Закон - это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физи­ки, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

Охватывают все сферы окружающей действительности;

Раскрывают глубинные основы движения и развития - их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики:

единства и борьбы противоположностей;

Переход количества в качество;

Отрицания отрицания.

1. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и бе­лое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).

Единство и борьба противоположных начал - внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия - "тождество" и "различие" и пока­зан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главны­ми качествами - тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета - движению. Примеры: существует идея, тождествен­ная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие - то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы - изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точ­ки зрения идеализма). Или: существует общество, тождествен­ное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные виды борьбы:

Борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, посто­янное соревнование, где каждая сторона "догоняет" другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

Борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является "раздражи­телями" для побеждающей, благодаря чему побеждающая сто­рона переходит на более высокую ступень развития;


Антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

Содействие (когда обе стороны оказывают встречную по­мощь друг другу без борьбы);

Солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и дей­ствуют в одном направлении);

Нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содей­ствуют друг другу, но и не борются между собой);

Мутуализм - полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

2. Вторым законом диалектики является закон перехода коли­чественных изменений в качественные.

Качество - тождественная бытию определенность, стабиль­ная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество - исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.).

Мера - единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступа­ет момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше проис­ходило изменение качества под влиянием количественных из­менений) - к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как "скачок".

Можно привести некоторые примеры действия закона пере­хода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры - темпе­ратуру, то вода будет изменять свое качество - станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же темпе­ратуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды - она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания - вода и прежняя система свя­зей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) - скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость - 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет уско­рять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с ("узловой" скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества - мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент. Пе­реход количества в принципиально новое качество может про­изойти:

Резко, одномоментно;

Незаметно, эволюционно.

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества - меры), то хорошей иллюстра­цией данного процесса были древнегреческие апории "Куча" и "Лы­сый": "При добавлении какого зерна совокупность зерен превра­тится в кучу?"; "Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса чело­века можно считать лысым?". То есть грань конкретного изме­нения качества может быть и неуловимой.

3. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Примеры:

Смена общественно-экономических формаций (при форма­ционном подходе к историческому процессу);

"эстафета поколений";

Смена вкусов в культуре, музыке;

Эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени);

Ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникно­вение новых.

Примеры:

Организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисхо­дящее развитие);

Исторический процесс идет по восходящему направлению раз­вития, но со спадами - расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали по­вторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

Диалектику можно определить как учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого (развития) признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов.

Кстати, не совсем уверен, просили ли вы примеры принципов диалектики или законов диалектики, но ознакомимся и с теми и с другими.

Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

. законы диалектики;

. принципы.

Главная проблема диалектики — что такое развитие? Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение — основа развития.

Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве — в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

Выделяются три базовых закона диалектики:

. единства и борьбы противоположностей;

. переход количества в качество;

. отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.). Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.

Примеры : существует идея, тождественная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие - то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы — изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные виды борьбы:

Борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона "догоняет" другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

Борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является "раздражителями" для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

Антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

Содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

Солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении);

Нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

Мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные . Качество — тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.). Мера — единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как "скачок".

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания — вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость — 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с ("узловой" скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества — мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

Резко, одномоментно;

Незаметно, эволюционно.

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории "Куча" и "Лысый": "При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?"; "Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?". То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Примеры:

Смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

. "эстафета поколений";

Смена вкусов в культуре, музыке;

Эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени);

Ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

Отрицание старых форм новыми — причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития - дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

Развитие — только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

Развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

Развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее

близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.

Примеры:

Организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

Исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами - расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

Переходим к принципам диалектики. Основными принципами диалектики являются:

. принцип всеобщей связи;

. принцип системности;

. принцип причинности;

. принцип историзма.

Принцип всеобщей взаимной связи занимает ключевое место в материалистической диалектике, поскольку на его основе решается важнейшая задача - объяснение как внутреннего источника развития, так и внешнего всеобщего охвата им материальной и духовной жизни. Согласно данному принципу, все в мире взаимосвязано. Но связи между явлениями различны. Есть связи косвенные, при которых материальные объекты существуют, не соприкасаясь друг с другом непосредственно, а являются связанными пространственно-временными отношениями, принадлежностью к определенному виду, классу материальных и идеальных объектов. Есть связи прямые, когда объекты находятся в непосредственном вещественно-энергетическом и информационном взаимодействии, в результате которого они приобретают или теряют вещество, энергию, информацию и таким образом изменяют материальные характеристики своего существования.

Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность — наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

Вечность, неуничтожимость истории, мира;

Его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

На самом деле это только основные принципы диалектики, но есть еще гносеологические принципы и альтернативные (софистика, эклектика, догматизм, субъективизм ). А еще есть категории диалектики, к основным из которых относятся:

Сущность и явление;

Причина и следствие;

Единичное, особенное, всеобщее;

Возможность и действительность;

Необходимость и случайность.

1. Общее понятие диалектики и развития.

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

законы диалектики;

принципы.

Главная проблема диалектика – что такое развитие?

Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.

Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.

Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

2. Общее понятие законов диалектики.

Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики.

Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

охватывают все сферы окружающей действительности;

раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики:

единства и борьбы противоположностей;

переход количества в качество;

отрицания отрицания;

3. Закон единства и борьбы противоположностей.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).

Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие- то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные виды борьбы:

борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном в одном направлении);

нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

4. Закон перехода количественных изменений в качественные.

Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.

Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).

Мера – единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей (в силу нарушения структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость – 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменяется сама система координат смены качества =- мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

резко, одномоментно;

незаметно, эволюционно.

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества – меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратиться в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.

5. Закон отрицания отрицания.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

«эстафета поколений»;

смена вкусов в культуре, музыке;

эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени);

ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

развитие хаотично, не имеет никакой направленности.

Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.

организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами – расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т.д.).

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

6. Основные принципы диалектики.

Основными принципами диалектики являются:

принцип всеобщей связи;

принцип системности;

принцип причинности;

принцип историзма.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов.

Связи могут быть:

внешние и внутренние;

непосредственные и опосредованные;

генетические и функциональные;

пространственные и временные;

случайные и закономерные.

Наиболее распространенный вид связи – внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность – наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

вечность неуничтожимость истории, мира;

его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

сущность и явление;

причина и следствие;

единичное, особенное, всеобщее;

возможность и действительность;

необходимость и случайность.

Введение.

На предыдущих лекциях мы рассмотрели проблемы диалектики. Выяснили, что диалектика, как наука представляет собой систему принципов, законов, категорий. Принципы всеобщей связи и развития, законы ЕБП, ОО, ВКК нами изучены и включены в наш философский оборот. Всякое иное рассмотрение возможно. Но методическом и методологическом плане сегодня перед нами встает необходимость изучения системы категорий диалектики, которая как бы оформляет эту систему в науку, и завершает лекционный материал по проблемам диалектики.

Книга: Философия / Щерба

2. Законы диалектики

а) Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

Для лучшего понимания диалектики важным является и вопрос о порядке изложения законов. Чаще всего начинают его законом взаимного перехода количественных и качественных изменений. Иногда начинают изложение законом единства и борьбы противоположностей, мотивируя это тем, что он является первым по значимости. В свое время Ф.энгельс начинал перечень законов диалектики из закона перехода количественных изменений в качественные, опираясь на то, что этот закон сформулирован и изложен Гегелем в "... первой части "Логики" - в учении о бытии; второй занимает всю вторую и наиболее значительную часть его "Логики" - учение о сущности; наконец, третий фигурирует как основной закон при построении всей системы"" .

Категории диалектики выводятся Гегелю из самых простых основ (бытие, ничто). Начинается с того, что категории "бытие" и "ничто" снимаются в категории "становление". В найзагальн-других чертах они описывают тот момент развития, который называется возникновением или исчезновением объекта. Результатом процесса становления есть наличное бытие, то есть что-то определенное. Для фиксации этого момента развития предмета вводится категория качества. Качество - это такая категория, которая описывает определенность предмета, и которую нельзя отделить от существования самой вещи. Эта определенность (целостность) проявляется через диалектическое единство существенных свойств, их граней, которые отличают данную вещь от других. Например, свойства воды (отсутствие вкуса, запаха, цвета и др.) отличают ее от любых других жидкостей. Познание, которое фиксируется категорией качества, может характеризоваться иногда даже непосредственной достоверностью. Качество может быть отражена уже в ощущениях до и независимо от исследования количества.

Качество выступает уже в созерцании как диалектическое единство, разнообразие свойств вещи. Как категория она фиксирует не только что-то отдельное, что существует самостоятельно, но и любой момент в развитии вещи. Вместе с тем категория качества фиксирует одну из первых и самых простых ступенек познания. Поэтому система этих ступенек, что моделируются материалистической диалектикой, выполняет важную методологическую роль.

Как видно, категория качества отражает один из важнейших моментов любого предмета, процесса или явления. Однако абсолютизировать его нельзя, ибо это приведет к неправильному взгляду на развитие. Фиксируя определенность вещи (неотделимую от нее самой), качество проявляется в ограниченности ее определенными границами. Фиксируя определенность вещи, тождественная с ее бытием, мы с помощью категории "качество" переносим центр познания на соотношение данной речізїї "другим". После этого переносим исследования "в саму вещь". "Двигаясь" в ней, мысль наталкивается назміни, которые являются изменениями одного и того же. Чтобы зафиксировать обнаруженный в ходе анализа содержание, Гегель вводит категорию количества, которая тоже фиксирует непосредственную определенность вещей. Это определенность качественно однородных явлений, которая характеризует их величину, длительность существования и интенсивность развития в целом или их отдельных сторон. Однако эта определенность есть равнодушной к бытия вещей, поскольку количество их меняется, а они остаются самими собой.

Относительно чувств выступает количество действительно разнообразной характеристикой вещи. Что же до ума (философского познания), то она мыслится лишь как один из моментов развития объекта (и познания). Специальные науки, беря на вооружение положения о количество как описывают специфические проявления количестве, используя для этого методы и язык математики.

В своей изолированности качество и количество есть лишь идеализированным моментом предмета, процесса или явления, которые находятся в постоянном развитии. Чтобы преодолеть эту ограниченность достигнутого знания, Гегель вводит новую категорию, в которой, выявленные в ходе анализа, моменты развития синтезируются. Эту роль выполняет категория меры, поскольку она выражает такое единство количества и качества, при которой предмет равен сам себе. Будучи суверенными характеристиками вещи, количество и качество в степени теряют ее, благодаря чему достигается истинное знание о вещи. Количество и качество виступаютьлишеяксторони, противоположности вещи, которые всегда находятся в диалектическом единстве. Определенной качественной определенности предмета всегда отвечает не какая-нибудь количественная определенность, а лишь необходимое. То есть, качество и количество всегда находятся в единстве и взаимодействии. В пределах определенной качественной определенности количество может колебаться в рамках меры, не изменяя качества вещи. Мера - это не что иное, как конкретная граница существования вещи в определенном качестве. Выход за ее пределы приводит к качественному изменению вещи, то есть превращение ее в нечто другое (до нового соотношения качества и количества, новой меры).

Данные категории в своем взаимосвязи описывают один из основных законов диалектики - закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Он заключается в том, что нагромождение мелких, сначала незаметных количественных изменений на определенном этапе неизбежно приводит к коренным, качественным изменениям, в результате которых одно качество уступает место другой. И, в свою очередь, приобретает своей количественной характеристики.

Переход от одного качества к другому происходит в форме "скачка". По способу осуществления они делятся на быстрые (часто - взрывные) и постепенные. К последним следует отнести формирование новых общественно-экономических отношений, возникновения новых видов животных, образования галактик и т.д. В первых - качественные изменения, происходящие в течение миллионных долей секунды, месяцев, лет (быстрый разделение урана при атомном взрыве, при политических революциях быстрая смена одного строя другим и т.д.).

По форме прыжки разделяют на одноактных и многоактных (простые, сложные), по глубине - на поверхностные и глубинные, частичные и полные; по направленности - на прогрессивные и регрессивные.

Закон раскрывает самый общий механизм развития. Показывает, как происходит развитие. Если еволюціоністська концепция развития абсолютизирует количественные изменения, игнорируя качественные, а другая (тоже метафизическая) концепция сводит развитие лишь к качественным изменениям (взрывов, катастроф, скачков), то диалектико-ма-теріалістична концепция развития, научно описывая связь между названными моментами, учитывает как эволюционный (количественный), так и революционный (качественный) момент развития.

Знание закона перехода количественных изменений в качественные служитьза-способом осмысления и преобразования действительности только при тех условиях, если оно является органическим звеном усвоенного диалектико-матер-іалістичного учение. Из закона вытекает ряд важных методологических выводов для теоретической и практической деятельности людей.

Во-первых, этот закон требует возможности наиболее полного познания тех существенных свойств и признаков, которые в диалектической совокупности образуют качественную определенность предметов или явлений, поскольку познание качества является шагом к познанию сущности.

Во-вторых, этот закон требует, чтобы в каждом конкретном случае была определена мера, в рамках которой те или иные количественные изменения не привели к изменениям качественным. Это позволит предвидеть качественные скачки, прогнозировать возможные ситуации и планировать свои действия в определенных условиях.

В-третьих, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений ориентирует человека на необходимость оценки явлений и процессов действительности не только со стороны качественной, но и количественной сторон, используя для этого количественные и качественные методы.

б) Закон единства и борьбы противоположностей

В отличие от уже выясненного данный закон указывает на источник движения, источник развития предметов, процессов и явлений. В соответствии с ним важнейшим условием, что порождает развитие, является диалектическое противоречие. Исходя из ее всеобщего характера, все предметы, процессы, явления противоречивы (тождественные и нетождественные себе). Это означает, что они состоят из одной или более пар противоположностей, полярных начал (плюс и минус, притяжение и отталкивание, ассимиляция и диссимиляция, враждующие стороны в войне, гуманное и антигуманное, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение и др.). Они не только взаємовиклю-чают, но и предусматривают, взаимообуславливают друг друга. Гегель в свое время подчеркивал, что в мире жизненное лишь тогда, когда способно содержать в себе противоречия и выдерживать их.

Противоречия охватывают все сферы бытия (природу, общество, духовную сферу), хоть специфически проявляются в каждой из них. Мы постоянно сталкиваемся с ними, однако их фиксирование на уровне обыденного сознания не дает возможности понять сущности диалектического противоречия. Даже уже исследованы нами "качество" и "количество" указывают на двойственность предметов, которая может фиксироваться даже нашими органами чувств. Однако диалектика стремится исследовать противоречия лишь наравне сущности вещей, поскольку противоречия и являются носителями развития. Чтобы это исследовать, следует проанализировать логическую структуру этого закона, то есть выяснить содержание категории, которые его описывают: "противоположность", "тождество", "единство противоположностей", "противоречие", "конфликт", "социальная революция".

Якуже подчеркивалось, противоположности - это основные тенденции, стороны, свойства предметов, процессов, явлений (систем), их соотношение могут быть разными (в зависимости от степени их остроты и т.п.). Это зависит от силы взаимодействия противоположностей, которая обуславливается добавлением или вычитанием к (от) одной из них определенного количества материи или энергии. В зависимости от этого и определяются формы отношений между противоположностями (тождество, различие или др.).

Это говорит о том, что причиной развития любой системы (предмета, явления и т.д.) есть взаимодействие между противоположностями. Она и определяет соотношение между противоположностями: начиная от их тождества (диалектической равенства) и завершая их сильным противодействием, которая может проявиться в форме антагонизма или социальной революции.

Для удобства начнем с анализа тождества между противоположностями, хотя в реальной жизни она проявляется найрі-дше. Категория "тождество", которая является ее отражением, значит три характеристики: употребляется в смысле как единство противоположностей; отражает момент перехода одной противоположности в другую (становиться тождественными); определяет самототожність, равенство, одинаковость объекта с самим собой. Такое соотношение противоположностей (взаимодополнение, взаємозміцнен-ния), которое способствует развитию данной системы, называется гармоническим.

Анализируя тождество предмета на определенном этапе развития, мы видим в нем как тождество (не формально-логическую или математическую), в отличие. По этому поводу Ф.энгельс подчеркивал, что "тождество с собой уже с самого начала имеет своим необходимым дополнением отличие от всего другого"1. Он подчеркивал, что при добавлении или вычитании к одной из противоположностей определенного количества материи или энергии отношение между противоположностями меняется. Наступает их неравенство, неодинаковость. Эта начальная неравенство называется в диалектике отличием. Различие с собой (единство стабильности и изменчивости) впоследствии становится заметной (существенной), выступает начальной стадией раздвоение объекта на противоположности. Например, в первобытно-общественном строе после крупных разделений труда появились различия в материальном положении тогочаснихлюдей. Позже эти различия переросли в свою противоположность (классовую).

Противоположные стороны мы всегда находим не только в предметах, но и в мыслях (духовной деятельности), которые их отражают.

Взаимоотношение противоположностей одновременно предполагает и их единство. Имеется в виду не сходство в различном, а взаимосвязь и взаимодействие различных явлений в рамках определенной системы. Это единство осуществляется через различие и противоположность моментов в целом. Например, в росте дерева почка меняется цветком. Поэтому они являются моментами одного и того же процесса и это означает, что они едины, составляют целое в этом процессе.

Однако эти моменты, стороны, тенденции не только образуют единство, но и взаимоисключают друг друга. Раздвоенность предметов, процессов, явлений на противоположности составляет не мертвую, а внутренне беспокойную единство, которое предполагает одновременно и борьбу противоположностей. Последние не просто сосуществуют, а находятся в особой взаимодействия (взаємоперетворенні, взаимопроникновении). Определяющим моментом этой взаимосвязи является такое взаимодействие противоположностей, которая выступает источником развития речи. Для отображения этого момента используется категория "борьба противоположностей". Под термином "борьба" мыслится такое взаимодействие противоположностей, результатом которой является возникновение имманентного источника ее развития. Как видно, диалектическое противоречие отражает двойственное отношение внутри целого (единство противоположностей и их противоречивость). И отделить их друг от друга невозможно. Противоречия нарастают по мере усиления взаимодействия противоположностей, по мере того, как они становятся несовместимыми в пределах объекта как целого (исключают, отрицают друг друга). Тогда они решаются. Разрешение противоречий приводит к разрушению старого объекта и возникновение нового.

Изучение процесса возникновения, нарастания (борьба противоположностей) и разрешение противоречий подводит нас к пониманию источника развития. Категория "борьба противоположностей" (дисгармоничный их состояние), которая отражает источник развития, может быть применена ко всем формам движения материи. В ней отображается и выделяется взаимодействие (столкновение), преодоление, взаимные переходы явлений, которые обусловлены внутренними закономерными связями. Міжтакими противоположностями возникают острые противоречия.

Диалектическое противоречие - это такое существенное отношение противоположных моментов внутри предмета как системы, развивающейся в котором осуществляется конкретное единство этих моментов и которая делает систему саморухомим целым; взаимо-определенность этих моментов друг через друга и одновременно через строгое их взаимоотрицание. Противоречие осуществляется постольку, поскольку таким же образом содержательно решается. Именно непрерывное воспроизведение противоречия делает движение саморухом. Кульминационным моментом в развитии противоречий выступает конфликт.

В.1.Ленін указывал, что единство (совпадение, рівнодіяння, тождество) противоположностей условная, временная, релятивное. Борьба же взаємовиключаючих противоположностей абсолютна, как абсолютный развитие, движение". Эта борьба всегда предполагает разнокачественность элементов в составе конкретного целого, поскольку од-ноякісні элементы в предмете не взаимодействуют. Сущность диалектического противоречия заключается в том, что во взаимоотношении, взаимосвязях между противоположностями, когда они взаємоствер-щих или отрицают друг друга, борьба между ними служит движущей силой, источником развития. Это объясняет движение, развитие как самодвижение, саморазвитие, осуществляемое в силу собственных законов. Поэтому источник движения, развития следует искать не в первооснове, в какой-то сверхъестественной силе, а в разрешении этих противоречий. Сами же противоречия тоже постоянно меняются, развиваются. Сила их нарастает, создаются предпосылки для осуществления прыжка. Как уже говорилось, это вызывается тем, и тогда, когда к одной из противоположностей в определенной степени добавляется или отнимается какое-то количество материи или энергии. В идеальных (духовных) образованиях до противоположностей тоже добавляется определенное количество духовных компонентов. Тогда сила взаимодействия изменяется. А всякое изменение, как известно, есть не что иное как движение (в известных случаях - развитие).

Таким образом, развитие является раздвоением предметов, явлений на противоположности и борьба между ними. Единство противоположностей выражает здесь стабильность объекта, является относительным, временным. Борьба же противоположностей является абсолютной, поскольку возникновение противоположностей, различий, противоречий, их разрешение является одновременно и возникновением противоположностей и новых противоречий. В этой диалектической форме осуществляется бесконечный процесс развития объективного мира и познания.

Ленин подчеркивал, что противоречие является сутью, ядром диалектики. В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов. Характеризуя метафизическую и диалектическую концепцию развития, он писал: "Развитие есть "борьба" противоположностей. Две основные... концепции развития (эволюции) является: развитие как единство противоположностей (раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними).

При первой концепции движения остается в тени самодвижение, его движущая сила, его источник, его мотив (или это источник относится наружу - бог, субъект ets). При второй концепции главное внимание устремляется именно на познание источника "самодвижения" ... Только вторая дает ключ к "самодвижения" всего сущего; только она дает ключ к "скачкам", к "перерыву постепенности", к "превращению в противоположность", к уничтожению старого и возникновению нового"1. "Борьбу" следует понимать в широком плане как противоборство противоположных сторон, тенденций; особенно, когда речь идет о природе.

Определение того, что основной причиной, источником развития является борьба противоположностей, имеет решающее значение в выборе правильной концепции развития.

В зависимости от функционирования различных форм материи проявление противоречий бывает разным. Среди них выделяют внутренние и внешние. К первым относят те, которые возникают между двумя противоположностями в рамках определенного предмета, процесса, явления (ассимиляция - диссимиляция и др). Ко вторым - те, что возникают между двумя предметами, процессами, явлениями (соотношение общества и природы и т.д.). Внутренние выступают источником развития. Внешние - своеобразными необходимыми условиями существования данного предмета.

Существуют и так называемые основные и неосновные противоречия. Основные - это те, что возникают в результате взаимодействия ведущих противоположностей предмета (системы) и характеризуют его от начала возникновения и до конца существования (борьба между рабами и рабовладельцами в рабовладельческом обществе, феодалами и крестьянами - в феодальном обществе и т.д.). Неосновные - те, что возникают в результате взаимодействия невизначаль-ных противоположностей данного предмета или системы и тоже проявляются от начала и до конца его существования (борьба между различными слоями рабовладельцев - в рабовладельческом обществе, различными слоями буржуазии в капиталистическом обществе и др.).

Иногда в пределах основных и неосновных противоречий выделяют еще главные и неглавные. К первым относят те, которые возникают между ведущими противоположностями (скажем тех, которые только что были названы), но характеризуют данный предмет (систему) только на определенном этапе его развития. К неглавных относят те же, что и в неосновных, но такие, которые проявляются лишь на определенном этапе развития.

Выделяют еще и антагонистические противоречия. Они возникают между классами, социальными группами, интересы которых не совпадают в основном (экономическом, политическом) вопросе. Такие противоречия, как правило, не могут решаться мирным путем, а разрешаются путем классовой борьбы, революции. Неантагонистичные противоречия возникают между классами, социальными группами, интересы которых в основном совпадают, а в других (менее важных) - нет. Такие противоречия разрешаются, как правило, мирным путем.

Стоит отметить и то, что закон единства и борьбы противоположностей является законом, в силу которого всем вещам, процессам и явлениям (системам) присущи внутренние противоречия, выступающие источником их изменений и развития. Он проявляется во всех сферах материальной и духовной действительности (природе, обществе и познании), выполняет важные методологические функции, подчеркивая, что все предметы, процессы и явления следует рассматривать в их саморусі. Для этого необходимо:

раскрывать их во всей сложности и противоречивости (единства

противоположно действующих сил и тенденций);

исследовать все этапы развития противоречий, их розгортан

ния (переход от этапа к этапу), набрасывать пути и мето

ды их решения;

уметь выделить типы противоречий, что позволит глубже дос

лідити специфику предмета и найти оптимальные пути и ме

тоды их решения.

в) Закон отрицания отрицания

Закон отрицания отрицания указывает на направление и формы развития, единство поступательности и преемственности, возникновение нового на основе определенных моментов старого. Благодаря исследованию соотношения поступательности и повторяемости в процессе развития, Гегелю впервые удалось открыть и осмыслить этот закон.

И шло человечество к этому довольно долго. Первые теории о направление и формы развития возникли лишь в XVII-XVIII вв., которые сводились в основном к двух концепций: развития по кругу и развития по восходящей линии. Первая обуславливалась тем, что различные изменения в природе часто имеют циклический характер (смена времен года, дня и ночи и др.). Один из ее авторов Д. Вико считал, что и общество проходит три стадии развития: детство, юность и зрелость (после третьей стадии общество стареет, деградирует). Эта концепция игнорировала главную тенденцию развития (движение вперед) и абсолютизувала повторяемость.

Согласно второй концепции, существует только поступательное развитие (по восходящей линии). Этой концепции придерживались д. дидро, К.гельвеций, Ж.Кондорсе и др.

Как видно, ни одна из них не была научной. Первая не учитывала прогрессивного развития, вторая - многопланового процесса развития, его повторяемости, не понимала роли прыжков, зигзагов, обратных движений и катастроф.

Благодаря правильному пониманию соотношения поступательности (преодоления исходного уровня бытия) и цикличности Гегелю удалось решить вопрос направления и формы развития. Он понимал развитие как восходящее, поступательное движение вперед с повторением некоторых пройденных ступеней на новой, высшей основе.

Для глубокого понимания этой проблемы Гегель вводит категорию "диалектическое отрицание", которая отражает момент связи, момент развития (замен и старой я новой кости). Как уже говорилось, он исходил из того, что вещь является противоречием, поскольку содержит в себе свою противоположность, а потому и имеет в себе свое отрицание. Оно проявляется в "противостоянии" подчиненной стороны определяющей, в форме которой существует сама вещь. Отрицание является моментом (результатом) "борьбы" между противоположностями. Ф.энгельс в свое время называл возражения движущим началом развития. "Истинное-естественное, историческое и диалектическое отрицание... и есть движущее начало всякого развития - разделение на противоположности, их борьба и разрешение"1.

Каждая из противоположностей предметає носителем возражения. Поскольку каждая вещь, кроме основных (ведущих), имеет еще и неосновные противоположности, а значит и противоречия, является их совокупностью, то это

значит, и возражений внутри предметов, процессов, явлений тоже много. Однако при исследовании направления развития важно исследовать отношение той стороны вещи к своей противоположности, которая является носителем будущего.

Как уже подчеркивалось, материалистическая диалектика считает развитие саморазвитием, а отрицание - самозапереченням. Ф.энгельс в свое время указывал, что основные силы приводят к отрицанию, а процессы, которые происходят в сущности вещей, их имманентные законы развития. Каждая вещь содержит в себе свое отрицание, которое является зародышем нового. Последнее обусловливает превращение данной вещи в нечто иное.

Как говорится в учебнике "Введение в философию", отрицание включает в себя триединый процесс: деструкции (разрушения, преодоления и т.п.) прежнего, кумуляции (частичное сохранение, преемственность, преемственность) и конструкции (формирования, созидания нового)1.

Первый момент обеспечивает создание необходимых основ для будущей фазы данного процесса. 1 хотя этот момент является ведущим, но не сплошным, не единственным, и поэтому не может отвергнуть этот процесс, разрушить предпосылки развития до следующих фаз. Продолжение этого процесса (его связь, единство, целостность) обеспечивается вторым моментом (преемственностью, преемственностью). Без него не было бы движения вперед. И нарастание процесса, его движение к новым формам требует и третьего момента (формирование новых связей, функций и т.д.). Так, в каждом обществе на определенном этапе можно наблюдать преодоление всего того, что мешает его нормальному функционированию. Однако этот процесс был бы недостаточным без выявления и поддержки всего здорового, ценного, что есть в обществе. Этот процесс включает принципиально качественное обновление во всех областях общественной жизни.

В каждой сфере возражения проявляются по-разному. Ф.энгельс по этому поводу писал: "Для каждого вида предметов, как и для каждого вида представлений и понятий, - существует свой особый вид отрицания, такого именно отрицания, что при этом получается развитие". Понимание того или иного типа отрицание предполагает как знание возражения в целом, так и знание конкретной сферы реальности.

Отрицание проявляется внутри вещи. Оно существует до того времени, пока существует сама вещь. В конечном итоге это отрицание приводит к превращению вещи в свою противоположность, до появления новой вещи. На основе этой вещи тоже может возникнуть и возникает следующее (второе) возражения. И такдалі. Например, когда зерно попадает в благоприятные условия (в фунт), происходит процесс добавления определенного количества материи и энергии, "активней" становится противоположность под названием "ассимиляция". Она и способствует замене зернышка стеблем (первое диалектическое отрицание). Но это же продолжается и далее, то есть в результате второго отрицания стебель превращается в колос с зерном. Происходит синтез, появляется зерно, но не прежнее, а новое и в большем количестве. Если в роли первого отрицания выступает одна из противоположностей самой вещи, что постоянно меняется, развивается, то в роли второго - одна из противоположностей вещи, которая только что образовалась. Направление развития ярче проявляется во втором отрицании, хотя это заметно и раньше.

Каждая противоположность, что находится в вещи, выполняет роль не только возражения, но и содержит в себе утверждение. После гибели старого она выступает тем стержнем, на основе которого осуществляется синтез жизнеспособных элементов отжившей вещи. Что касается второго возражения, то оно служит и формой утверждения последствий развития соответствующего объекта.

Возражения, что происходит в объективной реальности, фиксируется с помощью категорий отрицания, преемственности и конструкции, находящиеся в диалектической взаимосвязи. Категория утверждения вводится для обозначения внутренне необходимой связи между вещами (старого и нового, которые являются взаимосвязанными стадиями развития одного и того же). Этим "одним и тем же" есть объективная реальность.

Старое, как правило, не исчезает бесследно, а концентрируется в новом, испытывает в нем переработки, то есть "снятие" (преодолевается и вместе с тем сохраняется). Жизнеспособные элементы старого содержатся, синтезируются в новом.

В процессе развития категория "отрицание" фиксирует момент прерывности, а категории преемственности и утверждение - моменты непрерывности. Поэтому в целом развитие составляет диалектическое единство прерывности и непрерывности. Утверждение (конструкция) имеет внутренний характер, является следствием постоянной борьбы противоположностей в самой вещи.

Однако замена одного явления другим не всегда является развитием. "Другое" может оказаться не новым, а даже менее развитым от предыдущего. И все же в конечном итоге новое прокладывает себе дорогу через множество случайностей и поэтому является непреодолимым.

Признавая основной тенденцией развития прогресс, материалистическая диалектика вместе с тем не отрицает и наличия таких изменений, которые не ведут к возникновению нового - регресса. Это противоположные категории, которые отражают существенные стороны развития. Если прогресс можно изобразить восходящей линией, а регресс - нисходящей, то их единство в найабстрактнішому виде можно изобразить одной восходящей линией. При буквальном схематическом его изображении, когда регресс выступает подчиненным моментом, развитие напоминает собой спираль.

Названные категории в их диалектической взаимосвязи описывают закон отрицания отрицания. Двойное отрицание в названии закона объясняется триадным характеру возражения (хоть и не всегда), а также означает бесконечность отрицания.

Таким образом структура этого закона раскрывает, во-первых, непрерывность процесса развития; во-вторых, отрицание первого отрицания указывает на то, что вторым отрицанием качество, которая была подвергнута отрицанию в исходном пункте, будто возобновляется на новом, высшем ступені1. Непрерывность процесса развития определяется тем, что любое качество "устаревает" и входит в противоречие с новым. Отрицание отрицания в ходе развития является выражением непреодолимости нового и постепенного характера движения. Отрицания отрицания заключается в том, что отрицание первого указывает на то, что вторым отрицанием будто возобновляется на новом, высшем степени качество, которая была подвергнута отрицанию в исходном пункте.

Данный закон отражает развитие в его форме и результате. Полностью он проявляется только в относительно законченном цикле развития объекта. Благодаря этому закону вырисовывается общая картина развития объекта (от его противоречивому единству через борьбу и разрушение к синтезу новой, высшей единства).

Возражения вещи своей противоположностью приводит к разрешению соответствующего противоречия путем разрушения и преобразования ее в свою противоположность. И развитие на этом не останавливается. С возникновением новой вещи рождается и новая противоречие, новое отрицание, которое и выступает движущей силой дальнейшего развития.

Закон отрицания отрицания имеет большое методологическое значение, поскольку позволяет понять внутреннюю логику и общее направление развития. Подчеркивая преходящий характер всего существующего, он указывает на перспективу событий.

Осознание тенденции поступательного процесса позволяет понять, в каком направлении развиваются события, и поэтому имеет большое теоретическое и практическое значение.

Диалектическое отрицание - это критический метод освоения и развития всего накопленного человечеством опыта. Как метод он дает возможность понять, куда идет развитие, что обречено на гибель, а что имеет свою перспективу, что является новым. Несмотря на определенные отступления, новое побеждает.

Закон нацеливает нас на бережное отношение к предыдущему опыту, на борьбу против отживших порядков, за утверждение нового. В этом плане важно выявить новое и поддержать его. Каждый должен стремиться овладеть чувством нового, видеть перспективу.

Закон позволяет понять противоречивый характер исторического процесса, видеть то, что поступательный характер развития иногда прерывается отступлениями, зигзагами, поворотами. И все же прогрессивная тенденция в конечном итоге побеждает, человечество движется по восходящей линии: знания этого служит нам основой оптимизма.

Таким образом, законы диалектики выражают найсутгєвіші связи и отношения объективного мира. Действуя в единстве и взаимосвязи, они характеризуют сложный многогранный процесс развития объективной реальности. Так, процесс перехода количественных изменений в качественные и наоборот включает в себя и противоречивость, и диалектическое отрицание. Единство и борьба противоположностей, безусловно, включает в себя количественно-качественные отношения и отрицания отрицания, в процессе отрицания единое раздваивается на старое и новое, между ними происходит борьба, переход количественных изменений в качественные.

1. Философия / Щерба
2. Часть i ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ Часть i. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ 1. Философия - мировоззренческое знание.
3. 2. Возникновение философии.
4. 3. Основной вопрос и проблема метода в философии. Материализм и идеализм
5. 4. Значение и функции философии
6. II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
7. 1. Философия стран Востока
8. 2. Философия Древней Греции и Рима
9. III. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ III. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ 1. Философия Средневековья
10. 2. Философия Возрождения
11. IV. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ IV. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 1. Общая характеристика
12. 2. Онтология
13. 3. Гносеология
14. 4. Проблема человека, общества, государства
15. V. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ V. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Место и роль немецкой классической философии в развитии мировой философской мысли
16. 2. Естественно-научная картина мира и философская система И.канта
17. 3. Философская система и метод Гегеля
18. 4. Материализм Л.Фейєрбаха
19.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Список используемой литературы

1. Предтеченский В. В.Биография науки диалектики. Самиздат, 2005. - 86 с.

2. Большая советская энциклопедия

3. "Ведение в философию" 2 т., Москва, 1989 г.

4. В.Г.Афанасьев "Основы философских знаний",Москва, "Мысль", 1987 г.

5. Квасова И.И. "Учебное пособие по курсу "Введение в философию", Москва - 1990 г.

6. Википедия

7. Философия «Курс лекций»

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изучение основных законов диалектики как философской теории развития всего сущего, материи, духа и сознания. Содержание закона взаимного перехода количественных и качественных изменений, закона отрицания отрицания и единства и борьбы противоположностей.

    реферат , добавлен 13.02.2011

    Сущность и проблемы диалектики. Смысл законов единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания. Понятие принципов всеобщей связи, системности, причинности, историзма. Основные категории науки.

    презентация , добавлен 29.11.2012

    История становления и развития диалектической мысли. Характерные черты и связи категорий диалектики. Сущность основополагающих законов: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания отрицания.

    реферат , добавлен 12.06.2012

    Анализ исторических форм диалектики и альтернативы. Противостояние диалектики метафизике, софистике и эклектике. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. Закон диалектического синтеза.

    контрольная работа , добавлен 14.04.2013

    Понятие, развитие и систематизация диалектики. Идеи диалектики Гегеля и диалектического материализма. Сущность закона отрицания отрицания (закона диалектического синтеза), его мировоззренческое и методологическое значение, противоречивые толкования.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2010

    Диалектические противоположности. Диалектика количественных и качественных изменений. Качество и свойства. Закон перехода количественных изменений в качественные. "Отрицание отрицания". Цикличность и поступательность изменений.

    реферат , добавлен 10.03.2002

    Законы диалектики и их место в методологии познания. Исследование законов диалектики, изучение исторических форм диалектики и альтернатив. Законы диалектики и их характеристика. Закон единства и борьбы противоположностей. Диалектическое отрицание.

    контрольная работа , добавлен 20.12.2009