Л. А. Соколова, курсант Военного учебно-научного центра Военно-морской академии ВМФ РФ

ПАТРИОТИЗМ КАК ДУХОВНАЯ ЦЕННОСТЬ

В статье рассматривается патриотизм как научная философская категория, а также исторические тенденции становления патриотизма как духовной ценности в истории российской государственности и русского воинств. Особое внимание уделяется исследованию значения патриотизма в профессиональной деятельности военного.

патриотизм, национализм, космополитизм, профессиональный долг

Патриотизм как духовная ценность представляет собой одну из самых востребованных тем исследования духовной жизни современного российского общества. О необходимости научного исследования этого вопроса говорят уже такие события и особенности современной духовной ситуации в России, которые наглядно демонстрируют следующие противоречивые тенденции: за последнее десятилетие отношение к патриотизму в разных социальных слоях населения и разных национальных группах колеблется от полного неприятия до безусловной поддержки. Важной проблемой научного исследования остается проблема изучения мотивов и причин такой тенденции духовного развития в обществе, а также того, какое влияние оказывает патриотизм на духовно-нравственные начала общественной жизни и порядка. Не менее важным остается вопрос изучения генезиса патриотизма как духовного явления в профессиональной среде русской армии и воинства в целом.

Актуальность темы статьи определяется тем, что патриотизм является преданностью и любовью к своему Отечеству, к своему народу ,что в настоящее время в условиях глобализации и усиления миграционных процессов необходимо для понимания своей принадлежности к национальной культуре, осознанию своей национальной и культурной идентичности. За всю историю нашего государства, пожалуй, ни одна идеологическая и духовная ценность не подвергалась таким испытаниям, как патриотизм. Духовные ценности в процессе развития общества модернизируются. Но эта модернизация проходит противоречиво. Патриотизм как духовная ценность также подвергается деформациям, так как при определенных условиях, а к таким мы относим процессы глобализации, может легко перерасти в национализм (идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим ), а затем, в шовинизм (крайний национализм, проповедующий национальную и расовую исключительность и разжигающий национальную вражду и ненависть ). Также патриотизм может перерасти в другую крайность, такую как, космополитизм -идеология так называемого "мирового гражданства", ставящая интересы человечества выше интересов отдельной нации. Примеров мы можем привести массу, в том числе современные миграционные процессы демонстрируют нам данные процессы деформации патриотизма.

В качестве иллюстрации приведем следующий пример. Для решения национального вопроса во Франции была создана «Комиссия Стази». В результате работы Комиссии Стази, которой Правительство Франции поручило проанализировать состояние национального вопроса в стране (вопрос о так называемой "светскости"), пришла к выводу о том, что во многих районах Республики государственные законы больше не действуют, национальные традиции и обычаи ставятся определенными группами населения выше закона. В некоторых

пригородах или жилых районах сотрудники полиции не могут выполнять свои функции в полном объеме, пожарных не принимают как представителей властных структур, медицинских работников систематически подвергаются унижениям и побоям. От представителей женского пола требуют соблюдать традиции в одежде национальных меньшинств. Контролируют порядок на улицах и в целом ситуацию вооруженные нелегальным способом группы мужчин. Парадокс в том, что исламское покрывало, накладывающее на женщину непатриотическое, не европейское в целом по своей сути клеймо превращается в щит там, где государство не может защитить своих граждан . Таким образом, складывается парадоксальная ситуация: толерантность, уважение и терпимость к иным духовным ценностям, превращается в свою противоположность - страх и боязнь демонстрации своего патриотизма. Результаты работы комиссии во Франции подводят нас к выводу, что одним из последствий деформации патриотизма является перестановка духовных ценностей в иерархии ценностей современной духовной европейской культуры. А именно, ценность национальной традиции и национальной сплоченности становится выше по рангу, чем ценность права и закона. Для европейского патриотизма исторически более характерно уважение к государству и праву как гаранту стабильности и сплоченности (это хорошо видно в лингвистической структуре слова «е1а1е» - буквально слово «государство» по-французски). Патриотизм европейский -это этатизм. «Дух нации» синоним «духа государства», и наоборот.

С другой стороны, в современной обществе наблюдаются противоположные изменения: уважение к представителям иной нации доходит до своей противоположности - неуважение к своей собственной национальной принадлежности. Другим примером могут послужить политические события на Украине. В феврале 2014 г. политическая власть украинского общества перестала контролировать политические процессы. Происходящие на Крымском полуострове. В марте 2014 г. Верховный Совет Автономной Республики Крым принял решение войти в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта. Историческая смена государственности в Крыму решалась референдумом среди жителей Крыма. Сторонники этого процесса называют его воссоединением Крыма с Россией . Референдум, который решал вопросы государственной принадлежности Крыма, является прекрасной иллюстрацией примера современных процессов становления и развития патриотизма, основанного на духовном родстве и исторических корнях, в том числе и языковых, корнях традиций и, самое главное, корнях русского военного ратного подвига. Это событие не только подняло уровень сплоченности народа, но ещё и возродило патриотический настрой всей страны, создало условия для формирования патриотизма как основы духовной деятельности в условиях современного многонационального и глобального мира.

Особое значение проблема сохранения и распространения патриотизма как духовной ценности имеет в военной службе. Военная служба - яркий пример совпадения профессиональной задачи и преданности Родине, пример тождества патриотизма как духовной ценности и исполнение профессионального долга. У военнослужащего патриотизм, в его высшей степени, проявляется в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине. Для военных людей эти понятия неразрывно связаны и по сути дела являются синонимами. Если любовь к Родине - это проявление патриотизма, то защита Отечества - это долг и обязанность патриота. Человек, лишенный чувства любви к Родине, не способен осознать свой долг перед ней. Воинская присяга и клятва - принятие такой духовной ценности, как патриотизм, любовь к Родине и одновременно категорическое признание своим необходимость исполнения своего долга по ее вооруженной защите. Наш отечественный опыт показывает отношение к воинскому долгу в военные времена нашей истории. Например, в годы Великой Отечественной воины граждане нашей страны. В том числе и еще не достигшие призывного возраста, шли в военкоматы, стремясь стать защитниками Родины, тем самым показывая свою преданность духовным воинским идеалам, взращенным всей историей российского народа. В отличии от европейского патриотизма, отождествляющего государственность и духовность, русский патриотизм отождествляет Родину (родство) и духовность. Дух нации это дух Родины, единства рода и личности. Величие русского человека особенно проявляется в условиях войны.

В летопись Отечества золотыми буквами вписаны немеркнущие подвиги российского и советского воинства, которыми гордится вся страна. Наш солдат всегда знал, за что он сражался. Патриотизм как духовная ценность явился фундаментальным основанием, определяющим профессиональную деятельность военного. И поэтому чувство патриотизма, долга было присуще и дружинникам православных князей, и воинству Петра I, и суворовским армейцам, и бойцам Великой Отечественной войны. Исторический опыт России свидетельствует, что ее воины, сохраняя преемственность, из поколения в поколение не только хранили, но и накапливали «национальный дух» армии. Патриотизм как «дух нации» по мере накопления опыта в защите Отечества обрел силу прочной нравственной традиции, превратился в норму поведения для российского воинства. Основой военного патриотизма, его источником являются любовь к России и верность воинскому долгу как высшим духовным устремлением военной деятельности.

Историческая память народа сохраняет подвиги русских патриотов. Павшие герои не умирают, они живут в благодарной памяти потомков, служат для них нравственным эталоном патриотизма и высочайшего проявления воинского духа . Сама историческая память народа утверждает патриотизм как высшую духовную ценность.

Россия за всю историю своего существования никогда не вела захватнические войны, все войны в России были оборонительные. Народ чувствовал истинный патриотизм, когда защищал свою Родину, боролся за свою семью, свой кров, свою историю. Именно это способствовало формированию и укреплению устойчивости этого высокого чувства нашего народа. Агрессивные войны не оправдывают патриотизм, потому что народ не знает, за что он борется, захватывая другие земли, почему он должен идти на эту войну, ради чего он рискует своей жизнью.

Воинский патриотизм дополняется народным патриотизмом. В качестве примера мы можем привести одно из величайших литературных произведений. Роман Толстого «Война и мир» является грандиозной эпопеей непобедимого патриотизма русского народа. Настоящими патриотами являются русские солдаты. Роман насыщен многочисленными эпизодами, рисующими разнообразное проявление патриотизма русскими людьми. Мы видим истинный патриотизм и героизм народа в изображении классических сцен военных действий русской армии под Аустерлицем, Смоленском, Бородиным. Патриотизм русских людей проявляется не только в бою. Ведь в борьбе с захватчиками участвовала не только та часть народа, которая была мобилизована в армию. Народная война восхищает писателя как высшее проявление патриотизма, как единение людей всех сословий в их любви к родине и в общем желании противостоять врагу и не дать поработить Россию. Только война освободительная, являющаяся не "игрой", не "забавой праздных людей", а возмездием за разорения и несчастья, направленная на защиту собственной свободы и свободы всей страны, может стать истоком подъема высших духовных сил народа.

Таким образом, истинный патриотизм в понимании Толстого, есть высшее проявление нравственной силы и духа народа. Военнослужащие многих видов войск защищают Родину, где бы они ни находились. Именно в такой обстановке человек проходит, возможно, одно из тяжелейших испытаний в своей жизни - испытание любовью к Родине. Яркой формой патриотизма является деятельность разведчика, так как будучи оторванным от Родины, погруженным в другое общество и культуру, он не теряет духовной связи с Отечеством. В этой оторванности еще ярче проявляется патриотический дух, поскольку сплоченность и единство с народом и нацией становится настолько нематериальным, что, можно сказать, чисто духовным началом, питающим профессиональную верность своей Родине разведчика. Патриотизм здесь предстает как идеальный пример возвышенного и жертвенного его понимания. Именно в патриотизме черпается источник духовной силы. В произведении Пикуля «Честь имею» показана жизнь разведчика русского Генштаба. Вся жизнь его была посвящена служению на благо Отечества, где бы он ни был, он всегда думал о Родине, жертвуя своей непосредственной связью с народом в своей жизни .

Перелистывая страницы литературы и рассуждая над историей России, можно с уверенностью сказать, воинский патриотизм и воинская служба в целом являются наглядным доказательством духовности. Патриотизм в современных условиях, когда он толкуется неоднозначно, необходимо понимать как историческую ценность, нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества.

В заключении хотелось бы отметить следующее: формирование и развитие патриотизма в российском обществе должно основываться на бережном отношении к собственным воинским традициям. Нашу армию и флот в ближайшее время ожидают серьёзные изменения в оснащении вооружением и техникой, комплектовании личным составом, способах применения сил и средств вооружённой борьбы. Всё это ни в коем случае не должно проводиться без неустанного внимания к российским воинским традициям. И патриотизм в этих условиях должен стать основным ориентиром в поисках оптимального пути.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Толковый словарь Даля: в 4 т. - Москва: Издательский дом «Рипол Классик», 2007.

2. Толковый словарь Даля: в 4 т. - Москва: Издательский дом «Рипол Классик», 2007.

3. Толковый словарь Даля: в 4 т. - Москва: Издательский дом «Рипол Классик», 2007.

4. La Stampa, [Электронный ресурс]. http://www.lastampa.it/italia/politica (дата обращения 15.05.2016)

5. «Интерфакс», [Электронный ресурс]. http://www.interfax.ru/russia/502035 (дата обращения 14.05.2016)

6. Armyrus.Ru: Военно-информационный портал [Электронный ресурс]. - М., 2016. -Режим доступа: http://armyrus.ru/index.php? opti on=com_content&task=view&id=73 -05.05.2016.

7. Мальгин А. С. Ратная слава Отечества (1242-1945) / А. С. Мальгин, М. А. Мальгин. - Москва: Изд-во «Экзамен», 2007. - 384 с.

8. Ратная слава Отечества.// Сб. научных трудов. [Электронный ресурс]. http://publ.lib.ru/ARCHIVES/R/""Ratnaya_slava_otechestva""/_""Ratnaya_slava_otechestva"".html (дата обращения 15.05.2016)

9. Bar-Tal, D. (1993). Patriotism as fundamental beliefs of group members. Politics and the Individual, 3(2), 45-61.

PATRIOTISM HOW SPIRITUAL VALUE L. Sokolova, Military Training and Research Center Naval Academy of the Russian Navy

The article deals with patriotism as a scientific philosophical category , as well as historical trends of formation of patriotism as the spiritual value in the history of the Russian state and Russian armies . Particular attention is given to the importance of patriotism in professional work of military

patriotism, nationalism, cosmopolitanism, professional duty

История нашей Родины началась много тысяч лет назад. Одна у нас земля– просторная, обильная, богатством природы одарённая. Всё своё тепло и все свои сокровища отдаст она рачительному и доброму человеку. Каждому место на ней найдётся, каждому она домом родным станет, если сумеем сохранить её единой и сильной, научимся беречь и приумножать её славную историю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЗМ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Л.А.Галиева зам директора по УВР начальных классов, учитель высшей категории ГОУ средней общеобразовательной школы №596 с углублённым изучением французского языка Приморского района Санкт – Петербурга

О.П. Федотова Учитель 1 категории начальных классов ГОУ средней общеобразовательной школы №596 с углублённым изучением французского языка Приморского района Санкт – Петербурга

Любимая наша Родина! Мы – все твои дети, старые, молодые, совсем юные и те, кто только переступает порог школы, - все!

Нет у нас дороже земли, чем родная земля. За неё наши отцы, деды, прадеды готовы были умереть в бою.

Ещё в давние времена народ сложил поговорку: «Жить – Родине служить».

Множество поколений распахивало пашни, возводило дивные города, сажало сады, стараясь, чтобы земля родная стала самой прекрасной на свете. Люди добывали руду, плавили сталь, проникали в тайны природы и постигали законы развития человеческого общества.

Они не только мечтали о светлом будущем, но и трудились для того, чтобы оно быстрее пришло на нашу землю.

Отцы завещают детям продолжать начатое дело. И будущее поколение детей, повзрослев и возмужав, займёт своё место среди тех, кому предстоит своим трудом умножать славу Родины.

Это к ним обращены из дали лет призывные пушкинские строки:

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

В настоящее время социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность.
В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.

Историко-этнографический музей школы № 596 города Санкт Петербурга является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов - источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

По своему профилю музей ГОУ средней школы №596 является историко-этнографическим, рассказывающим о том, как жили люди на территории Северо-Западного региона страны с древнейших времен.

Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения.

Программа развития музея предусматривает мероприятия по более глубокому изучению учащимися исторического прошлого приневских земель, усилению противодействия искажению и фальсификации истории Отечества. В экспозиции школьного музея имеются подлинные материалы, рассказывающие о том, как жили наши предки, о событиях героической истории Северо-Запада, о боевом прошлом русского народа в период войны 1812 года и Великой Отечественной войны, об истории школы и многом другом. Основная работа нашего музея - пропаганда трудовых, культурных и боевых традиций народа. Они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории.
Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках деятельности лицейского научного общества.

В числе важнейших мер предусматривается использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. Главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе. Опыт многих школ подтверждает целесообразность проведения уроков в самом музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Материалы раздела школьного музея, посвященного блокаде Ленинграда и Великой Отечественной войне, способствуют изучению детьми своих родословных, воспитывают уважение к семье, своим предкам.

Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения предлагается учителям в перспективном планировании на учебный год предусматривать работу учащихся в музее, использование музейных материалов в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами по истории, истории и культуре Санкт-Петербурга, химии, технологии, по истории родного учебного заведения.

Музей является организатором конкурсов и народных праздников для учащихся начальной школы. На базе экспозиции музея учащиеся проводят подготовку к различным районным и городским конкурсам, заочным викторинам.

В результате осуществления программы развития музея ожидается: обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения,

возрождения истинных духовных ценностей российского народа,

сохранение и развитие его славных боевых, трудовых и культурных традиций, оптимизация работы по военно-патриотическому воспитанию школьников в современных условиях.

Огромное воспитательное значение имеет обращение школьников к истории семьи, самых близких для них людей.

Благодаря музею ребята проникают гордостью за своих бабушек и дедушек, Родственников своих товарищей, соседей по дому и улице. Пополняя фонды музея, школьники получают предметный урок уважения к старшим и к делу их жизни, а формирующееся у них чувство патриотизма приобретает осязательные, конкретные примеры, достойные подражания и продолжения. Повысился авторитет многих родителей в делах школы.

История нашей Родины началась много тысяч лет назад. Одна у нас земля– просторная, обильная, богатством природы одарённая. Всё своё тепло и все свои сокровища отдаст она рачительному и доброму человеку. Каждому место на ней найдётся, каждому она домом родным станет, если сумеем сохранить её единой и сильной, научимся беречь и приумножать её славную историю.

Литература

1. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы" от 11 июля 2005 года № 422;

2. Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России" от 10 февраля 1995 г;

3. Положение о школьных музеях.


1.Введение…………………………………………………… …………

2.Патриотизм в системе нравственных ценностей……………………………………………………… ………

3.Патриотическое воспитание…………………………………………

3.1.Школа……………………………………………………… ………

3.2.Средне-специальные учреждения………………………………..

3.3.Вузы………………………………………………………… ……..

4.Роль молодежных организаций и объединений

в воспитании патриотизма………………………………………………. ..

5.Заключение……………………………………………… …………….

6.Список литературы…………………………… ……………………....

Введение

В настоящее время проблемы патриотизма имеют особое значение. Это связано как с объективными, так и субъективными факторами. Возникновение на постсоветском пространстве свыше десятка независимых государств стало катализатором, постоянно подталкивающим людей к поиску ответов на вопросы, связанные с самоидентификацией нации, функционированием ее самосознания. При этом далеко не всегда дается правильная оценка деятельности предшествующих поколений, что негативно сказывается на формировании патриотического мировоззрения, в т.ч. и в нашей республике. Проблема патриотизма приобрела весьма актуальный характер. В настоящее время этнополитическая реальность Республики Беларусь требует формирования новой патриотической парадигмы, поиск новых духовных оснований, при помощи которых можно было бы обосновать свою национальную неповторимость, уникальность, независимость, свои патриотические ценности. Более того, проблемы патриотических ценностей для Республики Беларусь имеют особое значение, поскольку наша страна -многонациональное и поликультурное государство, в котором проживают многочисленные этнические группы. В новой исторической ситуации как никогда важна разработка патриотической идеи, в которой молодое поколение черпало бы цель и смысл своей социально полезной, творческой деятельности.

Для начала необходимо рассмотреть основные понятия используемые в данной работе -патриотизм и патриотическое воспитание.

Патриоти́зм (греч. πατριώτης - соотечественник, πατρίς - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Патриотическое воспитание- это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

Объектом в данной курсовой работе является молодежь, предметом- патриотическое воспитание молодежи.

Цель- изучить патриотическое воспитание современной молодежи.

Задачи:

1.Выяснить, какими методами и способами проводиться патриотическое воспитание в учреждениях образования.

2.Узнать,какую роль играют молодежные организации и объединения в воспитании патриотизма.

3.Определить место патриотизма в системе ценностей молодежи.


Глава 1. Патриотизм в системе нравственных ценностей

В настоящее время задача возрождения национального самосознания граждан решается в условиях общества, в значительной степени теряющего прежние социально-нравственные ориентиры. Стала более заметной утрата определенными слоями молодежи патриотического сознания, ее неспособность ориентироваться в мире событий, на рынке услуг и предложений и в информационно-психологическом противостоянии.

Все это сказывается на отношении молодежи к жизни, семье, своему народу, государству и его институтам. Медленно восстанавливается престиж воинской службы, имеют место отдельные факты уклонения от выполнения конституционного долга по защите Отечества. В этих условиях очевидна необходимость усиления роли воспитания, прежде всего воспитания у молодежи чувства патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

Наполнение патриотического воспитания новым содержанием должно осуществляться на основе аксиологического подхода. Новая иерархия ценностей, в которой общечеловеческое стоит на первом месте, - методологическая идея, заложенная в национальные законы, концепции, программы в сфере воспитания и образования подрастающего поколения. Это, в свою очередь, следует из Конституции Республики Беларусь, где подтверждается приверженность народа республики национальным и общечеловеческим ценностям. Одна из таких ценностей - патриотизм.

Патриотическое воспитание сегодня рассматривается как организованный и управляемый целенаправленный процесс развития патриотических чувств, формирования патриотического сознания и поведения детей и учащейся молодежи.

Чем большие задачи социально-экономического, культурного и духовно-нравственного развития стоят перед белорусским государством, тем активнее к их решению привлекается молодежь- один из многочисленных и перспективных слоев населения. Однако в современных условиях, решая повседневные дела народнохозяйственного значения, органы власти, общественные объединения, учебные заведения порой упускают вопросы идеологического обеспечения своей деятельности, её патриотическую направленность. Принимая в качестве аксиомы то обстоятельство, что в силу ряда объективных и субъективных причин молодежь оказалась в какое-то время одной из социально слабо защищенных категорий населения, представители властных структур на местах многое делают для трудоустройства, ликвидации безработицы, строительства жилья, организации культурного досуга юношей и девушек. Эта благородная деятельность заслуживает всяческого одобрения и поддержки. В тоже время, как показывают социологические исследования, в психологии некоторых молодых людей проявляются сугубо потребительские черты, суть которых в том, что им всегда «все должны», что они «имеют права», но, оказывается, не хотят понимать своих обязанностей перед ближними и дальними, перед обществом в целом.(24,стр.136)

Воспитательная работа среди молодежи усложняется в силу размытости идеалов общественного устройства и личности. Тем не менее, молодые люди любят, когда их приглашают к совместным размышлениям. В самом деле- что может стать объединительной идеей?

В многонациональной, поликонфессиональной, имеющей богатую духовно-нравственную культуру и традиции, суверенной Беларуси идея патриотизма может и должна стать организующей, мобилизующей, превратиться в нравственный принцип всеобщего согласия и поведения.

Патриотизм (греч. Patris-родина) - высокоблагородное чувство и моральный принцип, включающий: уважение к историческому прошлому и традициям народов, населяющих территорию Беларуси; гордость за её социально-экономические, политические, культурные и духовно-нравственные достижения; заботу об интересах, независимости и будущем единого белорусского народа; стремление к суверенитету страны и укреплению её Союза с Россией, сотрудничеству со всеми миролюбивыми странами мира во имя социального и научно-технического прогресса; обеспечение гражданину Республики Беларусь гарантированных Конституцией всех прав и свобод личности; любовь к родным местам, своим ближним.

В Республике Беларусь патриотизм правомерно отнесен к важнейшей духовно-нравственной ценности, которая формирует у широких слоев молодежи готовность к исполнению гражданского долга во всех сферах общественной и государственной деятельности. Любопытная деталь: хотя патриотическое воспитание проводилось постоянно(некоторый спад в этой работе в начале 90-х годов здесь можно проигнорировать),а нашу молодежь в антипатриотизме не упрекнешь, при социологических опросах последнего десятилетия не такой уж и большой процент респондентов, ставящих этот моральный принцип в верхнюю шкалу ценностей. По мнению профессиональных социологов, объясняется это тем, что молодые люди, особенно учащиеся и студенты, не любят «лобовых» вопросов, предпочитают более утонченные «косвенные».Это касается и других социально весомых категорий и чувств. С точки зрения тех же социлогов, уровень знаний и профессионализма молодежи в нашей стране достаточно высокий,чему способствует реформа общеобразовательной, профессионально- технической средней школы, системы высшего и последипломного образования, современные СМИ. Естественно, молодежь представляет, какое содержание включает в себя такое ценностное понятие как патриотизм.

Под ценностью мы понимаем философскую категорию, применяемую для обозначения предметов и явлений духовного и материального мира, включенных в систему жизненно важных потребностей людей, способствующих их прогрессивным устремлениям и гуманности.(24,стр. 142) Ценности - это высшие стимулы человеческой деятельности. Они определяют мотивы и поступки субъекта. Ценности проявляют себя как оценка всех действующих сил и обстоятельств в общественной жизни индивида, как осознание того, чем является для него тот или иной объект.(книга м,стр.13)

Ценности молодежи- индикатор общей культуры общества и семьи, показатель эффективности воспитательной работы в среде, где живут и общаются юноши и девушки, свидетельство действенности средств массовой информации и коммуникаций. Известно, что молодежь сейчас духовно и нравственно раскрепощена; потому ответы молодых респондентов при социологических опросах достаточно искренние. Сравнивая их по одним и тем же параметрам сегодня с ответами пятнадцатилетней давности, видим, что у всех слоев молодежи на первые места в шкале ценностей выдвинулись те, что связаны с личностным благополучием: любовь, семья, здоровье, дружба, материальное благосостояние и бытовое благоустройство, комфортность; зато показатель степени рвения к исполнению общественного долга, патриотических обязанностей значительно снизился. Однако не следует усматривать в этом проявление какой-то потребительской позиции, социальной индифферентности или нравственной инфантильности молодежи: в конечном счете вся политика цивилизованного государства и его долгосрочных программ преследует цель максимального обеспечения благосостояния человека- труженика и гражданина; и чем больше будет благоустроенных людей в личной жизни, тем более патриотичным будет само общество и отдельный человек. В самом деле, каким патриотом может быть бездельник, вор или антисоциальный тип? И в то же время труженик, честный и добропорядочный гражданин патриотичен по своей сути.

Показательно, что на вопрос социологов: «Какое значение, по Вашему, имеет в жизни человека работа?» -ответы молодых людей распределились так: это возможность содержать свою семью (79,0%), реализовать свои знания (33,5%), быть в коллективе (30,4%), стать профессионалом (24,8%), быть полезным обществу (18,9%), сделать карьеру (18,9%), исполнить долг гражданина (12,2%). Однако, если правильно понимать, что означает долг гражданина, то не только последний процент отражает это понятие, а все 100%, ибо обеспеченно содержать семью, быть полезным обществу, коллективу и проявить себя в учебно-познавательной и профессионально-трудовой сфере- это фактически продемонстрировать уровень гражданственности и, в конечном счете, степень патриотичности. Таковым должен быть рациональный взгляд по сути.

Кстати, на вопрос социологов: «Что, по-Вашему, заставляет молодых людей уезжать за границу?»- получены ответы: низкая оплата труда (88,1%), стремление посмотреть мир (30,8%), невозможность реализовать свои творческие способности(19,8%).

Патриотизм не может и не должен быть созерцательным, как раз наоборот: это чувство- показатель социальной активности личности, которой не безразлично все происходящее сегодня и рассчитанное на перспективу. Иногда решение сугубо практических задач: наведение и поддержание образцового порядка в подъезде дома, лифте, общежитии, дворе, местах массового отдыха юношей и девушек, борьба с хулиганством и т.д.- свидетельство подлинного хозяйского отношения к делу, патриотизма.

Вся социальная среда, вовлеченная в процесс личностного воспитания и самореализации, так или иначе подпитывает патриотические чувства и настроения молодежи. По мнению молодых респондентов, любви к Отчизне и уважению к законам своего государства учит семья (62,0% ответов), телепрограммы по данной тематике (57,0%),газетные материалы, журнальные публикации (18,0%-19,8%), радио (17,5 %),литература (17,0%), встречи с именитыми людьми (7,6%),армия (6,3%), иной ответ-2,7% респондентов.

58,2% опрошенных юношей и девушек гордятся своей страной-Республикой Беларусь (затруднились определиться- 20,2%). Живут надеждами (60,3%) и уверенностью (26,2%) большинство юношей и девушек, каждый четвертый испытывает чувство неопределенности.(24,стр.144)

Развитие патриотических ценностей идет не путем плавного наслоения новых ценностей на старые, а через периодическую коренную трансформацию и смену ведущих ценностных ориентации. На каждом этапе исторического развития социума доминирует определенная парадигма. В условиях социальных трансформаций всех сфер жизнедеятельности нашего общества наблюдается очередная смена патриотической ценностной парадигмы. Ее содержание все больше и больше наполняется общечеловеческими ценностями: сохранением самобытности, уникальности, неповторимости различных национальных культур, их взаимопроникновением и взаимодополнением, непримиримостью к проявлению разного рода национализма и шовинизма.В сознании молодежи превалируют материальные ценности над духовными. Можно было бы приветствовать такие жизненные установки, если бы источником материального благосостояния они считали труд. «Красиво жить» хочется за счет нетрудовых доходов. Стремление «красиво жить» сформировано у молодежи во многом под влиянием средств массовой информации. А это уже серьезные симптомы социальной незрелости у части молодежи.

Краткое описание

Цель- изучить патриотическое воспитание современной молодежи.
Задачи:
1.Выяснить, какими методами и способами проводиться патриотическое воспитание в учреждениях образования.
2.Узнать,какую роль играют молодежные организации и объединения в воспитании патриотизма.
3.Определить место патриотизма в системе ценностей молодежи.

1.Введение………………………………………………………………
2.Патриотизм в системе нравственных ценностей………………………………………………………………
3.Патриотическое воспитание…………………………………………
3.1.Школа………………………………………………………………
3.2.Средне-специальные учреждения………………………………..
3.3.Вузы………………………………………………………………..
4.Роль молодежных организаций и объединений
в воспитании патриотизма………………………………………………...
5.Заключение…………………………………………………………….
6.Список литературы…………………………………

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2006 г. Выпуск 3. С. 80-86

ПАТРИОТИЗМ КАК ЦЕННОСТЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

В.Б. Орлов, В.И. Лесняк

Чем дальше двигается общество по пути рыночных преобразований и более приближается к человекоцентристской модели образования, тем явственней проступает у определенной части общества недооценка государственных приоритетов, в ряду которых стоит и патриотизм.

Так, выявляя педагогический смысл обновленного понятия «патриотизм», современный автор Г. А. Коновалова пишет: «Патриотизм в его традиционном понимании как любовь к Родине и как идеологически ангажированное чувство, предполагающее доминирование общественных интересов над личными, личностное самопожертвование, ощущение собственного «я» деталью огромной государственной машины, - все это ушло в прошлое вместе с советским временем» .

Анализируя эту сентенцию, выскажем твердое убеждение, что любовь к Родине была, есть и будет сердцевиной патриотизма. Что касается патриотизма как идеологически ангажированного чувства, заметим, что это чувство, прежде всего, без всякого ангажемента присуще каждому истинному гражданину, а во-вторых, до тех пор, пока существует государство, патриотизм будет выступать в качестве идеологического стержня. Чем более демократично общество и государство, тем большая роль отводится патриотизму. Без него не смогут существовать ни государство, ни общество, ни личности, составляющие нравственный и деятельностный континуумы данного общества. Хотя прежняя трактовка - «раньше думай

о Родине, а потом о себе» - и несколько потеснена в сознании россиянина другим пониманием: «Если я не для себя, то зачем я?», но в то же время каждый здравомыслящий человек вполне резонно задается вопросами: «Но если я только для себя, то зачем я живу?», «Что я смогу сделать в одиночку?», «Какая сила защитит мои права и свободы?». Мы не отрицаем, что приоритет личности, устремлений и интересов каждого человека в развитии общества, положенный в основу современных концепций воспитания, неминуемо отражается в содержании основных нравственных понятий и понятия «патриотизм» в том числе. Однако пока существует страна, нужны и силы, оберегающие ее целостность и независимость. И в этом деле альтернативы патриотизму просто не существует!

Безусловно, новые реалии мира (глобализация, интеграционные процессы, создание единого мирового сообщества, информатизация, становление поликультурности и т.п.) и страны (распад СССР, возникновение СНГ, изменение границ и геополитического пространства Родины, переход к рыночным отношениям и попытка построить гражданское общество) подвергли трансформации общественное мнение части россиян относительно роли и места патриотизма в современном мире и России.

Некоторые россияне ошибочно полагают, что переход России к рыночным отношениям в эпоху нового общества, формирующегося под влиянием информатизации и глобализации, ведет к «единству человеческого рода», понимаемому зачастую абстрактно, вне связи с обострением терроризма на международной арене, без учета не изжитых из сознания антигуманных парадигм развития человечества. Такие западные доктрины развития, как приостановка научно-технического прогресса (идея «нулевого роста») для отдельных стран (аутсайдеров) во благо лидеров, признание неомальтузианской теории необходимости сокращения роста народонаселения Земли, превращение России в сырьевой придаток развитых стран и некоторые другие неопровержимо доказывают, что идеология космополитизма, по меньшей мере, абсурдна, если не сказать вредна, ибо антинародна по сути. Наличие внешней опасности и внутренняя нестабильность не позволяют отказаться от национального суверенитета, национальных традиций и культуры.

Резко растущая социальная дифференциация, как между различными странами, так и внутри отдельных стран, в сочетании с борьбой за ресурсы приводит к текущим локальным конфликтам и несет в себе высокую угрозу глобального потрясения. В этих условиях опасно скатиться и к национализму, ибо он ожесточает людей, затрудняет и приостанавливает процессы сотрудничества и кооперации стран и народов, и к космополитизму. Именно поэтому патриотизм выступает той золотой серединой, которая позволяет народам, населяющим Россию, уверенно жить и работать на исконно своих территориях.

В современных условиях патриотизм должен стать идеологией и государства, и гражданского общества, которое включает систему независимых от государства общественных институтов и отношений, призванных обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей. Гражданское общество включает различные группы и сообщества: семью, церковь, политические партии, профсоюзы и т.д.

В основе гражданского общества лежит не только частная собственность, позволяющая гражданам сохранять экономическое достоинство, но и все другие формы собственности: государственная, коллективная, муниципальная и т.д.

Условиями функционирования гражданского общества выступают: социальная свобода, демократическое социальное управление, существование политической деятельности и дискуссии, властность и связанная с ней высокая информированность граждан, позволяющая реально оценивать хозяйственную конъюнктуру, социальные проблемы и предпринимать шаги по их разрешению, наличие соответствующего законодательства и конституционных гарантий его права на существование.

Существование гражданского общества, его формирование невозможны без появления новых общественных индивидов - граждан, имеющих равные гражданские права и соответствующие качества. Человек только тогда становится гражданином, когда обладает высокими нравственными идеалами, передовым мировоззрением, основанным на демократическом сочетании чувства собственного достоинства, независимости, индивидуальности с уважением прав и свобод других граждан, неукоснительным соблюдением законов и правил общечеловеческого общежития. Такой новый тип личности находится в иных взаимоотношениях с общественными объединениями и институтами. В достаточно развитом гражданском обществе новые общественные индивиды не только не растворяются в коллективах, имеют собственную индивидуальность, но и обладают более высокой духовностью, строят свои взаимоотношения на чисто гражданской основе. Гражданственность является той новой социальной основой, которая должна питать патриотизм современного россиянина.

Это качество характеризуют такие показатели социальной зрелости, как: научное мировоззрение; уважение к чужой собственности; признание человеческой жизни главной земной ценностью; любовь к родине, природе, детям; преклонение перед женщиной - матерью; иммунитет к национальной и расовой розни, к разжиганию классовых антагонизмов; отрицание насилия как способа решения спорных проблем; религиозная терпимость, уважение религиозных чувств верующих; готовность к труду и осознание его как источника процветания человека и общества; отношение к учёбе как к важнейшему средству совершенствования личности; осознание важности гражданской активности для демократической трансформации России, как на региональном, так и на местном уровне и, прежде всего, патриотизм.

Итак, становление гражданского общества в России не только не отменяет, а, наоборот, объективно обусловливает актуализацию патриотического воспитания личности, подчеркивая его идейную и психолого-педагогическую значимость для граждан, что делает необходимым раскрытие сущности, показ наиболее эффективных форм работы, определение основ системы патриотического воспитания, выявление организационно-педагогических условий, оказывающих эффективное воздействие на защитника Родины, определение уровней воспитанности, системы руководства, анализ возможностей различных форм работы.

В системе образования современной России с конца 90-х годов минувшего столетия наметилась тенденция исследования проблемы патриотического воспитания, хотя с начала 90-х годов, как отмечает В.В. Дьяченко, общая ситуация в стране отличается высокой степенью сложности, противоречивости, нестабильности, напряженности между всеми социальными явлениями и процессами. Во многих школах ликвидированы музеи боевой и трудовой славы. Практически не используется историко-культурное наследие регионов. В СМИ не прекращается пропаганда худших западных ценностей: насилия, секса, сатанизма, национализма, меркантилизма .

Современные проблемы героико-патриотического воспитания следует рассматривать в контексте другой, более глобальной проблемы - проблемы кризиса духовности.

Конец XX века стал для России очередным смутным временем. В научной и популярной литературе много говорилось об экономической и социальной составляющих системного кризиса российской культуры. Куда меньше внимания уделялось исследованию духовного кризиса. При

этом современного исследователя абсолютно дезориентирует традиционная трактовка духовной сферы жизни общества лишь как надстройки над экономическим базисом, которая, хотя и оказывает активное обратное влияние на другие сферы, играет все же второстепенное значение в общественном развитии. Отсюда расхожее мнение о том, что как только появятся положительные сдвиги в экономике - повысится и уровень духовности россиян. Но столь ли жестко связаны экономика и духовность? Ведь вряд ли можно признать США - лидера мировой экономики - самой высоконравственной, высококультурной страной.

В общественном сознании глубокой эрозии подверглись такие ценности, как Отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. В детские души через средства массовой информации и произведения культуры внушались не лучшие образцы массовой культуры, космополитизма. Сегодня россиянину, пишет В. А. Караковский, «внушается комплекс исторической неполноценности, чувство жертвы истории, отчаяние человека, обреченного жить в самой плохой стране» .

Настораживает то, что уже существуют радикальные, псевдопатриотические организации, которые пытаются оказать влияние на те категории населения, которые по тем или иным причинам не могут адекватно реагировать на происходящие социальные процессы. Именно поэтому здоровые силы нашего общества и государственные структуры проявляют особый интерес к проблеме возрождения системы патриотического воспитания россиян, и, прежде всего, молодежи, тем более что патриотическая идея в истории России занимала ведущее место.

Патриотизм в России всегда рассматривался как символ мужества, доблести и героизма, силы русского народа, как необходимое условие единства, величия и могущества Российского государства.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что основой народа и патриотического воспитания «является идея Родины, как национальный идеал, который особо важен для воспитания» .

В связи с глобальными социально-политическими преобразованиями в России прекратила свое существование действовавшая в свое время система идеологического воспитания граждан, а с ней и прежняя система советского патриотического воспитания. Поскольку были размыты ценности, скреплявшие духовное пространство советского общества, их место стали занимать активно пропагандируемые идеи сепаратизма и национализма. Отсюда - парад суверенитетов, появление очагов напряженности в разных районах страны. Тогда стала понятной опасность полной деидеологизации общества, которая была провозглашена в начальный период российских реформ частью правящей элиты. По сути, это означало разрушение духовного стержня общества, а значит и разрушение государственности.

Избавление от комплекса исторической неполноценности может обернуться и зачастую оборачивается ярым национализмом (вспомним, как зародилась в США философия негритюда). «Важно отметить, что границей, отделяющей патриотизм от национализма, является признание принципа приоритета общечеловеческих ценностей. Национализм не просто предполагает защиту собственного народа, любовь к своей стране, но и абсолютизацию этих интересов, стремление их реализовать любыми методами, игнорируя интересы других народов» .

Одним из путей преодоления национализма может стать обращение к религии как одной из наиболее древних форм общественного сознания, которая на протяжении многих столетий формировала базовые духовные ценности в обществе. При этом базовые духовные ценности приобретали сакральный смысл. Особое значение формирование таких ценностей имеет для воспитания защитника Родины. Большинство религий мира указывает на то, что защита веры, Отечества, народных традиций открывает человеку прямую дорогу к вечному блаженству. Православие в этом смысле не является исключением. Неслучайно некоторые российские полководцы причислены к лику святых. Символично и то, что в дореволюционное время воины шли в бой за Веру, Царя и Отечество. Вера стояла на первом месте. Однако попытка с помощью «кавалерийской атаки» овладеть полузабытой православной традицией отношения к Отечеству пока не возымела действия на сознание молодых россиян.

При этом отечественные средства массовой информации постарались выплеснуть все, что накопилось в годы застоя, ниспровергая при этом все, что было сделано и накоплено в советские годы, искажая исторические факты, иронизируя по поводу традиционной российской нравственности и духовности, открыто издеваясь над патриотическими чувствами народа. По сути дела СМИ стали готовить патриотов для других стран.

Непреходящий характер патриотизма, его значение в жизни народов и каждого человека, влияние на развитие определенного общества позволяет рассматривать его как социальнонравственную ценность. Обоснуем данную точку зрения подробнее.

Под ценностями понимаются «специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества» .

Выделяют три формы существования ценностей: 1. Ценности как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием и содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Эти ценности могут быть общечеловеческими («вечными») и конкретно-историческими; 2. Ценности в объективированной форме (произведения материальной и духовной культуры, поступки людей, конкретно воплощающие этические, эстетические, политические и прочие общественно ценностные идеалы); 3. Личностные ценности, являющиеся одним из источников мотивации поведения. Эти ценности, социальные по своему характеру, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психическую структуру личности .

Личностные ценности служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. Каждому человеку присуща индивидуальная специфическая иерархическая система личностных ценностей, которая складывается в процессе деятельностного распредмечивания содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры.

Личностные ценности отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций, которые рассматриваются как моральные, эстетические, политические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта субъектом и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности.

Личностные ценности выступают в трех видах: ценности-нормы, ценности-цели и ценности-качества.

Патриотизм как ценность-качество должен выступать устойчивым элементом морального сознания и повседневного поведения личности. Это качество органически связано со многими другими, в частности, с героизмом. Единство и взаимопроникновение их заключается в том, что любая нравственная черта может быть выражена лишь посредством других, через другие черты.

В структуре личностных ценностей традиционно выделяют три взаимосвязанных компонента: когнитивный (познавательный), эмоциональный и поведенческий . Наряду с этими компонентами мы выделяем и интенциональный компонент, обеспечивающий освоение и присвоение полученного извне. Он связан с внутренним напряжением, активной мыследеятель-ностью и, в конце концов, служит важнейшей предпосылкой формирования волевого акта. Интен-циональный компонент обеспечивает проявление поведенческих реакций, в том числе и героизма.

Н.В. Ипполитова справедливо отмечает: «У каждого народа процесс формирования социальных, нравственных ценностей отражает национальные особенности, традиции, касающиеся путей социализации личности, проявляющиеся в культуре. Однако наряду со специфическими ценностями определенного народа или общества существуют и общечеловеческие ценности» . Названный автор выводит из диалектики взаимодействия национального и интернационального, на наш взгляд, весьма спорный результат: ценности определенного народа (общества) и общечеловеческие ценности, «взаимодействуя между собой, представляют взаимосвязь национального и интернационального, совокупность определенных фундаментальных национальных ценностей и соответствующих им норм. Они выражают общие интересы человечества и при этом не противоречат, а дополняют и развивают друг друга (курсив -наш, прим. В.О., В.Л).

На наш взгляд, не следует понимать общечеловеческое «как единство национального и интернационального, как сложный процесс взаимодействия общего и частного, объективного и субъективного факторов» .

Нам представляется, что общечеловеческие ценности носят интерсоциальный, интернациональный характер. Эту позицию разделяют В.И. Лешер, Н.М. Таланчук и другие ученые. Интерсоциальные ценности отражают большую степень обобщения, а, следовательно, лишены той национальной конкретики, которая может быть непонятна и даже чужда представителям иных наций и народностей. Скажем, можно ли понять и принять традицию людоедства некоторых африканских племен? Можно ли понять и принять традицию мужчин некоторых народов Севера, искренне и заинтересованно предоставляющих для любви своих жен дорогим гостям? Понять и объяснить можно: в первом случае - необходимостью питаться; во втором случае - стремлением избежать кровосмешения и получить жизнеспособное потомство. Оба явления имеют биологическую природу и диктуются тяжелейшими условиями существования и выживания. Однако принять данные ценности, интерсоциализировать их невозможно, ибо они противоречат таким общечеловеческим ценностям, как уважение чужой жизни, супружеская верность.

Характерной чертой патриотизма является его органическая взаимосвязь с уважением к другим народам, с признанием их достижений, стремлением узнать их историю, культуру, освоить их прогрессивный опыт. Поэтому патриотизм представляет собой сложное образование, содержательно отражающее совокупность общечеловеческих и специфических для данного народа ценностей .

Итак, патриотизм в социально-педагогическом плане понимается как социально-нравственная ценность, выражающая единство человеческого рода, общность исторических судеб народов, населяющих планету, и в этом отношении позволяет возвыситься над социальной и этнической разобщенностью людей, сохраняя при этом национальные особенности каждого народа .

Главными объектами ценностного отношения человека-патриота выступает его любовь к Родине и верность Отечеству.

Проведенный нами контент-анализ более чем трех десятков определений патриотизма и патриотического воспитания позволил определить, иерархически выстроить и содержательно наполнить компоненты такого сложного структурного образования, каким является патриотизм (табл. 1).

Таблица 1

Компоненты патриотизма Содержание

Эмоциональный Любовь к Родине, к родным местам, родному языку, родной природе; уважение к героическому прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, классовой розни; стремление к укреплению чести и достоинства Родины; уважение к силовым структурам; гордость (национальная; за достоинства страны)

Интеллектуальный Знание истории Родины, понимание задач, стоящих перед страной, и своего патриотического долга

Интенциональный (потребностно- мотивационный; волевой) Готовность защищать Родину, служить ее интересам, умножать своим трудом достоинства страны; следование российским традициям, нравам, обычаям; сохранение прогрессивных традиций; верность Отечеству, общественному строю, сыновнему долгу; стремление ставить общественные интересы выше личных

Деятельностный Активное и сознательное участие в трудовой деятельности при сочетании личных и общественных интересов; бережное отношение к собственности

Попытаемся с учетом вышеприведенного анализа описать структурные компоненты понятия «патриотизм», указанные в табл. 1.

Выделение эмоционального компонента обусловлено эмоционально-чувственным началом патриотизма. Это начало, прежде всего, проявляется в переживаниях в отношении «мое», а затем - «наше». Эти чувства и эмоции произрастают из хватательного рефлекса. Беря что-то, человек присваивает (делает своим) ранее чуждый (чужой, ничей и т.д.) объект. Не случайно так много авторов (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, В. И. Ленин, П.М. Рогачев, А.В. Русецкий, М.А. Свердлин, И.Ф. Харламов, Н.Е. Щуркова и др.), определяющих патриотизм через понятие «чувство». Наиболее сильным чувством в анализируемом компоненте является чувство любви к Родине.

Следующим компонентом в структуре патриотизма, который мы выделяем вслед за большинством исследователей, является интеллектуальный компонент. Он характеризует знания, взгляды, убеждения человека. Основу патриотического сознания составляют знания патриотического характера, на основе которых вырабатываются патриотические взгляды и убеждения. В убеждениях проявляется единство моральных знаний и чувств человека. Они являются идейно-психологическим компонентом сознания, непосредственно стимулирующим поведение человека, выбор действий и поступков.

В современных философских исследованиях отмечается, что человеческое поведение определяется взаимодействием внешних объективных условий и системы внутренней детерминации, которая включает в себя три основных подсистемы: потребности, субъективные возможности (способности, знания, умения, качества характера) и жизненная позиция (диспозиция, готовность). Каждый из этих компонентов выполняет свою функцию. Подсистема потребностей задает модели потребного будущего и исходные импульсы к их реализации; подсистема возможностей дает средства для удовлетворения потребностей; а подсистема жизненной позиции осуществляет выбор предпочтительных потребностей и способов их удовлетворения и обеспечивает непосредственную готовность к определенному типу деятельности, определенного рода поступкам. В совокупности данные компоненты являются необходимыми и достаточными для обеспечения внутренней детерминации поведения . Именно внутренняя детерминация поведения выступает в качестве содержания ин-тенционального компонента патриотизма и героико-патриотического воспитания. А это означает, что знания, умения, навыки, полученные на когнитивной стадии воспитания, в процессе интенциональной стадии превращаются в идеалы, принципы, готовность к героикопатриотическому поведению, поступкам, действиям, которые осуществляются на праксиологической (деятельностной, практической) стадии.

Превращение социальных ценностей в личностные осуществляется на основе активной деятельности самой личности в процессе героико-патриотического воспитания и самовоспитания. Формы этой активности различны в разных сферах жизнедеятельности личности. Особое значение имеет деятельность, в процессе которой происходит интенсивный обмен социальным опытом и осваивается система данного общества. Выступая стимулятором активного жизненного проявления личности, ценности служат средством повышения продуктивности ее жизнедеятельности, возвышения ее нравственного потенциала. Человек проявляет свои убеждения, формирует необходимые умения и навыки только в практической деятельности. Человек-патриот проявляет свою жизненную позицию в практической деятельности человека на благо Родины, в служении Отечеству. Все это дает основание выделить в структуре данного понятия деятельностный компонент.

Итак, патриотизм как ценность, качество личности проявляется на различных уровнях по-разному: на интеллектуальном (когнитивном) - как интерес к познанию истории Отечества, как знание Отечественной истории; на эмоциональном - как высшее моральное чувство; на интенциональном - как социально-нравственный принцип, как готовность встать на защиту Родины, на деятельностном (праксиологическом) - в поведении и деятельности по обеспечению правопорядка и охране личности, общества и государства

ЛИТЕРАТУРА

1. Дьяченко В.В. Теория и практика патриотического воспитания в современной России: Дис. ...д-ра. пед. наук. - М., 2001. - 396 с.

2. Дьяченко М.И., Кандытович Л.А., Понаморенко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект. - М.: Российский архив, 1995.

3. Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: Дис. .д-ра. пед. наук. - Челябинск: ЧелГУ, 2000. - 390 с.

4. Караковский В.А. Стать человеком. - М., 1993. - 80 с.

5. Коновалова Г. А. Организационно-педагогические условия патриотического воспитания учащихся в современной общеобразовательной школе: Дис. .канд. пед. наук. - Томск, 2003. - 197 с.

6. Культура жизни личности: Проблемы теории и методологии социально-психологического исследования /Л.В. Сохань, В.А. Тихонович, Е.А. Донченко и др. - Киев: Наукова думка, 1988. - 192 с.

7. Ленин В.И. Ценные признания Питирима Сорокина. Полн. Собр. Соч., Т. 37. - с. 188-197.

8. Психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. -М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

9. Рогачев П.М., Свердлин М. А. Патриотизм и общественный прогресс. - М.: Политиздат, 974. - 280 с.

10. Русецкий А.В. Художественная культура и военно-патриотическое воспитание. - Минск: Беларусь, 1980. - 126 с.

11. Социологический словарь /Сост. А.Н. Елсуков, К.В. Шульга. - Минск: Университетское, 1991. - 528 с.

12. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина //Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.

1 /Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. - М.: Педагогика, 1979. - С. 267 - 538.

13. Спурел Х. Патриотизм с биологической точки зрения. - М., 1914. - 71 с.

14. Философский словарь. /Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1987. - 590 с.

15. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пос. - 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1990. - 576 с.

16. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника // Классный руководитель. - 1997. - № 1. -с. 3-10.