К середине 1980-х годов в СССР наступил экономический, социальный и политический кризис. Он выражался в падении темпов роста промышленности, снижении уровня жизни населения, усилении коррупции, развитии теневой экономики. Страна стояла на пороге перемен. Начало перестройки связано с именем М.С. Горбачева, который в марте 1985 г. стал Генсеком ЦК КПСС. В апреле 1985 г. был провозглашен курс на ускорение социально- экономического развития. Предусматривалось усовершенствовать структуру управления народным хозяйством, за счет скрытых резервов в короткий срок добиться подъема экономики, преодолеть материальное положение народа. Но справиться с кризисом не удалось. По мере усугубления перестроечных процессов выявилось необходимость политической реформы. Без обновления политики новые экономические методы хозяйствования не могли дать результатов. Горбачев пошел на демократизацию политики. Гласность – объективное освещение всех сторон жизни общества. Был провозглашен курс на создание в СССР правового государства. Здесь выдвигалось четкое разграничение функций партийных и советских органов, формирование новых органов власти, проведение первых демократических выборов народных депутатов. Изменилась структура управления: Горбачев был избран главой государства – Председателем Верховного Совета СССР, а в марте 1990 г. – Президентом СССР с правом издавать указы и постановления, которые имели силу закона. Из Конституции СССР была исключена 6 статья о руководящей роли КПСС, стали возникать различные партии и общественные движения.

20. Новое политическое мышление: достижения и проблемы

Это коренное изменение внешнеполитического курса СССР на рубеже 1980 – начале 1990-х гг. 27 съезд партии сделал вывод о смертельной опасности ядерного оружия и гонки вооружений, о целостности и взаимозависимости современного мира. Этот вывод исключал вмешательство в дела других государств и означал отказ от решения международных проблем силой оружия. Благодаря перестройке и новому политическому мышлению в отношениях между СССР и США произошел переворот от гонки вооружений к взаимопониманию. Пришел конец «холодной войне». Состоялись советско- американские встречи (5 раз с Р. Рейганом). На основе взаимной договоренности в Европе к 1990 г. были ликвидированы советские и американские ракеты средней и малой дальности.

Улучшались отношения СССР с КНР. В мае 1989 г. впервые за последние 30 лет состоялся визит главы СССР в Китай. Установлены дипломатические отношения с Южной Кореей.

В начале 1989 г. были выведены войска из Афганистана. Была достигнута договоренность о прекращении поставок советского и американского оружия в Афганистан.



Развал социалистической системы привел к прекращению деятельности СЭВ и Организации Варшавского договора. В Европе остался только один военный блок – НАТО. СССР заключает соглашения со всеми восточноевропейскими государствами о выводе из них советских войск.

СССР признает Всеобщую декларацию прав человека.

В итоге новый внешнеполитический курс СССР создал благоприятную атмосферу для ликвидации последствий «холодной войны» и установления нормальных международных отношений.

20. Распад СССР. Создание СНГ.

Причины: Союзные республики стали освобождаться от власти союзного центра. 12 июня 1990 г. принята Декларация о государственном суверенитете РФ. В марте 1991 г. предпринята попытка сохранения СССР. (отказались от единства Прибалтика, Грузия, Армения и Молдова). Предприняты попытки подписания нового Союзного Договора (по нему республики, вошедшие в новый Союз получали больше прав). Против такого решения 19 августа 1991 г. выступила часть партийного руководства, объявившая о создании ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению). В стране вводился режим чрезвычайного положения. Члены ГКЧП рассчитывали на поддержку народа, но он выступил за Ельцина и его сторонников. Все это ускорило распад СССР. Итог: 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще под Брестом руководители Белоруссии – Шушкевич, РФ – Ельцин, Украины – Кравчук подписали соглашение о создании СНГ. 25 декабря 191 г. Горбачев сложил с себя полномочия Президента СССР.

21. Российская Федерация 1992 -2004 гг.

1992 г. – между Россией и США подписана Декларация о прекращении «холодной войны». 11-12 декабря 1993 г. назначались выборы в Государственную Думу, которая должна была заменить Верховный Совет. Верховный Совет отказался подчиняться указу о роспуске высшего законодательного органа. 3 октября Верховный Совет РФ попытался взять власть в свои руки и отстранить Ельцина. (взята московская мэрия, организован штурм Останкино). Ельцин объявляет о чрезвычайном положении в Москве, ввел в столицу войска и назвал действия Руцкого и Хасбулатова «вооруженным фашистско- коммунистическим мятежом».(отказ Верховного совета подчиняться Президенту). Утром 4 октября обстрелян Белый дом. С обеих сторон погибло 150 человек. Поражение парламентской стороны. Итог: 12 декабря 1993 г. принята конституция РФ, по которой президент становится одновременно и главой государства и главой правительства.

1994 г. – начало военный действий в Чечне.

1996 г. избрание Б.Н. Ельцина Президентом на второй срок.

1999 г. – Выборы в Гос. Думу, назначение В.В. Путина и.о. президента в связи с отставкой Ельцина.

2004 г. Избрание Путина на второй президентский срок.

Задание в тестовой форме к теме « Россия в начале 20 века»

Укажите один правильный ответ:

А1 Какое событие из названных произошло в период пере­стройки?

1) развернулось диссидентское движение

2) отменена 6-я статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС

3) сформулирована концепция построения развитого со­циализма

4) разработана «Продовольственная программа»

А2 Что из названного характерно для периода перестройки социализма?

1) политика гласности

2) широкое распространение самиздатовской продукции

3) введение партийного контроля за деятельностью право­защитных организаций

4) преследование диссидентов

А3 Комиссия по реабилитации жертв сталинских репрессий была создана

1) в 1985 г. 3) в 1990 г.

2) в 1987 г. 4) в 1991 г.

А4 XIX партконференция, на которой была принята про­грамма политических преобразований, состоялась

А5 Какое событие из названных произошло в 1989 г.?

1) состоялся XXVII съезд КПСС

2) начата антиалкогольная кампания

3) провозглашена программа формирования правового государства

4) состоялись выборы народных депутатов СССР

А6 Недовольство ряда членов КПСС политикой М.С. Горбачева было вызвано

1) критикой в адрес КПСС

3) разрешением многопартийности

4) нерешительностью проведения экономических реформ

А7 Н. Андреева в статье «Не могу поступиться принципами»

1) отстаивала идею сохранения политических традиций советского общества

2) высказывала мысль о необходимости дальнейшей демократизации общества

3) призывала к развитию институтов гражданского общества

4) призывала к созданию демократических партий

А8 Выборы первого Президента РСФСР состоялись

А9 М.С. Горбачев был избран Президентом СССР

1) в ходе всеобщих и равных выборов

2) на заседании съезда народных депутатов

3) на заседании Президиума Верховного совета СССР

4) на заседании ЦК КПСС

А10 В ходе процесса реабилитации было восстановлено доброе имя

1) политических заключенных, подвергшихся репрессиям в 30-50-е гг.

2) диссидентов, осужденных в 60-80-е гг.

3) членов политической оппозиции 1918-1923 гг.

4) граждан, осужденных по обвинению в незаконном предпринимательстве в «андроповский период»

Новое политическое мышление: достижения и проблемы

А1 Какое положение из названных характеризует внешнеполитический курс М.С. Горбачева?

1) введение моратория на испытания ядерного вооружения

2) провозглашение политики ограниченного суверенитета по отношению к капиталистическим государствам

3) размещение ракет на Кубе

4) политика принуждения к миру

А2 Какое событие из названных произошло в 1985 г.?

1) рухнула Берлинская стена

2) состоялась встреча М.С. Горбачева и Р. Рейгана в Рейкъявике

3) сформулированы положения нового политического мышления

4) в СССР начался переход к рыночной экономике

А3 Соглашение между НАТО и ОВД о взаимном сокращении сил в Европе было подписано

1) в 1987 г. 3) в 1992 г.

2) в 1990 г. 4) в 1994 г.

А4 Какое положение из названных характеризует «новое политическое мышление»?

1) призыв к разрешению конфликтов за столом переговоров

2) стремление установить ядерный паритет с США

3) ведение политики «умиротворения агрессоров»

4) продолжение «холодной войны»

А5 Определите причину распада Организации Варшавского договора.

1) усиление НАТО

2) прекращение «холодной войны»

3) вступление СССР в Совет Европы

4) демократизация политических режимов в странах соцлагеря

А6 Советские войска были выведены из Афганистана

1) в 1985 г. 2) в 1989 г.

3) в 1990 г. 4) в 1992 г.

А7 Военный союз бывших социалистических стран прекратил свое существование

1) в 1986 г. 3) в 1991 г.

2) в 1988 г. 4) в 1993 г.

А 8 В период реализации политики «нового политического мышления» были улучшены отношения между СССР и

1) Индией 3) Ираном

2) Китаем 4) Афганистаном

А9 Что из названного является одним из результатов внеш­ней политики М.С. Горбачева?

1) роспуск военных блоков

2) увеличение расходов на вооружение

3) сокращение численности Советской Армии

4) участие в западноевропейской интеграции

А10 Военная операция США и ряда европейских государств «Буря в пустыне» была проведена по решению Совета Безопасности ООН в 1991 г.

1) в Ираке

2) в Иране

3) в Афганистане

Урок ___ РАЗВИТИЕ ГЛАСНОСТИ И ДЕМОКРАТИИ В СССР

Общие цели: охарактеризовать обучающимся политику «пе­рестройки» и «гласности».

Вспомогательные цели: охарактеризовать политику «глас­ности» М. С. Горбачева; определить направление взглядов на прошлое и будущее страны, которые наметились в средствах массовой информации.

Дополнительные цели: сопоставить, сравнить «оттепель» Н. С. Хрущева и политику «гласности» М. С. Горбачева; выска­зать свою точку зрения о неизбежности политического раскола в период руководства М. С. Горбачевым КПСС и Советским госу­дарством.

Основные понятия и термины: гласность, демократия, по­литический плюрализм, номенклатура, демократическая транс­формация общества, державно-патриотические взгляды, право­вое государство.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания.

Проверка составленных тезисов по теме «Сущность пере­стройки».

II. Изучение нового материала.

    Расширение гласности.

    Переосмысление прошлого и будущего.

    Политический раскол советского общества.

1. Расширение гласности.

В 1986 г. XXVI съезд КПСС - обозначена идея «гласности». Предполагалось, что гласность должна быть средством укрепле­ния социализма, упрочнения веры масс в возможность искоре­нения негативных явлений в обществе и повышения активности граждан.

Задание обучающимся: ознакомиться с учебным ма­териалом § 40 (с. 378-379) и выполнить задания:

    Перечислите события, явления, отражающие действия по­литики «гласности».

    Установите особенности политики «гласности».

    Какую роль сыграла политика «гласности» в разрушении коммунистической системы?

    Какие противоречия содержала политика «гласности»?

С целью определения роли средств массовой информации (СМИ) в период гласности целесообразно предоставить воз­можность выступить обучающимся с подготовленным заранее сообщением «Роль средств массовой информа­ции в расширении процесса гласности».

2. Переосмысление прошлого и будущего.

Начинается процесс переосмысления прошлого и будущего:

1987 г. - создана Комиссия по реабилитации жертв поли­тических репрессий 1930-1950-х гг.

Задание обучающимся: высказать свою точку зре­ния по вопросу № 5 (с. 387): «Был ли неизбежен политический раскол общества, происшедший в период руководства М. С. Гор­бачева КПСС и Советским государством?».

Фрагмент из книги А. Собчака «Вхождение во власть»:

«Без радикального обновления существующих структур вла­сти движение вперед так же невозможно, как вчера без отмены шестой статьи Конституции.

Уверен, что политик Михаил Горбачев не может не пони­мать этого. Другое дело, что у Президента СССР Михаила Гор­бачева могут быть свои резоны: яблоко должно упасть, когда оно созреет. Не раньше. И, во всяком случае, не президенту тря­сти яблоню.

Но яблоко может сгнить и на ветке. Особенно, если оно уже с червоточиной».

Объясните, в чем смысл предупреждения А. Собчака?

III . Закрепление нового материала.

Перечислите события, явления, отражающие действия по­
литики «гласности».

Назовите причины возникновения раскола в партийном
руководстве, обществе.

Домашнее задание. § 40. Знать новые понятия, термины, да­ты и события.

Письменно ответить на вопрос № 1 (с. 387):

    Что общего у «оттепели» хрущевского времени и политике «гласности» М. С. Горбачева? Чем они различаются?

    Самостоятельно определите критерии сравнения. Ответ оформите в виде таблицы.

Предварительный просмотр:

Название предмета История

Класс 11

УМК Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т. Петров Ю.А. «История России. XX – начало XXI века». Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений.- 10-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011.

Уровень обучения базовый

Тема урока Развитие гласности и демократии в СССР

Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1.

Место урока в системе уроков по теме - урок № 53 в разделе 8.

Цель урока: с формировать представление о причинах, сути и последствиях перестройки в СССР

Задачи урока

Образовательные: определить сущность политики «гласность», проанализировать ее, выделить причины развития гласности в годы перестройки; охарактеризовать ее достижения и издержки.

Воспитательная: Формировать уважение к правам человека и убеждение в том, что их необходимо защищать.

Развивающие: у меть рационально выполнять задания, решать проблемы, выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи, актуализировать ранее полученные знания при изучении нового материала.

Планируемые результаты

Знать

- сущность понятия «гласность», причины развития гласности и последствия ;

- определения понятий: «перестройка», гласность;

Уметь - высказывать и аргументировать свое суждение;

Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и на этой основе реконструировать образ исторического прошлого.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- определять собственную позицию по отношению к гласности;

- собирать и анализировать воспоминания членов семьи, людей старшего поколения о жизни в годы «перестройки»; представлять их в виде устной или письменной презентации

Техническое обеспечение урока Учебники, рабочие листы, документы, презентация, видеосюжеты, таблица

Тип урока комбинированный

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока

  1. Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т.. «Методические рекомендации по использованию учебников: Н.В. Загладин «Всемирная история. XX век» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровнях и Программа курса»
  2. Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. «Тестовые задания по истории России. 11 класс», М.: Русское слово, 2015.
  3. Козленко С.И.. «Методические рекомендации по использованию учебников: Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров, «История Отечества. XX - начало XXI века» (11 класс) М. Русское слово, 2011.
  4. Колосков А. Г. История России. 20 век. Дидактические материалы. М. Дрофа. 2000год.
  5. Маркин С.А. История. ЕГЭ. Картографический тренинг, Ростов н Дону «Феникс» 2016., 159с
  6. Пазин Р.В. История. 10-11кл. Тематические задания высокого уровня сложности ЕГЭ. Ч.2Ростов на Дону «Легион», 2014 -320с
  7. Симонова, Е.В. Тесты по истории России: 11 класс: к учебнику Н.В. Загладина, С.И. Козленко, С.Т. Минакова, Ю.А. Петрова «История России. XX - начало XXI века. 11 класс» / Е.В. Симонова. - М.: Издательство «Экзамен», 2011.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку

Готовность к уроку

  1. Актуализация знаний

Задание №1. Р ассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

На первом этапе проведения политики перестройки для преодоления кризисных явлений в экономике М. С. Горбачёвым был провозглашён курс на ускорение социально-экономического развития страны на основе научно-технической революции и активизации «человеческого фактора».

Какие меры экономической политики проводились на втором этапе перестройки? Назовите не менее трёх мер. Какими причинами было вызвано их применение? Укажите не менее трёх причин.

Задание №2 . Сравните характер экономических реформ в СССР, проведённых Н. С. Хрущёвым и М. С. Горбачёвым. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что - различным (не менее трёх различий).

1. Могут быть названы следующие меры экономической политики в СССР на втором этапе перестройки:

1) с 1987 г. стали проводиться реформы, предусматривающие переход на полный хозрасчёт, самоокупаемость, самофинансирование и самоуправные;

2)предприятиям было дано право самостоятельно выходить на внешний рынок;

3)вновь принятые законы давали право заниматься частной деятельностью;

4),директивный план заменялся государственным заказом;

5)в сельском хозяйстве признавалось равенство всех форм собственности;

6) предоставлялось право аренды земли, организации фермерских хозяйств.

2.Могут быть указаны следующие причины проведённых мер:

1)неэффективность проведения курса на ускорение социально-экономического развития страны;

2)расчёт на энтузиазм рабочих не приносил результатов;

3)предложенный курс на ускорение не изменял сущности директивной экономики;

4)запланированное повышение качества продукции (введение госприёмки) не могло осуществиться увеличением контролирующего аппарата;

6)отсутствие возможности научно-технической модернизации предприятий в условиях углубляющегося экономического кризиса.

В качестве общего могут быть названы:

1)советская общественно-политическая система;

2)административно-командная система управления экономикой;

3)влияние партийно-государственных решений на развитие экономики;

4)проведение реформ «сверху»;

5)государственное централизованное планирование и распределение ресурсов (для перестройки - частично).

Различия:

Реформы под руководством Н.С. Хрущёва

  1. Реформирование системы управления промышленностью
  2. Упразднение ряда отраслевых министерств.
  3. Создание территориальных органов управления - советов народного хозяйства, республиканских СНХ, ВСНХ.

Реформы под руководством М.С. Горбачёва

  1. Попытка проведения курса на ускорение социально-экономического развития на основе технического перевооружения промышленности и активизации «человеческого фактора»
  2. Развитие кооперативного движения, появление частного сектора
  3. На основе концепции перехода к регулируемой рыночной экономике - перевод предприятий на аренду, постепенное разгосударствление собственности
  4. Отказ от монополии внешней торговли
  1. Мотивация к изучению новой темы.

Еще в 1918 году профессор С.А. Котляровский написал: “Путь к возрождению ведет через незримые слезы великого покаяния”. Давайте задумаемся над этими словами... Справедливы ли они?

  • Что с собой представляла духовная сфера в период “застоя”?
  • О чем пойдет речь на уроке?

Высказывания учащихся.

1. Марксизм-ленинизм, как официальная идеология.

2. Руководство КПСС сферой культуры, цензура, преследования инакомыслия

3. Изоляция от многих явлений мировой культуры.

4. Официальный атеизм

5. Недостаточное финансирование науки и образования.

Формируют тему и цели урока

IV. Изложение новой темы

1. Расширение гласности

Горбачевская революция началась скромно: с освобождения исторической памяти, печатного слова, живой мысли.

Итак, на первом этапе для Горбачева – «гласность»- средство обновления скомпрометированной идеологии.

Главные лозунги : «Назад к Ленину!», «Больше социализма!»

Главная цель – создание «социализма с человеческим лицом».

Работая с п. 1 стр. 379-381 назовите то, что было характерно для этого периода.

Повышение роли СМИ, личное участие руководства КПСС в работе с творческой интеллигенцией;

Демократизация образования, попытки реформы школы;

Оживление работы партийных изданий.

2. Переосмысление прошлого и ориентиры на будущее

Самостоятельно прочитайте п. 2. стр.381-384 и выпишите в тетрадь, что является достижением гласности и что – издержками гласности

После выполнения коллективное обсуждение, сверяют по слайдам №10-19

3. Политический раскол советского общества

Самостоятельное чтение учебника с составлением смыслового плана.

Был ли неизбежен политический раскол общества, происшедший в период руководства М.С. Горбачева КПСС и Советским государством?

Составляют план к подпункту «Политический раскол советского общества».

Отвечают на вопрос.

V.Первичное применение новых знаний

Продолжите фразы:

  1. Вторая волна «оттепели» в культурной жизни была вызвана_____________
  2. Сложности и противоречия в политике гласности объясняются _________
  1. Главным результатом политики гласности стало ____________

ОТВЕТ: необходимостью реформаторов прочнее опереться на общественное мнение, для обоснования правильности проводимого курса

ОТВЕТ: политика гласности не означала свободу слова, это было лишь разрешение говорить то, что требовалось руководству. Общество оказалось во многом не подготовлено к стремительной и радикальной переоценке ценностей.

ОТВЕТ: то, что она превратилась из политического лозунга в мощное средство реформирования общества, определила необратимый характер перемен.

VI. Первичное закрепление

Кроссворд

По горизонтали: 3. Драматург, автор пьесы «Дальше…Дальше… Дальше…» 5. писатель, автор повести «Ночевала тучка золотая» 6. Писатель, народный депутат СССР, автор повести «А зори здесь тихие…»

По вертикали: 1. Писатель, главный редактор «Нового мира» 2. Советский кинорежиссер - документалист, автор фильма «Легко ли быть молодым?» 4. Кинорежиссер, автор фильма «Мой друг Иван Лапшин»

1 з

2 п

3 ш

4 г

5 п

7 в

VII. Подведение итогов урока

Прокомментируйте мысль политолога А. Ципко: «Не каждый народ в состоянии выдержать такой мощный напор всесокрушающей правды, от такого веса правды душа может надломиться».

Высказывают свое мнение.

VIII. Инструктаж домашнего задания

§40, задание № 1 (Что общего между «оттепелью» хрущевского времени и политики гласности Горбачева М.С.?)

Записывают домашнее задание.

IX. Оценки Рефлексия


ерестройка в духовной и культурной жизни общества называлась «гласность». Сам термин «гласность» впервые прозвучал в выступлении М.С. Горбачева на XVII съезде КПСС (февраль 1986 г.). Девизы «гласности»: «Больше демократии, больше социализма!»; «Назад, к Ленину!».

Для поддержки перестройки руководство страны допустило «гласность».

Политика «гласности» предусматривала.

1. Смягчение цензуры и разрешение издания новых газет.

2. Возникновение многочисленных общественных объединений в поддержку перестройки.

3. Широкое обсуждение нового правительственного курса на массовых митингах граждан.

4. Развертывание на страницах периодических изданий дискуссий о выборе пути общественного развития.

С самого начала «гласность» вовсе не означала свободу слова. Это была полусвобода слова – разрешение говорить лишь то, что требовалось руководству. Однако в дальнейшем «гласность» вышла из под контроля партии и правительства.

В чем проявлялась «гласность»?

1. Разрешили публиковать литературные произведения, не допущенные в печать во времена Л.И. Брежнева:

· «Дети Арбата» А. Рыбакова;

· «Белые одежды» В. Дудинцева;

· «Зубр» Д. Гранина;

· «Исчезновение» Ю. Трифонова;

· «Жизнь и судьба» В. Гроссмана;

· «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина;

· «Мы» Ев. Замятина;

· «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка;

· «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море» А. Платонова;

· Стихи Н. Гумилева, М. Волошина;

· Произведения И. Шмелева, В. Набокова и др.;

· Н. Бердяева, В. Соловьева, П. Сорокина, В. Розанова, Л. Лосского, А. Лосева и др.;

· работы А.И. Солженицына.

В них поднимались проблемы о судьбах интеллигенции, национальных отношений в годы сталинского режима, жизнь в ГУЛАГе, раскрывались истоки и смысл русского коммунизма, проблемы самобытности российской истории и др.

В течение всех лет перестройки шли горячие дискуссии о направлении и путях дальнейшего развития общества (И. Шмелев, О. Лацис, В. Селюнин, И. Клямкин). Самыми популярными были: газета «Аргументы и факты», журнал «Новый мир».

2. Гласность коснулась и телевидения, кинематографа, театра, музыки, изобразительного искусства. Новые популярные передачи появились на телевидении: «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо» и др. Всю страну потряс фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние». Это название стало призывом к партии – взять на себя ответственность за 70-летнюю трагедию и покаяться. В ответ – молчание.

3. Со времен Н.С. Хрущева возобновилась и продолжилась реабилитация жертв сталинских репрессий. За три года работы комиссии по реабилитации (с 1987 г.) были пересмотрены все сфальсифицированные при Сталине политические процессы 1930-х гг., реабилитированы Н. Бухарин, А. Рыков, Л. Каменев, Г. Зиновьев и др. Началась научная разработка проблем сталинизма. Историков допустили работать в секретные фонды архивов. Были найдены новые факты, особенно по сталинским временам, были открыты неизвестные страницы истории Советской России.

4. Произошли перемены во взаимоотношениях церкви и государства. В 1988 году прошли юбилейные торжества в связи с 1000-летием крещения Руси. Были зарегистрированы новые религиозные общины, открыты духовные учебные заведения. Верующим стали возвращать отобранные ранее культовые здания. Началось восстановление старых и строительство новых храмов.

5. Убрали «железный занавес». Советский народ увидел жизнь западного мира.

От критики сталинизма перешли к критике КПСС.

Из Конституции убрали ст. 6 «О руководящей и направляющей роли КПСС». Появилась многопартийность.

В целом «гласность» вскрыла внутренние проблемы и показала советскому народу западный мир с его демократическими традициями.

Издержки «гласности». Критика сталинизма не оставила равнодушными сторонников Сталина. В марте 1988 г. в газете «Советская Россия» было помещено обширное письмо преподавателя химии из Ленинграда Нины Андреевой под заголовком «Не могу поступиться принципами». В нем открыто осуждалась политика «гласности» и перестройки, ревизия марксизма-ленинизма. Андреева призывала защитить Сталина. Горбачев находился в это время за границей. Только через месяц в «Правде» (газета эта отражала официальную точку зрения ЦК) появилась ответная статья с резкой критикой сталинизма. После этого в печати вновь поднялась волна критики сталинизма, тоталитарной системы, возобновилась дискуссия о путях развития советского общества. Гласность вскрыла внутренние проблемы и показала советскому народу западный мир с его демократическими традициями.

· Общество оказалось во многом не подготовлено к стремительной переоценке ценностей. Обнародование ранее тщательно скрывавшихся фактов вызвало растерянность, душевный надлом.

· Началась «утечка мозгов» за границу.

· «Гласность» способствовала резкому столкновению идейных социальных, политических, национальных течений, групповых интересов.

· Складывалось впечатление беспросветности нашего существования. Тем не менее «гласность» во многом определила необратимый характер перемен.

Внешняя политика советского

Правительства во второй половине 80-х годов. «Новое политическое мышление»

М.С. Горбачева: достижения, потери

С

приходом к власти М.С. Горбачева наметились изменения внешнеполитического курса. Была разработана новая философско-политическая концепция, которая получила название «новое политическое мышление» . Мир признавался целостным и неделимым. Мы отказались от решения международных проблем силовыми методами.

Вместо Громыко министром иностранных дел был назначен Шеварднадзе.

· Нормализация отношений Восток-Запад через разоружение.

· Урегулирование региональных конфликтов, начиная с Афганистана.

· Расширение экономических связей со всеми государствами, независимо от их ориентации.

Е направление

· После встреч М.С. Горбачева с президентами США (Р. Рейганом, затем Дж. Бушем) были подписаны соглашения об уничтожении ядерных ракет средней и меньшей дальности (декабрь 1989 г.) и об ограничении стратегических наступательных вооружений (июль 1991 г.).

· В ноябре 1990 г. было подписано соглашение о значительном сокращении обычных вооружений в Европе. Дополнительно СССР в одностороннем порядке принял решение об уменьшении оборонных расходов на 14,2% и численности собственных вооруженных сил на 500 тыс. человек

· Был решен «германский» вопрос. На встрече с канцлером ФРГ Г. Колем в феврале 1990 г. в Москве Горбачев дал согласие на объединение Германии, и не возражал о вхождении Германии в НАТО. В ноябре 1990 г. ГДР вошла в состав ФРГ.

· В апреле 1991 г. Горбачев нанес визит в Японию. Советская делегация проявила готовность оживить двусторонние связи и официально признала существование территориального вопроса.

Е направление

· С 1989г. выведены войска из Монголии

· Нормализовались отношения с Китаем

· СССР отказался от прямого советского вмешательства в гражданские конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа, что привело к ослаблению в этих странах военного противостояния и началу поисков национального согласия.

· СССР отказался от поддержки реакционных режимов в Ливии и Ираке.

· С 1990 г. начинается форсированный вывод войск с военных баз в Центральной и Восточной Европе. Это было вызвано тем, что в странах социалистического содружества: в Польше, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Югославии, Болгарии – с лета 1989 г. до весны 1990 г. произошла серия народных революций, в результате которых власть перешла мирным путем (за исключением Румынии, где имели место кровопролитные столкновения) от компартий к национально-демократическим силам. Новые правительства взяли курс на отход от СССР и сближение с Западом, выразив готовность вступить в НАТО и «Общий рынок».

· Весной 1991 г. рухнула мировая система социализма. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и Варшавский договор (ОВД) прекратили свое существование. СССР остался без союзников в Европе. А в это же время блок НАТО продолжал существовать. Рухнула вся послевоенная система расстановки сил и в Европе, и в мире.

Е направление

· Советский Союз был принят в Международный валютный фонд.

· Большое значение уделялось контактам с государствами Северной Европы – Швецией, Норвегией, Финляндией. Была достигнута договоренность о совместном освоении природных богатств Кольского полуострова.

· Укреплялись отношения СССР с нетрадиционными партнерами – Израилем, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем и др.

В 1990-1991 гг. правительство Горбачева обращается за материальной поддержкой к ведущим державам мира. США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония (так называемая «семерка») обещали Советскому Союзу финансовую помощь. Отметим, что Запад оказал СССР гуманитарную помощь продовольствием и медикаментами, но серьезной финансовой помощи от «семерки» не последовало.

Крушение Советского Союза вывело США в разряд единственной сверхдержавы мира. В декабре 1991 г. американский президент поздравил свой народ с победой в «холодной войне».

В целом во второй половине 1980–начале 1990-х гг. наблюдалось постепенное потепление международного климата. Закончилась «холодная война». В 1990 году М.С. Горбачеву присудили нобелевскую премию за вклад в дело мира.

Внешнеполитические акции правительства Горбачева порою преследовали определенные пропагандистские цели. Например, предложение СССР о ликвидации ядерного оружия на земле к 2000 году. Тем не менее, в целом это была уже новая политика.