Доброго времени суток, уважаемый читатель! Данная статья полностью посвящена самообразованию студента. В рамках этой заметки вы узнаете, что это вообще такое - самообразование студента , почему оно сегодня играет большую роль для успешной жизни, а также, мы попытаемся до вас донести мысль о том, почему стандартного вузовского образования на свою жизнь вам не хватит…

Что такое самообразование студента?

(и вообще самообразование) - это процесс самостоятельного изучения какой-либо дисциплины, явления, предмета и т.д. Это «университет после университета». Только не подумайте, что мы имеем в виду аспирантуру, говоря об университете после университета. Нет. Под самообразованием мы подразумеваем изучение вами самостоятельно какой-либо науки дополнительно, вне учебного времени. По сути, самообразование - это учёба в домашних условиях.

Вы можете сказать, что это уже издевательство над человеком. Обучаться и в университете, и ещё дома? Зачем? Для чего? С какой целью нужно тратить своё драгоценное время молодости, просиживая над книжками как последний ботаник? Ну, во-первых, вас никто не заставляет с утра до ночи читать книги. Так поступают только самые отчаянные люди Мы говорим лишь о максимум одном часе в день для того чтобы ежедневно узнавать что-то новое и интересное. В этом и заключается вся суть самообразования студента - каждый день небольшими порциями получать новые знания.

Следующий логичный вопрос - а зачем? Сейчас в интернете есть практически любая информация по любому вопросу. Зачем студенту-то что-то изучать дополнительно? Засорять голову «мусором» только… Всё дело в том, что в интернете есть просто ИНФОРМАЦИЯ. А что такое вообще информация? Информация - это набор каких-либо сведений по какому-нибудь вопросу. Всё. По сути, информация, непривязанная к определённому контексту - это просто тупой набор символов и букв, который ничего не значит.

Вот представьте, учёные приехали к чукче, который и знать не знает о том, что такое глобальное потепление. Он даже не знает, что такое термометр. Зачем ему это знать? Он живёт своей размеренной жизнью, а тут ещё какое-то «глобальное потепление»? И вот эти самые учёные показывают ему график замера температуры за последние месяцы. И спрашивают бедного чукчу, как он думает о том, с учётом этого графика, будет ли снег в тундре и дальше таять или нет?

Чукча посмотрим на график (который для него является лишь разноцветной картинкой) и скажет: «Ну, я не знаю». Ещё бы он знал, что сказать, если он не понимает, о чём его спрашивают. Он, как бы, не в курсе дела, он этого не изучал в университете или где-либо ещё…
Для чукчи эта разноцветная картинка - это, безусловно, новая информация, но не знание. Знание - это когда ты можешь высказать свою точку зрения на проблему, опираясь на ранее полученные знания по данному вопросу.

А откуда можно получить эти самые первоначальные знания? Дак как откуда, из информации, которая была целенаправленно усвоена и осмысленна человеком. Вот в чём кроется вся загвоздка.

Вы должны не просто копировать информацию из Википедии и защищать свои доклады, а обдумывать каждую фразу, каждое слово из текста статьи. Если вы поступаете вот так — копирую статью, распечатываю, рассказываю, выбрасываю лист с распечаткой - то это не получение новых знаний, а простое невдумчивое «пробегание» глазами по символам, которые для вас ничего не значат. Это как для чукчи график. Простая информация, которая ни о чём ему не говорит.

Вот в чём заключается опасность доступности информации - информации навалом, доступ к ней свободный, а вдумчиво прочитать хотя бы часть из этого информационного океана под силу немногим.
Отсюда - псевдо уверенность в том, что если что-то надо, то я посмотрю это в интернете. А если вам будет нужно не просто «посмотреть», но и ещё и «понять» о чём идёт речь в тексте какой-нибудь статьи? Вот тут-то вы и сядете в калошу.

Да, вы можете сказать на это, что всю информацию мира через свою голову вдумчиво не пропустишь. Да, конечно не пропустишь. Но и что теперь, ничего не делать? Да, лучше копировать статьи, написанные другими людьми, и защищать их как свои, не понимая не балбеса в том, что написано. Нет, это не выход! Это самое глубокое заблуждение всех людей на свете!

Дак как по-нашему нужно получать новые знания, если всё никак не охватить? А попробуйте начать с малого. Просто попробуйте начать. Например, уже сегодня, за место того, чтобы посмотреть сериал по телевизору, прочитайте какую-нибудь интересную книгу. Для начала хотя бы 10 страниц. Разве это тяжело сделать? Фигня же. Займёт минут 30 максимум.

Что вам даст это чтение? По крайней мере, вы точно узнаете что-то полезное, получите какую-то новую информацию, которая расширит вас кругозор. Да, пока что, вы получите только новую информацию, до знаний ещё далеко. Ну, согласитесь, информация из книги намного разниться с той, какую вы бы узнали из просмотра любимого сериала. Там ведь всё давно идёт по одной и той же пластинке - любовь-морковь, деньги, власть, коррупция… Всё об одном и том же.

От просмотра среднестатистической телепередачи кругозор не то, что не расширится, а даже, наоборот, сузится до тех самых любви, денег, власти. Вы будете думать только об этом, никакого развития. Это полезно для управления бездумными оленями… Стадо без мозгов пойдёт туда, куда ему скажут. Нет, мы не говорим, что наши власти плохие. Даже, наоборот, по-нашему мнению, за последние 10 лет виден невооружённым взглядом прогресс во всех сферах жизни. Ругай-не ругай власть, а они работают… Работают как могут, как умеют.

Да, бывает, попадаются некоторые чиновники на взятках, но в семье, как говориться, не без… Но, в целом, нами правят вполне грамотные люди. Но чтобы правит миллионами нужно ими как-то управлять. И телевидение в этом непростом деле - это большое подспорье для «запудривания» мозгов людям. Как говорится, народ имеет такого правителя, которого заслуживает.

Но что-то мы отвлеклись от нашей темы. Вывод из всего вышеперечисленного - поменьше смотрите бестолковые сериалы и передачи, лучше проведите своё свободное время с книгой, узнайте что-то интересное и познавательное для себя, для своей будущей профессии. Причём, от того, как часто вы будет получать новую информацию по определённой теме, тем быстрее у вас будут появляться по этой самой теме новые знания - то, к чему должны стремиться те люди, которые хотят достичь успеха в жизни.

Нужно ли самообразование сегодня?

А как вы думаете? Чтобы разбираться в лавинообразном потоке новой информации нужно ежедневно расширять свой кругозор. И, кстати, помните, мы говорили о том, что информации слишком много и всю её не усвоить? Дак вот, после того, как вы внимательно станете самостоятельно изучать тот или иной вопрос, то после определённого промежутка времени вы начнёте понимать основные законы и принципы всего того, что происходит в мире.

И не важно, что вы будете изучать - веб-программирование или экономику. Понимание основополагающих законов и принципов природы к вам придёт в любом случае. Ведь всё в природе работает по одним и тем же правилам. Поэтому и нет разницы в том, по каким предметам у вас будет протекать процесс самообразования.

Другая причина того, что самообразования для студента сегодня очень важно — это очень быстрое устаревание информации и знаний соответственно. Всё, то, что вы сегодня изучаете в университете, будет уже неактуальным через несколько лет. В конце статьи мы рекомендуем посмотреть вам очень интересное видео, которое подтверждает наши слова.

Что сегодня, значит, быть образованным? В первую очередь, это располагать самыми свежими и актуальными знаниями по своей специальности. Вот поэтому, всех тех лекций, что вам преподают в ВУЗе, не хватит не то, что на всю жизнь — на пять лет-то бы хватило. Будьте грамотными специалистами, идущими в ногу со временем и новыми знаниями. И тогда вам не будут нужны никакие курсы для повышения квалификации. Вы и сами способны повысить свою квалификацию до нужного вам уровня.

Вот вам ещё один довод к тому, что студент должен уделять большое внимание своему самообразованию . Как известно, сейчас информация удваивается чуть ли не каждый год. Каждый день мир генерирует что-то новое, чего не было ещё вчера. А может быть и у вас в голове созреет какая-нибудь новая мысль, как обратить все возможности, которые предоставляются современным миром, в свою пользу.

После того как вы узнаете основные законы и принципы мироздания-то… Мы вас уверяем, у вас несомненно появится уже свои собственные мысли, как сделать этот мир лучше, при этом получая взамен достойное вознаграждение в виде и денег, и славы, и всех других неотъемлемых атрибутов успешного человека ХХI века.
Поэтому, чтобы поймать момент, чтобы найти своё призвание в общественных делах, сделайте свой процесс самообразования неотъемлемой частью своего стиля жизни.

Возможно, после сравнительно недолгого процесса самостоятельного получения новых знаний, у вас созреет идея, как, например, можно открыть новый вид бизнеса. Помните, что именно идеи правят всем на свете. Всё сначала придумывается, а уж потом производится и продаётся. Всё не с неба падает. А тот, кто придумывает вещи, обладает, поверьте, незаурядными знаниями по своей специальности.

Чтобы создать новую идею, нужно сначала оттолкнуться от идей старых, о которых узнаешь, в большей степени, заинтересовавшись самостоятельно тем или иным вопросом. Вот вам и самообразование на лицо.

Надеемся вышеприведённые доводы вам покажутся достаточными для того чтобы осознать, что, да, действительно, стандартного образовательного курса в университете недостаточно для формирования действительного классного специалиста. Нужно, помимо университетских занятий, самостоятельно работать над собой, развиваться. Ведь «стандартное» образование в ВУЗе подразумевает «стандартную» работу со «стандартной» зарплатой.

Да, вы можете сказать, что Билл Гейтс, Стив Джобс и Марк Цукерберг вообще не учились, но, однако сейчас являются миллиардерами. Хоть они и не обладают формальным образованием, однако каждый из них является настоящим фанатиком своего дела. И уж поверьте нам на слово, чтобы создать Facebook, нужно обладать определёнными познаниями как минимум в двух дисциплинах - веб-программировании и психологии людей.

Если даже Цукерберг интуитивно понял, что Facebook является настоящей находкой для людей, то уж кодировать сайты, опираясь на интуицию, нельзя в силу того, что вы просто обязаны знать языки программирования. И Цукерберг их изучал…самостоятельно! Вот во что иногда выливается самообразование - в предприятие, ценой несколько десятков миллиардов долларов!

Как сделать самообразование частью своего стиля жизни?

Если нам удалось вас убедить в том, что самообразование студента - это очень важно, и вы хотите знать, как сделать его частью своего образа жизни, тогда читайте данную статью дальше очень внимательно. Сейчас мы вам расскажем, как это можно сделать.

1. Внутренняя установка.

Безусловно, первое, с чего вы должны начать - это осознать необходимость самообразования лично для вас. Зачем вам оно? Может быть, действительно, вузовского образования хватит? Если вы так думаете, то дальше можете не читать.

Если вы так не считаете, то тогда вы должны ответить себе на вопрос: для чего я буду дополнительно заниматься самостоятельно? С какой целью? Это очень важно, знать цель своих самостоятельных занятий. Бесцельно вы прозанимаетесь недолго. Только лишь чётко поставленная цель позволит вам не сбиться с курса и дойти до победного конца!

Вы спросите, что это за «победный конец»? Да, знаний хоть и бесконечно, однако если вы будете параллельно с университетскими занятиями, самостоятельно заниматься дома, то этот «победный конец» для вас - это обладание достаточным уровнем знаний для того, чтобы вас считали действительно первоклассным специалистом. А как понять классный ли вы специалист или нет? Вы же ещё не работали по специальности.

А узнать это очень просто - если вы сами внутренне ощущаете, что вы реально разбираетесь в том или ином вопросе лучше своих однокурсников, то, скорее всего, вы действительно уже обладаете всеми теми знаниями, чтобы стать отличным специалистом. Да, теория конечно теории рознь, не у каждого может всё также хорошо пойти на практике. И всё же.

Когда вы внутренне будете ощущать, что вы обладаете достаточными знаниями, то можете считать, что вы достигли «победного конца». Только не забываете, что жизнь идёт дальше, и вам всё равно будет нужно пополнять свои знания, т.к. информация и знания очень быстро устаревают.

Итак, внутренний настрой на целенаправленное получение дополнительных знаний - это краеугольный камень всего самообразования студента . Чётко для себя решите, зачем вы будете изучать что-то дополнительно. Для того чтобы после университета прийти на работу, зная больше среднестатистического студента? Или быть может, вы будете самостоятельно заниматься для того, чтобы пойти учиться дальше, в аспирантуру? В любом случае, знайте, зачем вы будете заниматься самообразованием, ориентируйтесь на свою цель.

2. Сбор необходимых ресурсов.

После того как вы определитесь с целью вашего самообразования, следующим шагом будет собирание вокруг себя всех необходимых ресурсов для плодотворной самостоятельной работы. Что мы понимаем под «ресурсами»? Тут всё зависит от ваших целей. Однако в независимости от ваших намерений, существует стандартные ресурсы, которые используются в любой интеллектуальной работе. Да, да, мы имеем в виду книги и другую учебную литературу.

Книга - это ответы на все ваши вопросы. Она лучше интернета, поверьте. Лучше в сто раз. На каком носителе вы предпочитаете читать (электронном или бумажном) - это не имеет никакого значения. Читайте на чём угодно, главное читайте. Не повторяйте ошибок предыдущих поколений, ведь именно в книгах вас об этом предупреждают.
Также сегодня очень модным становится обучения с помощью современных технологий. Одной из самых лучших методик для получения новых знаний является обучение по видеокурсам. Об этом мы писали в статье: Обучение по видеокурсам — лучший способ изучать новое! Там мы подробно рассказываем об этом способе повышения своей компетенции.

В качестве примера мы вам приводим видеокурс по обучению программе Photoshop:

Таким образом, под ресурсами, необходимыми для самообразования студента, мы имеем в виду любые источники информации, которые помогут вам обрести новые знания в интересующей вас области.

3. Целенаправленная работа на результат.

После того как вы осознали всю значимость вашего самообразования для вашего будущего, после того как вы собрали вокруг себя все необходимые источники информации, следующий шаг, а точнее, цепочка шагов - это процесс получения новых знаний. Сразу же предупреждаем вас - это самый сложный этап всего процесса самообразования. Не каждый может изо дня в день получать новые знания. Лень и усталость могут легко вас сбить с цели.

Тут самое главное - это первые недели упорной работы. Если вы сможете продержаться критический период в 21 день, то потом процесс самообразования будет идти для вас гораздо легче. После истечения 3-х недель самообразование войдёт у вас в привычку. Причём привычку полезную.

Как продержаться эти 20 дней? На первые дней 5 вас точно должно хватить, ибо если вы наметили цель и собрали вокруг себя все необходимые ресурсы, то вам самим будет как то не по себе, вы не будете уделять по часу в день самообразованию. Ваша гордость скажет: «Я, что, зря всё планировала и собирала информационные ресурсы?»

После первых пяти-семи дней вами, скорее всего, овладеет сестрица-усталость. И это не мудрено, ведь вы раньше вряд ли так интенсивно работали вне учебного времени. Естественно, ваш организм к тому времени накопит определённую усталость, которая не позволит вам полноценно заниматься. Тут можно посоветовать лишь одно - стиснуть зубы и продолжать работать, получать новые знания. Можно немного уменьшить время своего ежедневного самообразования, но, главное - ни в коем случае не останавливаться, т.е. ни в коем случае не бросать начатое!

Если вы уж взялись за какое-то дело, то будьте добры довести его до конца. Не бросайте дела в самом их начале. Такая неустойчивая жизненная позиция не приведёт к ни чему хорошему.

Если вы сможете перебороть период усталости, то совсем скоро вас будет ожидать самый страшный враг на вашем пути овладения новыми знаниями. Встречайте - госпожа лень! Она неотъемлемый атрибут любой деятельности людей. Подкреплённая усталостью человека, она может творить настоящие чудеса с людьми. Поэтому ей ничего не стоит остановить ваше благое начинание на полпути.

Как побороть лень? Совет такой - перед тем, как вы хотите позаниматься, вам сначала нужно исключить все отвлекающие элементы из вашей рабочей области. Это значит: выключаем компьютер, телефон, если нужно вставляем в уши беруши (ушные затычки), и получаем новые знания, не обращая внимания на отвлекающие факторы. Только так можно справиться с симптомами лени.

Если у вас не будет соблазна полежать на диване и посмотреть телевизор, тогда и лень вас перестанет расслаблять. Вы будете сконцентрированы только на работу, на получение новых знаний.
Тем самым вам удастся протянуть необходимые 3 недели, после которых, самообразование для вас станет неотъемлемой частью вашего образа жизни. Попробуйте воспользоваться этой рекомендацией на практике, это действительно работает!

Вывод - это важная оставляющая успеха в жизни. Тех знаний, которые вы получаете в стенах вашего учебного заведения, вам не хватит на всю оставшуюся жизнь, т.к. эти знания очень быстро устаревают.

Помните, что если вы выберете этот нелёгкий путь к самосовершенствованию (а самообразование - это и есть один из компонентов этого процесса), то через некоторое время вы добьётесь выдающихся результатов.

Работайте над собой, узнавайте новое и интересное каждый день.

С уважением, команда сайта сайт

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Зачем нужен план самообразования? Может показаться, что это излишняя работа, ведь можно попросту купить 3-4 книги по теме и начать их изучать, так? А вот и нет. Одна из основных проблем самообразования в том, что, не имея четкого плана и понимания того, что и как учить, очень легко запутаться и бросить всю затею. Вот почему нужна первичная проработка тематики и создание плана – он будет своеобразным компасом, с которым вы начнете путешествие.

Кроме того, план:

  • мотивирует;
  • помогает бороться с неорганизованностью;
  • служит визуальным напоминанием.

Составление плана самообразования – хоть и энергозатратный процесс, но окупается с лихвой. Самое главное, что он дает – это и организованность. Легко найти тысячи отговорок, если в мыслях хаос.

Стоит также отметить, что план самообразования составляют себе учителя. Подобный инструмент может пригодиться любому человеку, который занимается самообучением и повышает свои навыки.

Четыре типа планов

Мы расскажем о четырех типах планов, каждый из которых вы можете использовать самостоятельно, либо же комбинировать. Создайте нечто свое, что подходит именно вам.

План, основанный на времени

Этот план универсален: он подойдет тем, кто хочет изучить что-либо одно или сразу несколько предметов.

Здесь все просто: вы «бронируете» определенное количество времени утром, днем и/или вечером, после чего создаете свой график, вешаете его на стену и придерживаетесь.

План, основанный на месте

Это хитрый план, потому что он ставит вас в то положение, в котором вы не можете не учиться.

Места могут быть самыми разными:

  • парк;
  • библиотека;
  • любимое кафе;
  • общественный транспорт.

Суть таких планов в том, что вы целенаправленно идете туда, чтобы учиться. Удивительно, но порой проще себя мотивировать на то, чтобы делать это в библиотеке, а не в соседней комнате.

И, разумеется, его можно комбинировать с первым планом.

Свободный план

Свободный план принципиально отличается от остальных тем, что никаких целей в процессе обучения не ставится. Вместо этого нужно вести дневник, в котором вы будете записывать, что изучили, каких успехов достигли и куда двигаетесь.

При таком подходе вы чаще удивляетесь, потому что просто выделяете себе, скажем, два часа времени, не зная, что же будете изучать. Остается некоторая свежесть и повышается мотивация.

Недостаток такого плана кроется в его же достоинстве: вы можете потратить огромное количество времени на ненужные вещи.

План, основанный на целях

Чтобы составить этот план, необходимо найти три основные цели, которых вы хотите достичь. Исходя из них выстраивается вся программа обучения.

Этот план можно объединять с другими в поиске идеального баланса и удовлетворенности.

Теперь давайте выясним, как составить план самообразования.

Как составить план самообразования

Выясните, почему хотите изучить именно этот навык

Это подготовительный шаг, к которому стоит отнестись очень серьезно. Мы часто делаем необдуманные поступки, которые стоят много: как времени, так и денег. В плане обучения все еще критичней: вы можете потерять впустую несколько месяцев, а то и лет.

Это особенно актуально в том случае, если вы хотите изучать программирование. Для того чтобы начать зарабатывать в этой сфере, говорят, нужно обучаться от шести месяцев до полутора лет. Поэтому если вы не чувствуете достаточной мотивации и не переполняетесь энтузиазмом, то, возможно, это не ваше.

Все дело в том, чтобы быть внутренне мотивированным. Вот некоторые вопросы, которые стоит себе задать:

  • Вы хотите найти работу, которая будет более значимой и важной, чем нынешняя?
  • Вы хотите найти более высокооплачиваемую работу?
  • Вы хотите изменить мир?

Даже если ответы будут немного пафосными, важно, чтобы вы понимали, что они честные и откровенные.

Подготовительный этап завершен. На втором этапе вам потребуется лист бумаги А4 или электронный файл. Это обязательное условие. Вам нужно создать пошаговую инструкцию для себя, чтобы она постоянно маячила перед глазами и не позволяла отвлечься на что-либо несущественное.

Составьте список целей

Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Вы должны придумать как можно больше целей, чтобы иметь возможность позже их сравнить и выбрать наиболее важную (важные). Так что не ограничивайтесь чем-то вроде «Я хочу научиться создавать сайт на WordPress» или «Хочу научиться вязать свитер».

Итак, список целей готов. Как выбрать самые важные? В первую очередь нужно выяснить, есть ли среди них комбинированные.

Комбинированная цель – это такая цель, которая открывает перед вами большее количество возможностей:

  • Изучение нового языка может помочь вам переехать в другую страну или получить более высокооплачиваемую работу.
  • Изучение языка Java увеличит ваш доход в несколько раз.

Если же вы научитесь вязать свитер, то, скорее всего, это будет самоцель.

Поэтому в идеале вы должны выбирать те цели, которые значительно продвинут вас вперед. Это также положительно влияет на мотивацию.

Выберите от одной до трех целей. Их не должно быть слишком много. При этом они могут быть достаточно амбициозными, но не запредельными.

Составьте список ресурсов

Вы можете либо найти все необходимое в интернете. Вот ресурсы, на которые вам стоит обратить внимание:

  • МООК-курсы;
  • книги;
  • журналы;
  • блоги;
  • образовательные видео;
  • посещение конференций и лекций;
  • стажировка;
  • волонтерская работа;
  • путешествия;
  • нахождение наставника.

При этом вы должны понимать, что на все времени не хватит. Важно выбрать 3-5 основных ресурсов и сделать на них упор. Остальным стоит заниматься лишь в том случае, если вы целенаправленно выделите время на то, чтобы попробовать что-нибудь новое.

Установите ключевые моменты в обучении

Это те моменты, по которым вы можете отслеживать прогресс. Обучение – процесс долгий, а порой и скучный, но главная сложность заключается в том, что вы не сразу будете получать результаты.

К тому же амбициозная цель может легко подавить вашу психику, особенно в моменты, когда мотивация будет стремиться к нулю. Поэтому установите ключевые моменты:

  • определенное количество написанных страниц;
  • создание сайта;
  • уровень Intermediate в английском языке;
  • создание приложения для телефона.

Установите расписание и распорядок дня

Обучение – это не то, что можно впихнуть в свою жизнь и надеяться, что такой способ сработает. Это основа, Солнце, вокруг которого должны крутиться все планеты. Не забывайте, что вы учитесь, чтобы сделать свою жизнь значительно лучше, а значит, именно это становится главным приоритетом.

Создайте временные рамки для каждой цели . Что вы собираетесь делать сегодня, завтра, на следующей неделе, через полгода, чтобы достичь своей цели? Убедитесь, что овладели навыками и научились правильно распоряжаться своим временем.

Создайте распорядок дня . Вы должны изменить свою жизнь, потому что прежней уже не будет – наивно надеяться на это. Многое изменится, потому что вы будете выделять большое количество времени на обучение.

Итак, повторим: вы должны изменить распорядок дня, забронировать время на обучение своему навыку. А также установить крайний срок для того, чтобы держать себя в тонусе.

Отслеживайте прогресс

Отслеживание прогресса – это тот самый процесс, который положительно влияет на уровень мотивации. Как уже было сказано, в процессе обучения вы далеко не сразу начнете получать практические результаты, а значит, можете в любой момент опустить руки. Но не в том случае, если отслеживаете свои успехи.

Под отслеживанием стоит понимать в первую очередь ведение дневника. Вы записываете в него все, что и как изучали, а также, сколько времени на это ушло. Документируйте любые мелочи. Спустя несколько недель можно будет делать определенные выводы на основе этой информации. Вы научитесь выявлять тенденции, понимать свои сильные и слабые стороны, плохие и хорошие привычки. И наконец, станете делать правильные выводы, корректируя как свое поведение, так и план самообразования.

Англоязычный интернет предлагает большое разнообразие приложений, которые можно использовать для отслеживания прогресса в обучении, чтобы корректировать свой план в том случае, если в нем имеются неточности и пробелы.

  • Degreed . Учащиеся используют Degreed для количественной оценки, отслеживания и организации обучения из любого источника: как формального, так и неформального.
  • Diigo . Упрощает работу вашей информационной системы и улучшает производительность. Также добавляет цифровые отметки и заметки в PDF-файлы, сохраняет ссылки, изображения и страницы, а также поощряет сотрудничать и делиться информацией с другими учениками.
  • TopTracker . Это приложение можно использовать для отслеживания времени, которое вы проводите в Photoshop или других цифровых инструментах (а значит, подойдет для веб-дизайнеров и программистов).

Говорят, однажды писатель Айзек Азимов сказал: «Самообразование – это единственное образование, которое у вас есть». Тяжело с этим спорить, ведь именно вам лучше знать, что вы хотите изучать. Главное – создать эффективный план и неукоснительно ему следовать.

Желаем вам удачи!

В последнее время происходит серьезное реформирование российского образования, в том числе и школ. Наблюдается массовый переход ОУ на применение современных воспитательных и обучающих технологий. Они и способствуют повышению качества образовательного процесса. Кроме того, происходит корректировка работы, связанной с совершенствованием профессионализма учителя.

От чего зависит уровень подготовки педагогов школ?

Для того чтобы учить и воспитывать детей, педагог должен владеть всеми инновациями, вводимыми в образовательную систему. направлено на совершенствование профессиональных навыков, знакомство с новыми методами преподавания конкретных дисциплин. Методическая тема, над которой работает педагог, может быть представлена коллегам во время курсов.

По новым Федеральным государственным образовательным стандартам, каждый учитель обязан постоянно повышать уровень своих педагогических знаний. Для этого ему нужно иметь личную траекторию развития, определенный индивидуальный план самообразования. Учителя математики не являются исключением. Тем более что преподаваемый ими предмет является обязательным для получения аттестата. Самообразование педагога - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая личностью. Ее цель - приобретение четких знаний в педагогической области.

Этапы самообразования педагога

Самообразование учителя по ФГОС состоит из нескольких этапов, заслуживающих внимания:

  1. Подбирается направление, методическая тема.
  2. Формулируется цель, ставятся задачи.
  3. Осуществляется поиск источников для самообразования.
  4. Подбирается форма обучения.
  5. Составляется план самообразования.
  6. Определяются результаты.
  7. Анализируется и оценивается деятельность в ходе самообразования, составляется отчет.
  8. С полученными результатами знакомят коллег по методическому объединению

Для того чтобы составить собственный план самообразования учителя математики по ФГОС, важно иметь полное представление обо всех его деталях.

Определение направления самообразования

Специфика работы педагога такова, что для полноценной деятельности он должен владеть своим предметом, основными методиками преподавания, педагогикой и психологией. Учитель математики обязан владеть высоким уровнем культуры, обладать приемами риторики, быть эрудированным, знать основы мониторинга. Для того чтобы добиться желаемого результата, можно подобрать следующие направления самообразования:

  • Изучение специфики преподаваемого предмета.
  • Педагогическое либо психологическое исследование, связанное с родителями и учениками.
  • Образование педагога в области искусства общения.
  • Изучение педагогических технологий, приемов и методов обучения.
  • Предупреждение преждевременного эмоционального выгорания учителей.

Поиск темы для саморазвития

План "Самообразование учителя математики" должен иметь определенную тему. Существует огромное количество вариантов. У каждого педагога есть возможность подобрать то направление для самообразования, которое соответствует специфике работы всего педагогического коллектива, а также личным интересам самого человека. Обязательным условием является направленность ее на повышение уровня воспитательного процесса, эффективности обучения. В помощь учителям математики предлагаем примерный перечень тем для самообразования:

  • Проектное обучение математике.
  • Интерактивность методик изучения предмета в начальной школе.
  • ИКТ в среднем звене.
  • Развитие критического мышления через
  • математики.
  • Пропедевтика в ОУ.
  • Интегрированный урок.
  • Дифференцированное обучение.
  • Совершенствование методов обучения на уроках математики.
  • Выявление и развитие одаренных школьников.
  • Разработка контрольных работ с целью проверки знаний учащихся по математике.
  • Игровые технологии на уроках.
  • Способы преодоления перегрузок учащихся при выполнении домашних заданий по математике.

Формулирование цели и задач самообразования

В качестве цели самообразования можно рассматривать повышение уровня собственной эрудиции, общей и правовой культуры. Педагог может поставить перед собой цель - изучить и внедрить новые методы, формы, приемы обучения. План самообразования учителя математики по ФГОС - обязательное условие для подачи заявления на получение категории (первой или высшей). Звучать цель должна емко. Она обязана отражать особенности работы педагога. Те задачи, которые являются шагами к достижению поставленной цели, содержит этот план. Самообразование учителя математики аналогично деятельности преподавателей иных учебных дисциплин. Оно обязательно для выполнения.

Часто самообразование направлено на применение при преподавании математики. В этом случае для него обязательно составляется детальный план. Самообразование учителя математики в данном направлении имеет следующую цель: изучение и внедрение ИКТ в предмет. Какие задачи поставить перед собой педагогу в данной ситуации? В первую очередь необходимо найти материал по данной проблеме, пройти курсы, направленные на повышение квалификации, стать участником семинаров и конференций, посетить уроки опытных коллег. Далее можно приступать к разработке комплекта собственных занятий, основным элементом которых станет именно ИКТ. Важно апробировать свою разработку, а результаты представить коллегам.

Поиск круга источников информации

Так как педагог должен самостоятельно добывать знания, ему могут помочь такие источники информации:

  1. Журналы.
  2. Телевидение.
  3. Научно-методическая литература.
  4. Мастер-классы.
  5. Конференции и семинары.
  6. Уроки других педагогов.
  7. Выставки.

Подбор формы самообразования

Существует подразделение форм самообразования на две части: групповые и индивидуальные. В последней форме в качестве инициатора рассматривается сам учитель. А руководитель методического объединения может стимулировать либо инициировать данный процесс. При групповой форме предполагается объединения, курсы повышения квалификации. В этом случае вся группа вырабатывает общий план. Самообразование учителя математики является непрерывным процессом. При этом у педагога есть право на изменение выбранной темы.

Составление плана самообразования

Как происходит самообразование учителя математики? Темы, план, которые выбирает педагог, утверждаются методическим советом школы либо предметным МО. В каждом учебном заведении разработаны свои требования. Но есть и общие рекомендации. Личный план содержит название, цель, задачи, ожидаемый результат, алгоритм действий, предварительные сроки для каждого этапа, способ представления результата работы, форму отчета перед коллегами.

Особенности самообразования педагога

Педагог в рамках повышения уровня своего образования систематически просматривает определенные телевизионные передачи, читает педагогические издания, анализирует материалы по психологии, педагогике, посещает тренинги, семинары и предметные выставки, изучает современные методики, проходит периодические курсы повышения квалификации, проводит открытые уроки, организовывает кружковую и внеклассную деятельность, общается с коллегами.

Как определить результат самообразования?

В любой деятельности должен быть создан какой-то конечный продукт. В связи с этим в личном плане учителя математики обязательно указывается список тех результатов, что достигнуты преподавателем за определенный период. В качестве итогового продукта самообразования педагога на отдельном этапе могут быть представлены пособия, тесты, дидактические материалы, выступления перед коллегами, доклады, сценарии открытых уроков.

Оценка процесса самообразования

В качестве распространенных форм предоставления отчета по можно выделить доклад, публикацию, презентацию проделанной работы перед коллегами по МО. В среднем работа над темой по самообразованию проводится учителем математики 2-4 года. Затем выбирается новое направление исследования.

Пример перспективного плана по самообразованию

Приведем пример самообразовательного плана учителя математики первой квалификационной категории. Его тема: «Формирование компетенций у учащихся путем применения ИКТ на уроках». Цель - создать условия в рамках ФГОС для самореализации личности ученика с учётом индивидуальных склонностей, способностей для раскрытия интеллектуального потенциала, самостоятельности и активности. При этом полученные результаты являются объектом стандартизации.

В этом случае педагог ставит перед собой некие задачи. Он обязан:

  • Изучить нормативные документы, методическую литературу по теме самообразования.
  • Обеспечить использование инновационных современных технологий в рамках ФГОС.
  • Изучить методики преподавания математики.
  • Увеличить интерес воспитанников к информационным технологиям, логическому мышлению.
  • Провести диагностику полученных результатов, познавательных интересов, творческих мотивов обучающихся.
  • Создать условия для полноценного развития деятельности учащихся во время обучения математике, для их нравственного, интеллектуального, духовного развития.

Предполагаемые результаты самообразования могут быть следующими:

  1. Готовность к внедрению ФГОС.
  2. Разработка методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующих образовательных технологий.

Далее предоставляется подробная информация о том, что именно будет делать педагог и какие результаты он хочет при этом получить. Перспективный план составляется на учебный год. Педагог указывает в нем период деятельности над каждым этапом самообразования, а также форму отчета по проведенной работе.

Заключение

Для того чтобы преподавать в современной школе так, как того требуют новые федеральные стандарты, важно постоянно заниматься своим самообразованием, развитием. Именно для этого в должностные требования, разработанные для учителей школ, был введены пункты об обязательном прохождения курсов повышения квалификации, работе по самообучению.

Министерство образования Рязанской области

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Рязанский аграрный техникум»

Согласовано:

Руководитель учебного отдела

Н.А. Лысенко

Индивидуальный план самообразования

на 2013-2016 г.г.

преподавателя специальных дисциплин

Бабкиной Натальи Владимировны

Рассмотрена на заседании

цикловой комиссии

ветеринарно-технологических дисциплин

Протокол № ____от «___» ________ 2013 г.

Председатель ___________ Е.А. Гринник

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и, может быть, я запомню.

Но вовлеки меня, и я пойму".

Китайская мудрость

Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, – одна из важных задач образования.

Целью современного образования являются раскрытие способностей каждого студента, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь готовность обучаться в течение всей жизни.

Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью.

Для современного техникума требуется преподаватель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования. С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе систематически проходить курсы повышения квалификации, заниматься самообразованием по индивидуальной программе развития своего профессионализма.

Общие сведения о преподавателе

Образование: Высшее

Название учебного заведения :

    Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва 1997 год, «Ветеринария» г. Саранск;

    Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И. Скрябина г.Москва 1998 год;

Специальность : Ветеринария

Квалификация : Ветеринарный врач, преподаватель сельскохозяйственных

техникумов и школ

2 Дополнительно:

Дата прохождения курсов

Наименование учреждения

Форма повышения

Название образовательной программы,

кол-во часов

С 31.10.2012 года по 17.11.2012 года

РИРО

Краткосрочное обучение

«Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях СПО и НПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения», 72 часа

С 22.10.2012 года по 12.11.2012 года

РИРО

Краткосрочное обучение

«Сетевое взаимодействие методических служб ОУ СПО и НПО», 108 часов

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА, НАД КОТОРОЙ РАБОТАЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

Тема « Практико-ориентированная направленность учебных занятий как средство формирования профессиональных компетенций »

Срок реализации плана 3 года

Цели самообразования:

    профессиональный рост;

    совершенствование качества и эффективности обучения на занятиях;

    развитие и тренинг логического и творческого мышления;

    стимулирование интереса к познавательной деятельности

обучающихся;

    формирование профессиональных компетенцей у обучающихся на

занятиях.

Задачи самообразования:

    Разнообразить методы обучения с внедрением практико-

ориентированных занятий по специальности.

    Совершенствовать формы и методы контроля и оценку знаний,

умений и навыков студентов.

    Осуществлять индивидуальный подход к обучающимся.

    Стимулировать мыслительную деятельность, повышать

познавательный интерес обучающихся.

    Разработка учебных, методических и дидактических материалов.

Основные направления самообразования:

    Проведение диагностики уровня самостоятельности обучающихся в

формировании общих и профессиональных компетенций и

сформированности умений оценивать, контролировать свою

деятельность.

    Провести теоретический анализ соответствующей педагогической

литературы.

    Внедрение современных форм и методов преподавания в условиях

реализации ФГОС нового поколения.

    Разработать рабочие программы по учебным дисциплинам и

профессиональным модулям в соответствии с ФГОС 3-го поколения.

Источники самообразования:

Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.

Формы самообразования:

    индивидуальная – через индивидуальный план,

    групповая – через участие в деятельности техникума и цикловой комиссии пожарно-механических дисциплин.

Ожидаемые результаты :

    повышение успеваемости и уровня обученности студентов, мотивации к изучению образовательной программы.

    повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

    разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплектов педагогических разработок.

    разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме.

Содержание работы по самообразованию:

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

    Разработать рабочие программу по профессиональному модулю.

    Дополнять и совершенствовать паспорт кабинета.

    Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области сельского хозяйства.

4. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования.

5. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

6. Систематически знакомится с журналы «Специалист».

7. Принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней.

8. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

9. Организовывать внеклассную деятельность.

    Повысить квалификацию на курсах для преподавателей.

    Организация и участие в олимпиадах по профессии.

    Решение задач, тестов и других заданий

Сентябрь 2013

Сентябрь 2013

2013-2016 г.г.

2013-2016 г.г.

2013-2016 г.г.

2013-2016 г.г.

По графику

2013-2015уч.год

2013-2016уч.год

По графику

2013-2016уч.год

2014-2016уч.год

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

2. Чтение научно-методического литературы

3. Обзор в Интернете информации по педагогике, психологии, инновационным технологиям.

Регулярно

Регулярно

Регулярно

МЕТОДИЧЕСКОЕ

1. Совершенствовать знания современного содержания среднего профессионального образования.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.

3. Принимать активное участие в работе цикловой комиссии.

4. Организовать работу со студентами, имеющими повышенный интерес к специальности и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

5. Изучать опыт работы преподавателей своего техникума, города, области через Интернет.

6. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

7. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.

8. Разработка конспектов уроков.

9. Разработка индивидуальных заданий для студентов.

10. Проводить открытые уроки

    Пинимать участие в открытых днях по специальности.

    Разрабатывать разные типы и формы уроков, внеклассных мероприятий.

Регулярно

Регулярно

Регулярно

Регулярно

Регулярно

Один раз за семестр

2013-2015уч.год

Регулярно

2013-2015уч.год

2013-2015уч.год

2013-2015уч.год

Регулярно

ИКТ

    Обзор в Интернете информации по психологии, педагогике, педагогических технологий.

    Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс.

Регулярно

Регулярно

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

2. Вести здоровый образ жизни.

Регулярно

Регулярно

Оценка профессиональной деятельности:

    способ демонстрации результата проделанной работы;

    форма отчёта по проделанной работе.

Преподаватель _______________ Н.В. Бабкина

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

Донбасская юридическая академия

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

ПРОЦЕСС САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТА

Направление магистерской подготовки 40.04.01 Юриспруденция

Магистерская программа по уголовно-правовой специализации

Студент _1_курса 2015 года набора заочной формы обучения

Донецк – 2015

План

Введение

1 Понятия и виды самообразования

2. Развитие самообразование в истории

3. Условия и средства самообразования студентов

Заключение


Введение

Двадцать первый век – век информационного взрываостро усложнил задачи высшей школы. Сегодня образование, полученное в каком-либо учебном заведении, составляет лишь фундамент для непрерывного образования, получаемого, главным образом, за счет самообразования студентов Процесс модернизации образовательной системы, и в частности высшего профессионального образования, ставит задачу подготовки специалистов, умеющих адаптироваться к меняющимся жизненным обстоятельствам, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных задач, критически мыслить, грамотно работать с информацией, заниматься самообразовательной деятельностью

Проблема самообразовательной деятельности очень актуальна.

Квалифицированный работник должен быть конкурентоспособным на рынке труда, компетентным, ответственным, готовым к постоянному профессиональному росту. Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы

В традиционной системе образования студент накапливал знания «на всю жизнь», а новый формат предполагает приобретение им базовых знаний, необходимых «для жизни», т. е. «обучаемый» становится «обучающимся» (если раньше студента учили, то сейчас он должен учиться сам). Поэтому высшее образование призвано давать основу для систематического продолжения образования в течение всей последующей жизни, наряду с общей и профессиональной подготовкой.

1. Понятия и виды самообразования

Самообразование человека - это его целенаправленная систематическая познавательная деятельность, необходимая для решения задач, возникающих на разных этапах жизнедеятельности, и социально значимых задач для удовлетворения своих потребностей в целях не только повышения образовательного уровня, но и получения второй и третьей специальностей. Самостоятельная работа становится необходимой для получения качественного профессионального образования, эффективного включения в профессиональную деятельность и социальную жизнь. И. А. Зимняя считает, что самостоятельная работа обучаемого есть следствие правильно организованной учебной деятельности, мотивирующей самостоятельное ее расширение, углубление, продолжение в свободное время. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексии, самодисциплины и личной ответственности. Являясь одним из видов учебной деятельности, самостоятельная работа рассматривается как важнейший элемент обучения и воспитания студентов.

Сущность и особенности самообразования студентов, по мнению А.В. Дмитриева и Н.Л. Филиппова, заключаются в следующем:

– самообразование студентов – особая сфера их познавательно-практической деятельности, которая имеет относительную самостоятельность, законченность и нуждается в соответствующей

педагогической организации;

Самообразование – это внутренняя потребность. Оно предполагает наличие у студента интереса к такой работе, желание постоянно добывать, расширять, углублять и совершенствовать свои

знания, умения и навыки творческого труда без какого-либо внешнего побуждения;

– самообразование – это такая форма творческой деятельности студентов, в процессе которой они не только достигают цели самообучения (получают систему знания, совершенствуют умения

и навыки, овладевают методикой и техникой такой работы), но и осуществляют самовоспитание (развивают чувства, формируют убеждения, вырабатывают критичность ума и т.д.2).

виды самообразования:

Базовые, или духовные виды самообразования, к которым относятся гносеологическое самообразование (связано со знаниями о познании), нравственное и эстетическое самообразование. При этом само по себе потребление произведений искусства (чтение художественной литературы, посещение театров, музеев изобразительных искусств и т. д.) лишь в той мере может быть отнесено к самообразовательной деятельности, в какой искусство выполняет познавательную функцию; 2) эзотерические (внутренние) виды самообразования. К ним относятся само- образовательное образование, т. е. самостоятельное овладение знаниями о самом самообразовании, самопознавательное самообразование (овладение знаниями о самопознании), самовоспитательное самообразование (овладение знаниями о само- воспитании), валеологическое самообразование (овладение знаниями о том, как быть здоровым, как вести здоровый образ жизни); 3) экзотерические (внешние) виды самообразования: профессиональное самообразование, общественно-политическое (гражданское), правовое, экономическое, семейное, коммуникативное, бытовое и досуговое.

Основные принципы самообразования: непрерывность, целенаправленность, интегративности, единство общего и профессионального культур, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от нижнего уровня к высшему, вариативность и т.д.

Для самостоятельной работы студентов-заочников пред­лагаются такие формы, как работа с первоисточниками, учеб­никами, сборниками педагогических задач и ситуаций, разра­ботка моделей занятий, анализ дополнительной литературы, материалы для участия в круговом семинаре и др. Оценивание результатов самостоятельной работы студен­тов может происходить по рейтинговой системе, что позволит автоматически получить «зачет» по педагогике, успешно под­готовиться к экзамену. Так как активизация самостоятельной познавательной деятельности возможна только при условии развития познавательной активности личности и диалога сту­дента с преподавателем, то в пособии представлены методи­ческие рекомендации по организации преподавателем учеб­ной работы студентов.

2. Развитие самообразования в истории

Развитие самообразования в славянских государствах связанно с историей книжного пользования и чтения и относится преимущественно к XV-XVI вв. В этот период образование становится фундаментом культуры, а культура - фактом самообразования. Основоположником восточноевропейского книгоиздания стал Франциск Скорина в 1517-1518 гг. в Праге выходит в свет славянский Псалтырь, который в то время использовали для обучения грамоте, и который стал своеобразным учебником по самообразованию. Педагогические воззрения Ф. Скорины стали источником мудрости, а его книги - своеобразными учебными пособиями по самостоятельному усвоению знаний. Большое значение придавалось постижению коренных постулатов православия. Изучение их предполагалось как глубокое овладение содержанием священных книг, понимание их смысла, выработка умения их толкования. Основателем книгопечатания в России и на Украине был дьякон церкви «Николы Гостунского Московского Кремля» Иван Федоров (ок. 1510 – 1583). Во времена процветания крепостного права на Руси (XVII - XVIII вв.) самообразованием занимались одиночки, преимущественно выходцы из привилегированных классов. В XVII-XVIII вв. книга получает широкое распространение среди различных слоев населения. Она служит не только источником информации, но и соединяет начальное образование с самообразованием. Школа и распространение книги обеспечили определённый уровень грамотности населения.

Самообразование развивалось не только с ростом числа образованных людей. Делались попытки приобщить наиболее образованную часть общества к чтению и самообразованию с помощью создания монастырских, церковных, школьных библиотек с фондами гражданских книг, среди которых значительно место занимали сочинения античных авторов - Платона, Аристотеля, Цицерона и др. Увеличение числа образованных людей содействовало развитию самообразования, так как чтение для них стало основой получения самостоятельных знаний.

Существенное влияние на развитие просвещения и идеи самообразования оказал гений М.В. Ломоносова. Создатель первого русского университета своей образованностью, кругозором знаний и научной эрудицией во многом был обязан самообразованию. Труды М.В. Ломоносова полны призывов усваивать науку, совершенствоваться в своих знаниях, использовать книгу для обогащения ума. В становлении самообразования его «Риторика» (Краткое руководство к красноречию) сыграла важную роль, её рассматривают как начало теоретического обоснования прозаического русского языка. Одно из главных ее назначений состоит в том, что она стала едва ли не первой отечественной книгой для чтения и самообразования.

Наибольшего расцвета самообразование достигло в XIX веке. Это было связанно с огромными социальными изменениями в общественной жизни, подъемом революционного движения, отменой крепостного права, приобщения к общественной деятельности широкого круга разночинной интеллигенции.

Отдельно следует отметить такую яркую личность в истории русской культуры и просвещения, как А.Т. Болотов (1738-1833). Он впервые заявил в России о самообразовании и его научных основах. Интереснейшие суждения высказаны им в области педагогики, психологии, политэкономии. Все свои обширные познания он приобрел в результате опорной самостоятельной работы. Его труды издавались и были популярны в обществе. К 60-м годам прошлого столетия стремление к созданию работы по самообразованию оформилось в заметное движение в различных общественных кругах.

В 1891 году при Педагогическом музее Военно-учебных заведений возник «Отдел самообразования», который поставил своей целью содействовать самообразованию посредством составления особых программ для чтения с указанием научной литературы. Этот почин принадлежал Н.А. Рубакину, профессору Н.И. Карееву, В.Н. Мякотину, В.И. Селиновскому, генералу Н.А. Макарову. По мнению инициаторов, этот отдел имел ввиду помогать тем читателям, которые оказались не по силам московские «Программы домашнего чтения», изданные Комиссией домашнего чтения при «Обществе распространения технических знаний».

Вопросам индивидуализации самообразовательной познавательной деятельности в теории Н.А. Рубакина привлекли внимание Н.К. Крупской. Разработка проблем самообразования в трудах Н.К. Крупской идёт в двух направлениях: изучение мотивов самообразовательной деятельности и изучение индивидуальных запросов личности. На этих основаниях разрабатывалась ее методика самообразования. Н.К. Крупская рассматривала его как деятельность, помогающую в решении важнейших государственных задач. Среди них на первый план выдвигается стремление понять производственную квалификацию. Крупская впервые подняла вопрос о создании систематической программы общего образования для сферы самообразования.

К организации самообразования вновь пришлось обратиться в годы Великой Отечественной войны. Это было связанно с тем, что взрослых на предприятиях вынужденно заменили учащиеся старших классов, которые, работая сутками, не имели возможности получить полноценное школьное образование. Кроме того, эвакуация жителей европейской части Советского Союза поставила школы в трудное положение, школьные классы были перегружены, не хватало учителей, значительная часть учебной работы выносилась на дом. Указанные причины вызвали необходимость ориентировать учащихся школ, рабочую молодежь на самообразование, привлечь школьника к активной деятельности по овладению знаниями, и не только учиться самому, но и учить в какой-то мере других. В 40-50-е гг. значительных исследований по проблеме самообразования не наблюдается.

В последние годы в педагогике характеризуются новым шагом в развитии педагогической науки, увеличению доли её теоретического значения.

3. Условия и средства самообразования студентов

Эффективность педагогического процесса зависит от способности преподавателей педагогически грамотно управлять самообразованием студентов, от готовности воспитанников к самообразованию и от соответствующего средства. Каждый преподаватель целенаправленно действует на личность студента, т. е. осуществляет внутреннее (педагогическое) управление воспитанниками, их образованием, развитием, профессиональной подготовкой и тому подобное.

Рассматривая педагогический процесс как условие самообразования студентов, приходится учитывать, в частности, необходимость формирования умений личности осуществлять самоконтроль результатов своей деятельности.

Каждому уровню готовности студентов к самообразованию соответствуют этапы, на которых применяются определенные педагогические средства воспитания и образования студентов.

Реализация в педагогический практике целостного специально сконструированного педагогического средства, а также системное взаимодействие преподавателей с воспитанниками вызывают соответствующий отклик со стороны последних. При условии благоприятного воздействия на студентов те активно занимаются самообразованием.

Участвуя в реализации специально организованного педагогического процесса, студенты осваивают цели его функционирования, постепенно осознают их актуальность, понимают необходимость, а позже чувствуют необходимость содействовать их достижению. Воспринимая цели, поставленные преподавателем, как личные, они начинают сознательно стремиться к их достижению. Из этого, скажем, зарождается внутреннее управление (самоуправление) личности процессом самообразования в соответствующей педагогической практике. Тогда целостное педагогическое средство, реализуется на практике, и становится средством самообразования личности.

Если в педагогическом процессе происходит целенаправленное развитие готовности личности студентов к самообразованию, то в них растут потребности в новых знаниях, в улучшении личностных черт, повышается уровень сформированности знаний по учебным предметам, умений работать с источниками информации, совершенствуются организационно-управленческие умения. С повышением уровня готовности личности к самообразованию по воле преподавателя меняются взаимоотношения последнего с воспитанниками в учебно-воспитательном процессе, а также целостное средство воспитания и обучения молодежи. В таком понимании целостный педагогический процесс является ведущим средством самообразования студентов.

Таким образом, создавая в педагогической практике условия, благоприятные для самообразования личности, преподаватели побуждают студентов привлекаться не только к решению задач воспитания и образования, но и к сознательно осуществляемой субъективной деятельности по самообразованию непосредственно в педагогическом процессе. Достичь этого можно тогда, когда воспитанники воспримут спланированное преподавателями целостное педагогическое средство как собственное, почувствуют себя полноправными участниками педагогического процесса, которые несут ответственность за его результаты. Необходимо так организовать взаимоотношения между преподавателями и студентами, чтобы последние могли сознательно и системно управлять своей деятельностью, в частности самообразовательной. Целостное управлениесамообразованием студентов в педагогической практике должен составлять синтез педагогического управления и самоуправления личности.

Другим важным средством самообразовательной деятельности студентов являются мероприятия, которые планируются и реализуются по их собственной инициативе (домашняя работа по реализации собственных планов, коллективные семинары, кружки, организованные студентами и т.д.). Если по педагогическому процессу студенты только выполняют указания преподавателей, в частности в организационно-управленческом аспекте, то организация мероприятий вне педагогических процессов требует от них мобилизации усилий по самообразованию путем поиска и усвоения социального опыта. К средствам самообразования, организуемые студентами, принадлежат мотивы, цели и содержание самообразования, методы и формы самостоятельного поиска и усвоения социального опыта, обусловленные готовностью личности к самообразованию, результаты самодеятельности, методы и формы ее самоконтроля, самоанализа и самооценки.

Результаты самообразования студентов (знания, умения, навыки, приобретенные личностные черты) во многом определяются не только мотивами, целями и содержанием, но и составом действий студентов, усилиями, которые прилагают студенты, в поиске и усвоении содержания самообразования. Поэтому их органично связывают с другими компонентами рассматриваемого средства самообразования студентов.

Результаты самообразования служат важным показателем качества функционирования процесса самодеятельности студентов при соотношении их с целями и задачами. Осуществить подобное соотношение можно с помощью самоконтроля, самоанализа и самооценки. Сущность самоконтроля состоит в том, что результаты самодеятельности сравниваются с содержанием самообразования самими студентами. Самоанализ заключается не только в том, чтобы отразить результаты самообразования, но и в том, чтобы выяснить причины, обусловившие их, особенности, которые характеризуют зависимость результатов от способов самодеятельности личности, от факторов, которые были выбраны. Самоанализ является важным источником самооценки качества функционирования процесса самообразования. При этом важно подчеркнуть значимость самооценки для самостоятельности студентов вообще.

Заключение

Самообразовательная деятельность студента - это такая его деятельность, которая внешне управляется педагогом и одновременно самоуправляется студентом. Вместе с тем самообразование - это средство самовоспитания, поскольку способствует работы студентов, позволяет человеку адаптироваться к меняющимся условиям и содержанию профессионального труда, способствует повышению профессиональной компетентности.

Таким образом, самостоятельная работа студентов является необходимым условием развития и формирования готовности и опыта самообразовательной деятельности. Наиболее эффективными ее формами являются частично-поисковая и исследовательская, которые дают возможность обучающемуся занять позицию субъекта творческой деятельности, сформировать определенный положительный опыт ее осуществления овладения навыками. Творческая деятельность в получении, отборе и переработке информации диктуются, скоростью распространения информации и рынком труда. В связи с этим перед высшей школой встают задачи:

Создания среды, стимулирующей образование;

Обучения умениям и навыкам самообразовательной деятельности;

а перед личностью возникают проблемы:

Поиска путей обучения самостоятельно пользоваться разнообразными источниками информации в соответствии со своими интересами и индивидуальным темпом обучения;

Как совершенствовать умения образования в условиях меняющихся ориентиров на рынке труда.

Список использованной литературы:

1. Айзенберг А.Я. Самообразование, история, теория, современные проблемы. Учебное пособие для вузов. –М., 1986.

2. Дмитриев А.В., Филиппов Н.Л. Научная организация учебного труда слушателей: Уч. пособие. Уфа: Уфимская высшая школа МВД РФ,2005. С. 44.

3. БАЙЛУК В. В. Человекознание. Самообразовательная и самовоспитательная реализация личности как закон успеха: моногр. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2012

4. Громкова М.Т. Педагогические основы образования взрослых. –М., 1993

5. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях //Вопросы психологии – 1997. - №4- с. 28-38

6. Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1964. Т.1. С. 211.