем учинися в царском наречении. И посох, и бла-гословение от Преосвященного Феодорита, Архиепископа Резанскаго и Му-ромскаго, и от всего Освященнаго Собора прияти изволил, и многолетие ему, Государю, пели».
В Москве с нетерпением ждали известий от посольства. Архиепископ Феодорит, получив от царя Михаила Феодоровича согласие, вместе с дру-гими в тот же день – 14 марта 1613 года – составил «Известительную гра-моту» и с нарочитыми отправил ее в Москву. Грамота прибыла в Москву 24 марта, накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, была прочитана во всеуслышание и принята со всеобщим ликованием.
Святитель Феодорит оставался в Москве до венчания нового государя на царство. Одно из первых дел Земского Собора, в которых архиепископ Рязанский должен был принять участие, – составление единственного в своем роде в русской истории государственного акта – «Утвержденной гра-моты» об избрании Михаила Романова на царство. От святителя Феодорита – главного участника тех событий – можно было услышать самые подробные и обстоятельные сведения о свершившемся 14 марта. Он с возможною полнотою и верностью мог передать слова нового царя Михаила и его матери и обрисовать картину призвания новоизбранного царя. «Утвержденная грамота» была составлена в мае и скреплена подписями духовных и светских лиц.
Венчание царя Михаила Феодоровича на русский престол состоялось 11 июля 1613 года. Святитель Феодорит также принимал участие в этом торжестве.
В конце июля 1613 года Рязанский владыка отбыл в свою епархию. С собой святитель привез списки с той «Феодоровской» чудотворной иконы Божией Матери, которой он благословлял первого царя из династии Рома-новых. Один из списков был предназначен для Борисо-Глебского храма.
Всегда, пребывая в столице или на Рязанской кафедре, помнил за-ботливый архипастырь о нуждах своей епархии, которая принадлежала к числу наиболее пострадавших в период Смутного времени от польских и литовских войск: «Села разрушены и сожжены, церкви разрушены, иные сгорели, иные остались «без пения» и запустели; запустели и некоторые обители. Многие жители селений были или побиты, или уведены в плен, или разбежались по разным сторонам».
Без сомнения, главной архипастырской заботой святителя Феодорита стало восстановление разоренных храмов и обителей, снабжение их необ-ходимыми священными принадлежностями. Не забывал владыка Феодорит и об обедневших в Смутное время простых рязанских жителях. Он постоянно ходатайствовал перед государем об оказании им милости, об освобождении от тяжких повинностей и даровании им различных льгот.
10 сентября 1617 года святитель Феодорит мирно отошел ко Господу и был погребен в Архангельском соборе Рязанского кремля.
Память святителя всегда свято чтилась не только в Рязанском крае, но и во всем Российском государстве. Среди деяний, им совершенных, только два – обретение мощей одного из величайших светильников и мо-литвенников земли Русской – святителя Василия, Рязанского чудотворца, и благословение на царство Михаила – первого царя из династии Романовых, которую завершил святой царственный мученик Николай, – уже могли бы запечатлеть имя Рязанского архипастыря в душах современников и потомков и в анналах истории.
Святитель Феодорит, архиепископ Рязанский и Муромский, был прославлен в лике местночтимых Рязанских святых 12 января 1987 года. Его святые мощи были обретены 18 июня 1998 года в Архангельском соборе в склепе святителя Мелетия вместе с мощами Рязанских святых и останками других Рязанских архипастырей, перезахороненных в 1978 году в связи с реставрационными работами в Архангельском соборе. Через три месяца, 18 сентября 1998 года, мощи святителя Феодорита были перенесены в Рязанский Свято-Троицкий монастырь в храм преподобного Сергия Радонежского. Через четыре года он были перенесены в Борисо-Глебский собор.
Память святителя Феодорита совершается 10/23 июня, в день Собора Рязанских святых, и 10/23 сентября, в день преставления этого угодника Божия.

Феодорит, архиепископ рязанский и муромский

Архиепископ рязанский и муромский; как говорит предание, родился в 1551 году (а в копиях домашних записок А. В. Сергеева - в 1549 году), в царствование Иоанна Грозного. Кто были родители Ф. и как проводил он светское поприще своей жизни, на это нет никаких достоверных указаний. Есть, впрочем, предположение, что он был близкий родственник боярину Шереметеву, имел поместья в Рязани и что патриарх Иов склонил его вступить в монашество. Принятие монашества могло последовать не ранее 1589 г., так как в этом году в Москве был установлен патриарший престол. История монашеской жизни этого знаменитого человека, до посвящения его в сан рязанского архиепископа, также покрыта неизвестностью. Правда, имя Ф. встречается при следствии по случаю смерти Димитрия-царевича, убитого в Угличе (15 мая 1591 г.): в акте, написанном по этому случаю Василием Ивановичем Шуйским, митрополитом Геласием и другими следователями, между прочим сказано: "а Осипа Волохова привели при них, при нем, при архимандрите при Феодорите и при игумене при Саватее". Но до сих пор еще достоверно не известно, кто был упоминаемый здесь архимандрит Феодорит, будущий ли архипастырь рязанский, или другое какое-либо лицо. С 1604 г. Ф. был архимандритом Рязанского Спасского монастыря. В 1605 году архиепископский престол в Рязани сделался вакантным. Итнатий грек, бывший до того архиепископом кипрским, управлявший рязанской епархией, Димитрием Самозванцем был возведен на степень московского патриарха. Предусмотрительный Гермоген, будучи еще митрополитом казанским, рукоположил архимандрита Рязанского Спасского монастыря Ф. в сан архиепископа рязанского и муромского. С этого времени начинается деятельное служение этого архиепископа отечеству и церкви в самое бедственное для государства время. В каждом важном событии он принимал более или менее деятельное участие, сопровождавшееся благодетельными последствиями. Действительно, положение России тогда было самое бедственное: она находилась во власти самозванца, который предавал ее в руки врагов. Ф. нравственно страдал при виде новых угрожающих отечеству опасностей и, чувствуя невозможность отстранить их, хотел, по крайней мере, ослабить силу их в своей епархии; он неутомимо заботился о ее спасении как от внешних, так и от внутренних врагов и усмирял мятежи, готовые вспыхнуть в самой Рязани. Ф. опирался в деятельности своей на сильных и знатных мужей: ему покровительствовали тогда Шуйский, Гермоген, друзья его Волконские; сам лжепатриарх Игнатий смирялся перед ним. При содействии некоторых из этих покровителей Ф. успел возвратить архиерейскому дому отнятое у предшественников своих владение. Из грамоты, данной в Москве 29 августа 1605 года самозванцем на имя Ф., видно, что самозванец был в благоприятных отношениях к архиепископу. Может быть, он думал привлечь этим знаменитого архипастыря на свою сторону. Но Ф., зная, что молчанием можно и самому спастись от притеснений, и паству уберечь от врагов, оставался равнодушным к действиям самозванца, не говоря ничего ни против него, ни за него; из сказаний современников о самозванцах видно, что рязанский архиепископ был при браке самозванца с Мариной 8 мая 1606 года, только имени его в церемониале не обозначено. После свержения Лжедимитрия с престола (17 мая 1606 г.) Ф. участвовал в духовном торжестве при венчании Василия Ивановича Шуйского на царство. Через два дня вместе с самим Шуйским и знатнейшими духовными и светскими лицами он встречал мощи святого Димитрия-царевича, перенесенные по царскому повелению из Углича в Москву. Эти события сблизили Ф. с государем. Ф. привязался к нему всей душой и ревностно заботился о поддержании его на престоле. Пользуясь близостью и благосклонностью его, Ф. прежде всего ходатайствовал у него за рязанское духовенство. И Шуйский спустя три недели после своего воцарения (19 июня 1606 года) пожаловал милостивую грамоту всему соборному духовенству с причтом и служащими при соборах. Грамота по своему содержанию замечательная: ею восстановлялись, с одной стороны, прежние права, какими пользовалось соборное духовенство при последних рязанских князьях, с другой - давались и новые. Усердно заботясь о возвышении и обеспечении соборного духовенства как ближайших сотрудников своих в деле служения церкви и управления паствою, архиепископ Ф. в то же время прилагал деятельное попечение о другом, не менее важном предприятии в престольном своем граде, в полной надежде на содействие государя Василия Ивановича Шуйского. Еще первый архиепископ рязанский, Митрофан, заложил в 1598 г. "новую соборную церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы, каменную". По различным обстоятельствам она не была окончена в течение восьми лет, до самого времени святительства Ф. Архиепископ Ф. решился окончить постройку соборного храма. Но, не имея средств для исполнения такого важного предприятия, обратился с просьбой о помощи к Василию Ивановичу Шуйскому. Шуйский охотно исполнил просьбу любимого архипастыря. Согласно приказу царя соборный храм в 1606 году был построен. По окончании постройки, украсив благолепно соборный храм Успения Божией Матери, преосвященный Ф. имел утешение и духовную радость видеть прославление первопрестольника своего и совершить в рязанской церкви одно из тех священнодействий, которое сделало имя его незабвенным для Рязани и особенным образом освятило новопостроенный собор Успения Божией Матери. Это - открытие и перенесение мощей святителя и чудотворца Василия, первого епископа нынешней Рязани. В 1609 году, по неисповедимым судьбам Божиим, мощи епископа рязанского, св. Василия, найдены были нетленными. Архиепископ Ф. открыл их 10 июня, в субботу, накануне недели всех святых и с подобающим торжеством перенес их от Борисоглебской церкви, из старого острога, в Успенский собор. Как благоговейный архипастырь Ф. внес имя его в число святых, сложил в честь его хвалебные песни в стихирах, тропарях и кондаках, по подражанию Антонию Римлянину, составил описание жития его на основании сказания в Четьи Минее, написал летопись перенесения святых мощей его от Борисоглебского собора в нынешний Рождественский, сам воспел ему молебное пение и, наконец, велел изобразить святой лик угодника Божия на иконе, так как при открытии святых мощей он мог видеть святое лицо праведника лучше всех. По его же поведению над тем местом в соборе, где положены были мощи святого, воздвигнута была каменная гробница, и на ней поставлена та чудотворная икона Божией Матери, с которой св. Василий приплыл в Рязань. В тяжелые для России минуты архиепископ Ф. дал обет Богу принести дар церкви в благодарность за свое спасение и паствы от угрожавших бедствий во время первого самозванца Лжедимитрия и, спустя два года после перенесения мощей святителя Василия, исполнил свой обет. В 1611 г. он внес в соборную церковь Успения Божией Матери напрестольный праздничный крест из чистого золота чеканной работы. Исполненный чувствами благоговения к святыне престольного своего города, с живым сознанием святого покровительства Царицы Небесной рязанской пастве, архиепископ Ф. велел написать с чудотворной иконы две копии, самые верные по величине, размеру и виду. С целью увековечить священную память о самом месте явления ее Ф. одну из этих святых икон препроводил в село Федотьево, откуда она перенесена была в Рязань в 1487 году. Другую такую копию с чудотворной иконы Божией Матери Федотьевской Ф. поставил в Борисоглебском соборе, первой кафедре рязанских святителей. После этого понятно, почему прозорливый Гермоген, с самого начала вступления Ф. в иночество, обратил на него особенное внимание и отличил его как избранника. Заслуги архиепископа Ф. отечеству в тяжкую годину бедствий столь велики, что имя его вписалось в летописях в числе первых спасителей России 1612 г. Во всех государственных событиях, совершившихся от начала царствования Василия Ивановича Шуйского (19 июня 1606 года) до самого умиротворения России после бурного междуцарствия (14 марта 1613 года), Ф. являлся неусыпным попечителем о спасении не одной Рязани, а целого русского государства. Без сомнения, Переяславль Рязанский обязан был своим спасением от измены государю предусмотрительному Ф. В патриотическом влиянии на народ Ф. поддерживали его друзья, князья Волконские, и в особенности князь Михаил Волконский, московский воевода. Среди разного рода треволнений жестокие удары один за другим поражали чувствительную душу Ф. Он с глубоким сокрушением сердца оплакивал несчастие своего благодетеля, царя Шуйского, когда узнал о коварном замысле Захария Ляпунова, низведшего с престола Шуйского 17 июля 1610 года и 19 июля насильно постригшего в монахи; с ужасом взирал на бедствие Москвы, с невыразимой скорбью - на предстоящее распадение государства; горько сокрушался, узнав о кознях Сигизмунда против самой православной веры, и только в пламенной молитве о России и церкви искал утешения, возлагая всю надежду на дивный в судьбах их промысел Божий. Пользуясь близкой связью с представителями власти в рязанской земле, Пожарским, Ляпуновым и протопопом Димитрием, Ф. сносился с ними относительно бедственного положения отечества и защиты православной веры. Глубоко потрясена была душа Ф. при виде ужаснейших бедствий России, дошедших до самых крайних пределов: Гермоген был уморен поляками голодом в темнице 17 февраля 1612 года; Ляпунов пал под стенами Москвы от рук злодеев; Пожарский в битве с поляками был ранен и, изнемогая от ран, оставил ополчение и т. п. Но эти бедствия были уже последние. В Нижнем Новгороде, под влиянием религиозных и святых чувств, под впечатлением посланий из Троицкой лавры, гражданин-мясник Кузьма Минин Сухорукий явился с воззванием к русскому народу о спасении веры и отечества; во главе земского восстания вождем ополчения стал друг Ф., князь Димитрий Михайлович Пожарский, с выборным от народа Мининым. Хотя летописи и проходят молчанием имя Ф., однако следует заметить, что он оказывал довольно сильное влияние на вождей восстания. Древность сохранила нам один памятник тогдашних времен, указывающий на заботу Ф. о поддержании религиозной жизни пасомых в духе православия. Это - антиминс того времени, когда Москва была уже освобождена от врагов и русское царство управлялось советом бояр. 1613 год открывает перед нами в летописях истории России великий и славный подвиг архиепископа Ф. в достопамятном деле избрания Михаила Феодоровича Романова на всероссийский престол царем и самодержцем. 21 февраля, в неделю Православия в Москве был последний земский собор. После молебна в церкви Успения Божией Матери благоговейные молитвы, принесенные в лице народных представителей всею российскою церковью, озаривши дух народа, привели к желаемому концу: единогласным мнением всех чинов собора, и духовных и светских, избран был на царство и наречен царем и самодержцем шестнадцатилетний юноша, Михаил Феодорович Романов. Собор поручил Ф. огласить имя избранника перед народом. Ф., сопровождаемый келарем Троицкой лавры Авраамием Палицыным, новоспасским архимандритом Иосифом и боярином Василием Петровичем Морозовым, объявил на Красной площади имя избранника, которого народ сам сильно желал. Затем земский собор избрал Ф. в качестве представителя приглашать Михаила Феодоровича на царство. В посольство с Ф. назначались многие архимандриты и игумены, в числе которых находились и знаменитый келарь Троицкой лавры Авраамий Палицын и зарайский протоиерей Димитрий; из бояр - первостепенный боярин Федор Иванович Шереметев, князь Бахтеяров-Ростовский, Головин и другие, от каждого сословия - поверенные граждан. Составилось таким образом многочисленное посольство, которому поручалось "ехать к Государю Царю и Великому князю Михаилу Феодоровичу всея Руси в Ярославль или где он, Государь, будет". На Ф. возложено было произнести речь Михаилу Феодоровичу и его матери, в которой он должен был ясно представить бедственное состояние русской земли, раскрыть, что сделали поляки и литовцы, как они разорили государство и объяснить Михаилу Феодоровичу, как составился великий земский совет для избрания государя всей русской земли. Поручение Ф. было очень трудное: шестнадцатилетнего юношу, изведавшего все бедствия тяжелого плена у врагов, видевшего превратности судьбы прежних царей, много измен и клятвопреступления народа, хорошо понимавшего расстроенное состояние русского царства, убедить принять это царство с тем, чтобы устроить его - много нужно было ума и энергии. Ф. в напутствие себе и посольству принял от лица собора святыню Москвы: икону Успения Преблагословенной Владычицы, написанную святым митрополитом Петром. 2 марта ему и прочим членам посольства был вручен наказ от земского собора, и в тот же день он выехал из Москвы. 13 марта, к вечерне, прибыли в Кострому и, не доезжая до города две версты, остановились в селе Новоселки на нагорной стороне реки Волги, напротив Ипатьевского монастыря. В тот же день, по сношении с Ф., градоначальники со множеством народа спешили в Новоселки, чтобы идти с архиепископом и посольством в то место, где жил Михаил Феодорович. Ф. дал знать Михаилу Феодоровичу о своем приезде с послами и получил повеление быть у него на другой день. 14 марта, в воскресенье четвертой недели великого поста, по совершении заутрени Ф. стал переправляться с посольством через Волгу. Навстречу священному шествию Ф. с собором духовенства и послами спустилось из города, с крестами, хоругвями и с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери, все костромское духовенство; навстречу ему при колокольном звоне вышел другой крестный ход иночествующих из святых ворот, в сопровождении будущего царя и его инокини-матери. После того как Ф., благословив крестом Михаила Феодоровича, преподнес ему грамоту, объяснил причину посольства и услышал из уст Михаила отказ, Ф. сильно опечалился и снова вместе с Шереметевым стал умолять Михаила Феодоровича принять царский венец. Архиепископ произнес пространную речь, в которой высказал великую истину народных действий, которые ручались за самый благотворный исход призвания на царство. Долго приходилось Ф. умолять Михаила не отказываться от царства, но все было тщетно; тогда он представил картину бедствий России: поругание святыни, пленение народа, междоусобную брань, кровопролитие и т. п. Наконец, произнес свою сильную речь: "Того ли угодно вам, тебе, великой старице-иноке Марфе Ивановне, и сыну твоему, Государю Нашему Михаилу Феодоровичу, чтобы нас бедных не пощадить и оставить сирыми?" и т. д. Страх ответственности пред грозным судом Божиим привел в трепет Марфу Ивановну. Вопль и рыдание народа, неотступное моление архиепископа, собора и бояр, вид чудотворных икон потрясли душу и сердце старицы-матери: она изъявила согласие сыну принять царство. После торжества избрания Михаила Феодоровича на царство заботливый Ф. с товарищами в тот же день, как возведен был Михаил на царство, составил известительную грамоту к московскому земскому собору. 1 апреля земский собор писал Ф. и Шереметеву, чтобы доложили они государю, когда он прибудет в Москву и где его встретить, но 18 апреля сам государь уведомлял духовенство и бояр, что он замедлил своим прибытием в Москву по случаю дурной погоды. 2 мая Ф. с духовенством участвовал в крестном ходе при встрече государя. Таким образом Ф. совершил великое государственное дело, возложенное на него собором, и показал себя в нем истинным сыном отечества, ревностным иерархом и отцем церкви, великим государственным мужем, всецело преданным благу и славе своего отечества. После столь великих трудов, употребленных в течение двух месяцев на тревожное путешествие в Кострому, необходимо было архипастырю некоторое успокоение. Но в скором времени новые труды и заботы ожидали Ф. по возвращении в Москву. Ф. принимал самое живое, деятельное участие в написании грамоты об избрании на престол Дома Романовых. В грамоте, излагая заслуги верных сынов церкви и отечества, собор среди деятелей поместил и имя славного рязанского архиепископа Ф. Собор настолько ценил слова и речи Ф., говоренные им Михаилу Феодоровичу и его матери, что внес их в государственный акт в подлинных выражениях, и все распоряжения и действия его с обстоятельным описанием. Великих заслуг Ф., так высоко оцененных современниками на соборе, не оставил без внимания и сам государь. Указом от 8 июня 1613 года Михаил Феодорович повелел отдать Ф. в полное владение "старое его дворовое место в Москве, в Белом царевом городе, на Егуньевской улице, у Пречистыя Гребенской и на том месте храм каменный Живоначальныя Троицы, а под ним погреб каменной". С окончанием торжества коронования Михаила Феодоровича, в котором Ф. с другими епископами принимал видное участие, государственная деятельность его не прекратилась. Ф. как государственный деятель в последние годы своей жизни с полной ревностью разделял труды и заботы государя и его помощников - государственных мужей. Неусыпным попечением, мудрыми советами, как опытный муж, он много содействовал к ограждению престола от притязаний врагов России, к водворению покоя и тишины в отечестве. Много потрудился Ф. в приведении в порядок и благоустройство своей обширной епархии как по части церковной, так и экономической. В свободное от государственных занятий время Ф. спешил посещать свою паству. По прибытии в Рязань он с живым участием отнесся к бедственному положению своей паствы. Прилежные труды и заботы постепенно стали разрушать его здоровье, и недуги приближали его к последним дням жизни. Не прошло и года, как архипастырская его деятельность прекратилась. Ф. мирно скончался 10 сентября 1617 года, на 66-м году жизни, в 12-й год архипастырского служения.

Амвросий, "История русской иерархии". - Н. Д. , "Девятисотлетие русской иерархии". - Бантыш-Каменский , "Словарь достопамятных людей". - "Рязанские Губернские Ведомости", 1846 г., № 14. - "Тепескоп", 1835 г. - Повествование о России, Арцыбашева, т. III. - Воздвиженский , "Историческое обозрение рязанской иерархии". - Соловьев , "История России", т. VIII. - Карамзин , "История Государства Российского", т XII. - Устрялов , "Русская история". - "Собр. госуд. грамот и договоров", ч. 1. - "Историческое описание костромского Ипатьевского монастыря". - "Рязанские Епархиальные Ведомости", 1870 г., № 12-23. - "Христианское Чтение", 1859 г., ч. I, стр. 371. - П. Строев , "Списки иерархов". - Титов , "Рязанские архиереи".