главные народные училища

с 80-х гг. 18 в. в губернских городах России начальные учебные заведения повышенного типа. Принимались дети всех сословий, кроме крепостных. Курс обучения 5 лет. Часть учащихся получала педагогическую подготовку для преподавания в малых народных училищах. В 1804 преобразованы в гимназии.

Главные народные училища

начальные (повышенного типа) учебные заведения дореволюционной России. Первое Г. н. у. открылось в Петербурге в 1782. Директором был один из авторов проекта системы народных училищ педагог Ф. И. Янкович де Мириево. По «Уставу народным училищам в Российской империи», изданному в 1786, Г. н. у. были организованы в 25 губернских городах. В Г. н. у. принимались дети всех сословий, кроме крепостных. Имели 5-летний курс обучения, 4 класса (четвёртый класс был двухгодичным). Первые два класса соответствовали курсу малого народного училища. В 3≈4-м классе преподавались: 2-я часть арифметики, геометрия, физика и механика, естественная история, история, архитектура с черчением планов и для желающих ≈ латинский и новые языки. По уставу желающие могли готовиться к должности учителя малых народных училищ; для этого вводился курс методики обучения («Способ учения»). После школьной реформы 1804 Г. н. у. были преобразованы в гимназии. В Г. н. у., особенно в Петербургском и Московском, находившихся под влиянием передовых учёных Академии наук и Московского университета, применялись прогрессивные методы обучения и учёта знаний учеников, введена была классно-урочная система.

Википедия

Главные народные училища

Главные народные училища - начальные учебные заведения в Российской империи.

Первое «Главное народное училище» было открыто в Санкт-Петербурге в 1783 году. Его директором был один из авторов проекта системы народных училищ педагог Ф. И. Янкович де Мириево.

Устав о народных училищах для всех городов Российской империи, согласно которому в каждом губернском городе должно было быть по одному главному народному училищу был обнародован 5 августа 1786 года. Указом от 22 сентября 1786 г. повелевалось открыть главные народные училища в 26 губерниях, а указом от 3 ноября 1788 г. - в остальных 25 губерниях.

Главные народные училища состояли из 4-х классов. Первые два класса соответствовали курсу Малого народного училища. В 1 классе изучалось чтение, письмо и основы христианского учения; во 2 классе - пространный катехизис, арифметика, грамматика русского языка, чистописание и рисование; в 3 классе - повторение катехизиса; арифметика, всеобщая история, география, российская грамматика с упражнениями и чистописание. 4 класс имел два отделения, обучение в нем длилось соответственно два года. В 4 классе изучалась история, география, российская грамматика, геометрия, механика, физика, естественная история, гражданская архитектура и рисование. Желающим, начиная с 1 класса, преподавались языки: латинский и один из новейших. Кроме того, желающие могли подготовиться к должности учителя малых народных училищ. Для этого изучался курс методики обучения.

В каждом училище было до 6 учителей. Учитель арифметики был одновременно и учителем российской грамматики, латинского языка, физики и архитектуры, учитель истории - учителем географии и естественных наук. Во главе училища стоял директор или смотритель. Главными попечителями училищ были губернаторы или генерал-губернаторы. Все училища находились в ведении приказа общественного призрения.

В Главные народные училища принимались дети всех сословий, кроме крепостных крестьян. В них применялись прогрессивные для своего времени методы обучения и учёта знаний учеников, использовалась классно-урочная система.

После школьной реформы 1804 года Главные народные училища были преобразованы в гимназии.

В 1786 г. Комиссия создала проект об учреждении народных училищ, в том же году был утвержден «Устав народным училищам Российской империи», согласно которому создавались народные училища двух типов для обучения детей дворянства, купечества и духовенства: главное народное училищес пятилетним сроком обучения и малые народные училищас двухлетним сроком обучения. В них предполагалось организовывать обучение, основанное на принципах классно-урочной системы. В содержание обучения малого народного училища входили чтение, письмо, арифметика, рисование, катехизис и церковная история. В главных народных училищах к этому перечню предметов добавлялись русская грамматика, начала общей истории. В училищах предполагалось совместное обучение мальчиков и девочек, учебный день начинался в 8 ч и продолжался до 18 ч с перерывом с 11 до 14 ч, прием в училище детей осуществлялся два раза в год. В 1783 г. главным методическим документом, определявшим деятельность учителей народных училищ, было «Руководство учителям первого и второго класса» И.И. Фильберга, которое было переведено Ф.И. Янковичем де Миерево. В документе раскрывалась методика работы с классом, рассматривалась специфика преподавания различных предметов. В конце XVIII в. ряд ведущих ученых и педагогов России создали учебники для народных училищ по различным дисциплинам.

27. Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования в России XIX в. (уставы 1804,1828, 1864, 1871-1872 гг.)

В «Предварительных правилах народного просвещения» (1803), а затем и в «Уставе учебных заведений, подведомых университетам» (1804) говорилось о том, что «для нравственного просвещения граждан, соответственно обязанностям каждого состояния, определяется четыре рода училищ, а именно: 1) приходские, 2) уездные, 3) губернские, или гимназии, 4) университеты». Основными принципами народного образования провозглашались бессословность, бесплатность и общедоступность. Согласно «Уставу...» Россия делилась на шесть учебных округов по числу университетов. Кроме уже существующих Московского, Виленского и Дерптского, в 1804–1805 гг. были открыты университеты в Казани и Харькове и главный педагогический институт в Петербурге, который в 1819 г. был преобразован в университет. Уставом вводилась строгая зависимость звеньев народного образования: приходские училища подчинялись смотрителю уездного училища, уездные училища – директору гимназии, гимназии – ректору университета, университет – попечителю учебного округа.

Приходские училища предполагали начальный уровень образования со сроком обучения в один год, они открывались по одному на приход (административная церковная единица) в каждом городе или селении. В программу обучения приходских училищ входили закон Божий и нравоучение, чтение, письмо, первые действия арифметики, а также чтение некоторых разделов из книги «О должностях человека и гражданина», занятия проводились по девять часов в неделю.

Уездные училища открывались в уездных и губернских городах, имели срок обучения два года и давали углубленную подготовку детям, закончившим приходские училища. Организованные ранее в ходе реформы конца XVIII в. малые училища преобразовывались в уездные, создавались новые. Содержание образования в уездных училищах было представлено законом Божьим, изучением книги «О должностях человека и гражданина», российской грамматикой, всеобщей и русской географией, всеобщей и русской историей, арифметикой, основами геометрии, физики и естественной истории, начальными правилами технологии, относящимися к хозяйству края и его промышленности, рисованием. В школе преподавали всего два учителя, насыщенная программа не давала возможности глубокого овладения знаниями по многим предметам.

Гимназииоткрывались в губернских городах, курс обучения в них составлял четыре года, они представляли собой среднюю ступень обучения, следующую за уездным училищем. Учебный план гимназии включал широкий круг предметов: латинский, французский и немецкий языки, историю, географию, статистику, естественную историю, опытную физику, теоретическую и прикладную математику, философию, изящные и коммерческие науки, рисование, технологию, музыку, гимнастику, танцы. Кроме того, в I классе добавлялись логика и грамматика, во II – психология и «нравоучение», в III – эстетика и риторика, в IV – юридические и политические науки. Окончившие гимназию выпускники могли поступать в университет.

В новом «Уставе о начальных и средних школах» (1828), наметившем пути реформирования образования. В «Уставе...» подтверждалась существовавшая четырехуровневая система образования и провозглашался принцип – «каждому сословию свой уровень образования». В соответствии с этим приходские училища предназначались для низших сословий, уездные – для детей купцов, ремесленников и прочих «городских обывателей», гимназии – для детей дворян и чиновников. Школьная жизнь проходила под строгим надзором начальства и полиции. За проступки полагались всяческие меры взыскания, в том числе розга, исключение из школы, а для преподавателей – увольнение со службы.

В 1864 г. было утверждено «Положение о начальных народных училищах», в котором к начальному образованию были отнесены элементарные школы всех ведомств, городские и сельские школы, содержавшиеся за счет казны, обществ и частных лиц. В начальных школах преподавались закон Божий, чтение по книгам гражданской и церковной печати, письмо, четыре арифметических действия и, где возможно, церковное пение. Все преподавание должно было вестись на русском языке. Продолжительность обучения в Положении не указывалась. Фактически в лучших земских и городских школах она составляла три года, во многих других – два года. Все начальные народные училища, находившиеся ранее в ведении различных ведомств, были подчинены Министерству народного просвещения, однако для начальных училищ, открытых духовенством, делалось исключение: они оставались в ведении Священного Синода. В целом реформа начального образования согласно Положению 1864 г., означавшему ее бессословный характер, давала право открывать начальные школы органам местного самоуправления (земствам), допускала к преподаванию женщин, учреждала коллегиальные органы управления школой.

В 1864 г. утверждается «Устав гимназий и прогимназий», который провозглашает принцип общечеловеческого образования и внесословной школы. Согласно уставу учреждаются два типа гимназий: классическая – с преподаванием латинского и греческого языков и реальная – без древних языков, обучение в них было рассчитано на семь лет. В реальной гимназии по сравнению с классической в большем объеме преподавались точные и естественные предметы: математика, естествознание, астрономия, физика, черчение. Предусматривалась организация прогимназий – неполных средних школ с 4-летним сроком обучения, соответствующим четырем первым классам гимназии. Как правило, они открывались в небольших уездных городах.

В 1871 г. был издан новый Устав гимназий, по которому все мужские гимназии были преобразованы в классические. Образование в них строилось вокруг гуманитарных предметов – древних языков, словесности, грамматики и др. В 1872 г. был издан Устав реальных училищ – средних школ с 6-7-летним сроком обучения. В последних классах училища предполагалась специализированная подготовка на коммерческом, механико-техническом или общем отделениях. В 1888 г. реальные училища с ликвидацией профессионально ориентированных отделений стали общеобразовательными учебными заведениями.

Принятый в 1884 г. новый Устав университетов значительно сокращал права на самоуправление высшей школы, отменял различные неформальные объединения и землячества, ставил под контроль Министерства народного просвещения деятельность профессорско-преподавательского состава.

Народные училища

Народные училища - образовательные учреждения в дореволюционной России .

Существовали Главные и Начальные народные училища . Главные народные училища были созданы в конце XVIII века и в 1804 году преобразованы в гимназии .

Начальные народные училища существовали главным образом в XIX - начале XX в. и давали только начальное образование. К ним относились земские школы , различные ведомственные и частные школы, а также церковно-приходские и воскресные школы . Их деятельность регулировалась Положением о начальных народных училищах, принятом в 1874 году.

Ст. 2. К начальным народным училищам относятся:

1) Ведомства духовного: церковно-приходские училища, открываемые православным духовенством в городах, посадах и селах, с пособием и без пособия казны, местных обществ и частных лиц.
2) Ведомства министерства народного просвещения: а) приходские училища в городах, посадах и селах, содержимые на счет местных обществ и частью на счет казны и пожертвований частных лиц, и б) народные училища, учреждаемые и содержимые частными лицами разного звания.
3) Других ведомств: сельские училища разных наименований, содержимые на счет общественных сумм.
4) Все общие воскресные школы, учреждаемые как правительством, так и обществами городскими и сельскими и частными лицами для образования лиц ремесленного и рабочего сословия обоего пола, не имеющих возможности пользоваться учением ежедневно.

Ст. 3. Предметами учебного курса начальных народных училищ служат: а) закон божий (краткий катехизис) и священная история; б) чтение по книгам гражданской и церковной печати; в) письмо; г) первые четыре действия арифметики и д) церковное пение там, где преподавание его будет возможно.

Положение о начальных народных училищах (1874 г.)

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Народные училища" в других словарях:

    - (народные школы) в России до революции 1917 общее название начальных училищ, доступных для народных масс. В 1786 1804 официальное название малых и главных народных училищ; с 1864 к народным училищам (официальное название начальные народные… …

    - (народные школы), в России до революции 1917 общее название начальных училищ, доступных для народных масс. В 1786 1804 официальное название малых и главных народных училищ; с 1864 к народным училищам (официальное название начальные народные… … Энциклопедический словарь

    См. в ст. Начальная школа …

    См. Начальное образование … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Народные училища - официальное название гл. и малых Н.У., действовавших по Уставу 1786. Главные Н.У. 4 кл. с 5 годичным сроком обучения, открывались в губ. г. На У. действовали в Вятке и Перми (с 1786), Уфе (с 1789, в 1797 переведено в Оренб.). Малые Н.У. 1 2 кл … Уральская историческая энциклопедия

    НАРОДНЫЕ УЧИЛИЩА - в 1782 г. Екатериной II была сформирована комиссия для заведения в России Н.у. В результате была создана сеть 2 классных училищ в уездах и 4 классных в губернских городах. В них преподавали математику, историю, географию, физику, архитектуру,… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

    С 1786 двухгодичные начальные учебные заведения для непривилегированных сословий в губернских и уездных городах России. В 1803 1804 преобразованы в уездные училища. * * * МАЛЫЕ НАРОДНЫЕ УЧИЛИЩА МАЛЫЕ НАРОДНЫЕ УЧИЛИЩА, с 1786 2 годичные начальные… … Энциклопедический словарь

    С 1786 2 годичные начальные учебные заведения для непривилегированных сословий в губернских и уездных городах России. В 1803 04 преобразованы в уездные училища … Большой Энциклопедический словарь

    Начальные (повышенного типа) учебные заведения дореволюционной России. Первое Г. н. у. открылось в Петербурге в 1782. Директором был один из авторов проекта системы народных училищ педагог Ф. И. Янкович де Мириево. По «Уставу народным… … Большая советская энциклопедия

    С 80 х гг. 18 в. в губернских городах России начальные учебные заведения повышенного типа. Принимались дети всех сословий, кроме крепостных. Курс обучения 5 лет. Часть учащихся получала педагогическую подготовку для преподавания в малых народных… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Федор Иванович Янкович де-Мириево или народные училища в России при Екатерине II. , Воронов А.. Книга представляет собой репринтное издание 1858 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут…

Народные училища - образовательные учреждения в дореволюционной России .

Согласно Уставу о народных училищах для всех городов Российской империи от 5 августа 1786 г. были организованы Главные и Малые народные училища . Во время школьной реформы 1804 года Главные народные училища преобразованы в гимназии , а Малые в Уездные училища .

Начальные народные училища были созданы в 1864 году и давали только начальное образование. К ним относились земские школы , различные ведомственные и частные школы, а также церковно-приходские и воскресные школы . Их деятельность регулировалась Положением о начальных народных училищах, принятом в 1874 году.

Ст. 2. К начальным народным училищам относятся:

1) Ведомства духовного: церковно-приходские училища, открываемые православным духовенством в городах, посадах и селах, с пособием и без пособия казны, местных обществ и частных лиц.
2) Ведомства министерства народного просвещения: а) приходские училища в городах, посадах и селах, содержимые на счет местных обществ и частью на счет казны и пожертвований частных лиц, и б) народные училища, учреждаемые и содержимые частными лицами разного звания.
3) Других ведомств: сельские училища разных наименований, содержимые на счет общественных сумм.
4) Все общие воскресные школы, учреждаемые как правительством, так и обществами городскими и сельскими и частными лицами для образования лиц ремесленного и рабочего сословия обоего пола, не имеющих возможности пользоваться учением ежедневно.

Ст. 3. Предметами учебного курса начальных народных училищ служат: а) закон божий (краткий катехизис) и священная история; б) чтение по книгам гражданской и церковной печати; в) письмо; г) первые четыре действия арифметики и д) церковное пение там, где преподавание его будет возможно.

Положение о начальных народных училищах (1874 г.)

Заменены в 1918 году едиными трудовыми школами.

Напишите отзыв о статье "Народные училища"

Ссылки

  • Главные народные училища - статья из Большой советской энциклопедии .

Отрывок, характеризующий Народные училища

Вечером приехал князь Василий. Его встретили на прешпекте (так назывался проспект) кучера и официанты, с криком провезли его возки и сани к флигелю по нарочно засыпанной снегом дороге.
Князю Василью и Анатолю были отведены отдельные комнаты.
Анатоль сидел, сняв камзол и подпершись руками в бока, перед столом, на угол которого он, улыбаясь, пристально и рассеянно устремил свои прекрасные большие глаза. На всю жизнь свою он смотрел как на непрерывное увеселение, которое кто то такой почему то обязался устроить для него. Так же и теперь он смотрел на свою поездку к злому старику и к богатой уродливой наследнице. Всё это могло выйти, по его предположению, очень хорошо и забавно. А отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает, думал Анатоль.
Он выбрился, надушился с тщательностью и щегольством, сделавшимися его привычкою, и с прирожденным ему добродушно победительным выражением, высоко неся красивую голову, вошел в комнату к отцу. Около князя Василья хлопотали его два камердинера, одевая его; он сам оживленно оглядывался вокруг себя и весело кивнул входившему сыну, как будто он говорил: «Так, таким мне тебя и надо!»
– Нет, без шуток, батюшка, она очень уродлива? А? – спросил он, как бы продолжая разговор, не раз веденный во время путешествия.
– Полно. Глупости! Главное дело – старайся быть почтителен и благоразумен с старым князем.
– Ежели он будет браниться, я уйду, – сказал Анатоль. – Я этих стариков терпеть не могу. А?
– Помни, что для тебя от этого зависит всё.
В это время в девичьей не только был известен приезд министра с сыном, но внешний вид их обоих был уже подробно описан. Княжна Марья сидела одна в своей комнате и тщетно пыталась преодолеть свое внутреннее волнение.
«Зачем они писали, зачем Лиза говорила мне про это? Ведь этого не может быть! – говорила она себе, взглядывая в зеркало. – Как я выйду в гостиную? Ежели бы он даже мне понравился, я бы не могла быть теперь с ним сама собою». Одна мысль о взгляде ее отца приводила ее в ужас.
Маленькая княгиня и m lle Bourienne получили уже все нужные сведения от горничной Маши о том, какой румяный, чернобровый красавец был министерский сын, и о том, как папенька их насилу ноги проволок на лестницу, а он, как орел, шагая по три ступеньки, пробежал зa ним. Получив эти сведения, маленькая княгиня с m lle Bourienne,еще из коридора слышные своими оживленно переговаривавшими голосами, вошли в комнату княжны.
  • Главные народные училища - начальные учебные заведения в Российской империи.

    Первое «Главное народное училище» было открыто в Санкт-Петербурге в 1783 году. Его директором был один из авторов проекта системы народных училищ педагог Ф. И. Янкович де Мириево.

    Согласно Уставу о народных училищах от 5 (16) августа 1786 года, в каждом губернском городе должно было быть устроено по одному главному народному училищу. Указом от 22 сентября (3 октября) 1786 г. повелевалось открыть главные народные училища в 26 губерниях (по преимуществу в западных и юго-западных), а указом от 3 (14) ноября 1788 г. - в остальных 25 губерниях.

    Главные народные училища состояли из 4-х классов. Первые два класса соответствовали курсу Малого народного училища. В 1 классе изучалось чтение, письмо и основы христианского учения (краткий катехизис и священная история); во 2 классе - пространный катехизис, арифметика, грамматика русского языка, чистописание и рисование; в 3 классе - повторение катехизиса; арифметика, всеобщая история, география, российская грамматика с упражнениями и чистописание. 4 класс имел два отделения, обучение в нем длилось соответственно два года. В 4 классе изучалась история (всеобщая и русская), география, российская грамматика, геометрия, механика, физика, естественная история, гражданская архитектура и рисование. Желающим, начиная с 1 класса, преподавались языки: латинский и один из новейших. Кроме того, желающие могли подготовиться к должности учителя малых народных училищ. Для этого изучался курс методики обучения ("Способ учения").

    В каждом училище было до 6 учителей. Учитель арифметики был одновременно и учителем российской грамматики, латинского языка, физики и архитектуры; учитель истории - учителем географии и естественных наук; также ещё законоучитель, учитель языков и учитель чистописания. Во главе училища стоял директор или смотритель. Главными попечителями училищ были губернаторы или генерал-губернаторы. Все училища находились в ведении Приказа общественного призрения.

    В Главные народные училища принимались дети всех сословий, кроме крепостных крестьян. В них применялись прогрессивные для своего времени методы обучения и учёта знаний учеников, использовалась классно-урочная система.

    В 1802 году Комиссия народных училищ была заменена на Министерство народного просвещения, а 24 января (5 февраля) 1803 года были утверждены предварительные правила народного просвещения, которыми предполагалась замена главных народных училищ гимназиями. В западных губерниях Российской империи этот процесс начался в том же 1803 году, а с утверждение в 1804 году общего Устава учебных заведений, и в других губерниях Главные народные училища стали преобразовываться в гимназии.